Опубликовано: Июнь 17, 2015
Музей кошек. Город Кучинг. Малайзия. (Bukit Siol, Kucing, Sarawak, Malaysia) Столица малайского штата Саравак носит поистине необычное имя - Кучинг. В переводе с малайского «кучинг» - это кошка. Откуда взялось такое название, учёные точно не знают до сих пор. Возможно, название города произошло от имени небольшой речки Кучинг, получившей в свою очередь это имя потому, что по берегам её в огромном количестве произрастают деревья, дающие фрукт лонган, по-другому именующийся «буах мата кучинг», то есть «фрукт - кошачий глаз». По другой версии, название некогда небольшой безымянной деревни на острове Борнео возникло по чистой случайности.
Хасби Чик. Торговля на берегу реки Саравак у подножья реки Сантубонг. 1850-е. Коллекция Музея Кошек. Кучинг. В 1839 году к берегам острова причалил выдающийся британский авантюрист Джеймс Брук, ставший впоследствии первым в истории «белым раджой» и добившийся процветания земель, на которых ныне находится штат Саравак. Джеймс Брук, сойдя на берег, увидал местного жителя и спросил его по-английски, как называется его родная деревня. Местный житель же подумал, что странный белый человек интересуется, как называется «экзотическое» животное, примостившееся рядом. А этим животным была кошка. Вот он и сказал заморскому гостю - кучинг. «Ну что ж, Кучинг, значит», - подумал Джеймс Брук и обозначил на своей карте название, которое с энтузиазмом было принято жителями этих мест. Вокруг происхождения названия до сих пор бытуют различные легенды, сказания, споры, теории... И, кстати, пожалуй, нет больше ни одного города в мире, в котором именно эти животные чувствовали бы себя полноценными хозяевами! Их изображают на гербах, на фасадах домов, их памятники устанавливают на центральных площадях и на основных перекрёстках дорог, целые магазины специализируются на продажах всевозможных картин, статуэток, пепельниц, зажигалок, сумок, футболок и брелков, на которых изображены...только кошки!!! «Для культурного общества». Герб города Кучинг на фасаде здания Музея (район Северный Кучинг) И если вы решили пообедать в одном из небольших ресторанчиков на набережной в центре города Кучинг, то будьте готовы к неожиданной атаке. Четвероногий друг сядет сначала у Ваших ног и будет ненавязчиво мурлыкать. Если это на Вас никакого впечатления не произведёт, он подсядет рядом на скамейку и станет более настойчив в своих законных требованиях, но если и это не заставит Вас поделиться своей порцией «наси-горенг» (жареного риса), то берегитесь - друг залезет прямо на стол и сам возьмет на абордаж то, что ему причитается. Хозяин заведения, увидев это, возьмёт захваченную кошкой тарелку, отставит в сторонку, спокойно извинится и даст Вам новую порцию уже бесплатно. Кошек не прогоняют и не обижают, и, разумеется, я бы никогда не поверила, что такое может быть в каком-либо кафе, если бы сама лично не наблюдала за происходящим... Конечно, ничего удивительно нет в том, что музей кошек города Кучинг находится на первом этаже здания городской администрации, гордо возвышающегося на живописном холме, с которого открывается прекрасный вид на город, на долину реки Саравак и на одну из живописнейших гор мира, сравнимую по своей красоте разве что с японской Фудзи, на гору Сантубонг. Вход в этот музей обрамляет арка, представляющая собой изображение кошачьей головы, и так зритель начинает свой путь в увлекательный мир кошек. Войдя в музей, зритель начинает знакомство с многоликими образами и сложными характерами представителей семейства кошачьих, но, прежде всего, его встречает весьма серьёзного и солидного вида рыжий кот, одетый в национальную малайскую одежду!
Отдельный стеллаж экспозиции посвящен творчеству современного японского фотографа по имени Сатору Тсуда. Он всё своё творчество посвящает кошкам, и его даже считают создателем особого «кошачьего» стиля в современном фотоискусстве. Сатору Тсуда решил создать приют для бездомных кошек, и в 1980-е годы и в Азии, и в США на публику произвели незабываемое впечатление очень забавные фото произведения, главными героями которых были очаровательные котята, изображённые в различных ситуациях и интерьерах. Фотограф создавал яркие образы, одевая кошек то в полицейскую форму, то в наряд японской гейши, то в форму аптекаря, то в одежду рок-музыкантов, то в школьную форму, и изображая их курящими в школьном туалете! За этот свой труд фотограф получает неплохие гонорары, большую часть которых тратит на лучшее питание для своих "рабочих" и социальные гарантии для них - ветеринарное обслуживание, комфортные апартаменты и сад для прогулок. Когда котята вырастали из возраста, пригодного для фотомоделей, они выходили на «заслуженную пенсию» и жили в приюте остаток дней своих кошачьих на полном обеспечении. Кот-бармэн. Сатору Тсуда. 1980-е. Во время фотосессии использовался труд пяти или восьми человек, одевающих кошек и ставящих их в кадр. Сама сессия длилась не более десяти минут, именно за это время кошки успевали опомниться, осознать, что одежда и прочий антураж - это не их призвание. Когда кошки начинали предпринимать попытки избавиться от непривычной одежды и обстановки, работа была уже сделана и коллеги Сатору Тсуда помогали котам вновь обрести их естественный вид. Кошачий график работы - десять минут раз в три дня. Автор же трудился гораздо больше своих четвероногих фотомоделей. После фотосессии, из множества кадров отбирались только самые лучшие и выразительные! Затем, Сатору занимался маркетингом. Он зарегистрировал торговые марки «Наменеко» и «Наменнайо» в Японии и «Перлориан» в США, специализирующиеся на различных видах продукции - от сувенирных брелков и почтовых открыток до книг, целых линий модной одежды и дизайна интерьеров. Сатору Тсуда стал одним из самых богатых предпринимателей Японии, и его питомцы повторили судьбу Золушки. Из голодных бездомных котят они превратились в фотомоделей, их кормят лучшей едой и об их здоровье заботятся ведущие ветеринары страны восходящего солнца.
