Опубликовано: Январь 30, 2012
Исторический музей, Ханой, Вьетнам
(Pham Ngu Lao Street, 1, Hoan Kiem District, Hanoi) Улицы Ханоя, наводненные хаотичным движением мотоциклов, велосипедов, машин, автобусов, женщин с плетеными корзинами, наполненными свежими разноцветными фруктами, эти улицы, пропитанные запахом контрастов - экзотических цветов и солярки, жареной рыбы и свежего ветра, крепкого зеленого чая и приторных ароматических масел… улицы Ханоя, названия которых невозможно вспомнить, а облик – невозможно забыть, таят на каждом своем повороте встречу с великой многовековой историей, с легендами и тайнами далекого прошлого Юго-Восточной Азии, с живыми и бережно хранимыми традициями. Древние пагоды то и дело видны среди запутанных лабиринтов тесной жилой застройки, статуи Будд и небольшие алтари можно увидеть прямо посреди пешеходных улиц. И в гуще самого центра Ханоя – таится подлинная жемчужина архитектуры и волшебная кладовая истории, коей является Исторический музей. Бронзовые колокола цивилизации Донгшон. III в до н.э. Здание исторического музея, построенное в 1925 году, само по себе примечательно – это один из лучших во всей Юго-Восточной Азии примеров гармоничного сочетания принципов западной классической архитектуры с восточными традициями. Французский архитектор Эрнест Эбрар в равной степени высоко оценивал художественные изобразительные возможности как европейской архитектуры, так и архитектуры вьетнамской, китайской, кхмерской и тайской. И в этом произведении Эбрару удалось воплотить художественное гармоничное единство столь разных по духу и характеру изобразительных, композиционных и декоративных элементов. «Запад» и «Восток» здесь не только «сходятся вместе» в архитектурном шедевре, но и гармонируют с роскошным тропическим садом, создавая оазис созерцательного покоя и затаённого восхищения искусством в суете окружающего стремительно развивающегося города. Архитектурная эклектика ещё не достигала столь тонкой выразительности и изящества. И не будь этого изящества и легкости, здание, в котором угадываются западноевропейские черты, можно было бы назвать символом «французского империализма» и «колониальной агрессии», но мастерство, чуткость и изысканный вкус архитектора превратили здание в зримый символ диалога культур и традиций, а не подавления одной культуры другой. Первоначально в этом здании располагалась Французская школа Дальнего Востока, а после падения колониального режима внутреннее пространство было переоборудовано под музей. Поражает богатейший состав коллекции – переходя из зала в зал, вы словно бы путешествуете во времени, сквозь все века вьетнамской истории, начиная с королевства процветающего Ванланга периода правления полуисторических полулегендарных королей Хунг (1000 г до н.э) и заканчивая сегодняшним днем. Здесь и археологические находки, которым более пяти тысяч лет, и загадочные бронзовые колокола и барабаны цивилизации Донгшон (400 – 100 г.г. до н.э.), о назначении и символике которых до сих пор спорят ученые. Отдельная экспозиция посвящена скульптуре королевства Тямпы, существовавшего на побережье центрального Вьтнама с III века до середины XV века, испытавшего существенные влияния индийской и индонезийской культур и оставившего после себя уникальные памятники архитектуры и скульптуры. Не оставляет зрителей равнодушными монументальная картина художника Ле Нанг, воспроизведшего словно бы «с места событий» грандиозную историческую баталию. Ле Нанг. Битва на реке Бач Данг в апреле 1288 года. 1979г. Художнику мастерски удалось воссоздать грандиозность и виртуозность победы сравнительно небольшого вьетнамского флота над огромнейшей монгольской флотилией. Мудрый полководец Чан Хун Дао спровоцировал наступление монголов именно в тот момент, когда воды реки Бач Данг шли на убыль, на отлив. Предварительно, в русло реки под водой вьетнамские солдаты вкопали длинные острые колья. И вот, монгольская флотилия из ста тысяч кораблей, при сходе речных вод, ощутила «мягкую посадку», а вьетнамский флот, в распоряжении которого было всего-то не больше четырехсот кораблей, одержал победу. Вьетнамцы стали одним из немногих народов в истории того времени, избежавших монгольского ига. Северовьетнамская буддийская скульптура привлекает интерес исследователей и зрителей своей жизненной убедительностью, плавностью форм, отсутствием каноничной условности и холодности. В образах Будд и Бодхисаттв проступает подлинная человечность, жесты «мудры» и позы – выполнены по строгим правилам буддийского канона, но лица отличаются индивидуальностью, чувственностью, а складки изящных одеяний подчеркивают изящество и мягкость фигуры, словно бы передают через века красоту людей, живших задолго до нас. Статуя Будды. Династия Ли. (1057 год). 292 см. Город Бак Нинь. Один из залов музея просто сияет золотым блеском, он выделен специально для хранения сокровищ последней императорской династии Нгуен – статуэтки из драгоценных камней и металлов, роскошная золотая и серебряная посуда, одежда, расшитая тончайшим шелком. В поражающем воображение тропическом саду музея можно увидеть не только редкие растения, например, уникальные «маленькие рыжие манго», растущие лишь в немногих регионах Южной Азии, но и свезенные из всех уголков страны скульптуры и миниатюрные пагоды, а так же копии древних шедевров скульптуры. Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru искусствовед, независимый арт критик, куратор выставок. (Все фотографии статьи выполнены автором)
Этнографический музей, Ханой, Вьетнам | Геологический музей, Ханой, Вьетнам | Музей военной истории, Ханой, Вьетнам | Музей революции, Ханой, Вьетнам | Музей изобразительных искусств, Ханой, Вьетнам |
От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru,  
Похожие темы:
- Этнографический музей, Ханой, Вьетнам
- Геологический музей, Ханой, Вьетнам
- Музей военной истории, Ханой, Вьетнам
- Музей изобразительных искусств, Ханой, Вьетнам
- Музей революции, Ханой, Вьетнам
|