Опубликовано: Март 26, 2009
Поп-арт
Поп-а́рт — направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм.
Поп-арт (по-английски pop art, от «popular art» — «популярное искусство») — направление в искусстве 1950— 1960-х, для которого характерны использование и осмысление образов массовой культуры. Начало поп-арту было положено деятельностью лондонской «Независимой группы» (основана. в 1952 году), занимавшейся изучением имиджей (обликов) массового искусства (художники Ричард Хэмилтон, Патрик Колфилд, Питер Блейк, Эдуарде Паолоцци и др.). Однако всемирную известность поп-арт приобрел в его американском варианте, представленном творчеством Роберта Раутпенберга, Джэспера Джойса, Энди Уорхола, Джеймса Розенквиста, Роя Лихтенстайна, Клааса Олденбурга, Тома Весселмана. Признаки «массовой культуры» эксплуатируются поп-артом в разных ключах. Иногда вводятся в картину как прямая цитата, посредством фотовоспроизведения или коллажа; в ряде случаев имитируются композиционные приемы и живописная техника рекламных щитов; создаются подобия витринных муляжей продуктов в необычных материалах и огромных размерах. В поп-арте выразилась реакция художников на современную городскую среду, наполненную образами массовой культуры. Этот мир подвергается переосмыслению; исходный образ обесценивается или обнаруживает свою изнанку, парадоксально преобразуется и иронически перетолковывается. Поп-арт ознаменовал отказ от абстракционизма и переход к концепциям нового авангардизма. Художники поп-арта были в числе инициаторов таких форм, как хэппенинг, предметная инсталляция, энвайронмент, ассамбляж, видеоарт. Приемы этого направления в дальнейшем широко распространились в старом свете и других уголках мира.
Поп-арт неоднократно подвергался критике со стороны деятелей искусств и художественных критиков. 13 сентября 1962 года Нью-Йоркский музей современного искусства организовал симпозиум по поп-арту. В ходе развернувшейся дискуссии влиятельный критик-консерватор Хилтон Крамер (англ. Hilton Kramer) из газеты «The New York Times» высказал мнение, что по своей сути поп-арт «ничем не отличается от искусства рекламы». По словам Крамера, оба этих явления преследуют цель «примирить нас с миром предметов потребления, банальностей и вульгарности». Критик настаивал на необходимости решительного противодействия поп-арту.
От: Васильева О.,  
Похожие темы:
|