Рокеры байкеры. Сатору Тсуда. Проходя по залам музея, мы прослеживаем, каким было отношение к представителям семейства кошачьих на протяжении тысячелетий у разных народов мира. В Китае в древности кошечек изображали в основном как лучших друзей детей в их играх. И кошки, считалось, оберегают детей и развлекают их. Кошки, изображаемые при входе в дома и в магазины, сторожат хозяев от злых духов и привлекают удачу. Особенным шармом и подлинной красотой традиционного китайского искусства отличаются кошечки, сделанные в технике перегородчатой эмали. Кошка. Перегородчатая эмаль, Китай, XIX в. В Корее кошек часто можно увидеть, нарисованными в традиционной манере на праздничных шёлковых одеяниях. В Азии верят, что кошки приносят удачу, и русская примета, кстати, гласит, что когда кот умывается, то скоро придут гости. Корни этой приметы - в восточных верованиях. Поэтому нередко в китайских, корейских или вьетнамских магазинах перед кассовым аппаратом стоит фигурка кота, машущего лапой, это «кот удачи», или, как его называют японцы, «манеки неко», то есть «кот, машущий лапой» или «кот-зазывала». С давних времён японцы высоко почитали трёхцветных кошек с маленькими словно бы отрезанными хвостиками, похожими на заячий хвост. Большой честью и удачей считалось иметь дома кошек породы японский бобтейл, этих трехцветных красавцев с маленьким изящным хвостиком. Кошек же с длинным хвостом прогоняли и боялись, потому что на Востоке полагают, что на конце своего длинного хвоста кошка несёт нечистую силу. Часто манеки-неко изображают держащим мешок с деньгами, золотые монеты, а самые современные коты держат пачки со стодолларовыми купюрами. В коллекции музея мы видим, как современные китайские коты удачи держат своих маленьких котят, которые тоже машут лапками и приманивают удачу, богатых и щедрых покупателей.
Китайские фарфоровые коты удачи с множеством котят символизируют богатство, процветание и обильное здоровое потомство. Один из выдающихся японских художников периода Эдо по имени Утагава Куниёси (1798 - 1861) не только изображал кошек спящими, охотящимися и играющими, но ещё и придумывал им различные «социальные роли». Кошки появлялись на его цветных гравюрах в образах обворожительных гейш или бесстрашных самураев. В западноевропейском искусстве образ кошек появляется на картинах мастеров Ренессанса, а в средневековой Европе к кошкам относились с суеверным страхом. Итальянский художник позднего Возрождения Фредерико Бароччи был одним из первых мастеров живописи, обратившихся к образу кошки, он ввел изящное животное в композицию гравюры «Святое семейство с котом» (1573 - 1574). Маленький Иоанн Креститель держит в руке птичку и дразнит животное, а младенец Иисус внимательно наблюдает за ним. Художник показал не каноничный образ святого семейства, а живую занимательную сценку из повседневности, тем самым делая новозаветный образ простым и понятным каждому зрителю. Образ кота в правом нижнем углу замыкает собой композицию и придаёт ощущение движения, жизни, веселья. Все взгляды устремлены на прекрасное четвероногое существо, привставшее на задних лапах, и взгляд зрителя тоже невольно сосредотачивается на нём. Таким образом, зритель чувствует себя включённым в происходящее, частью самого художественного пространства, и от того эта гравюра наполняется ещё большим эмоциональным и эстетическим смыслом.
Федерико Бароччи. картина Святое семейство с котом. 1573 - 1574. Гравюра. Знаменитый голландский художник Ян Стен нередко делает котов завсегдатаями своих жанровых сценок. То кот примостился на шелковых подушках или где-то в тихом углу перевернутой вверх дном комнатушки, то кота лечат и к нему приковано всеобщее внимание, то его учат танцевать на столе к всеобщему хмельному веселью, а иногда кот горделиво и вальяжно разгуливает среди роскошного пиршества. Репродукции работ Яна Стена в музее наглядно характеризуют отношение к котам в голландском обществе XVII века, в период расцвета торговли и изобразительного искусства, в сравнительно зажиточное и спокойное время для жителей голландских городов и плодородных земель голландский деревушек. Ян Хавикзоон Стен. картина Кошачий доктор. 1626. Фрагмент. Давид Тенерс Младший, один из выдающихся мастеров фламандской школы, изобразил котов поющими по нотам под музыку, исполняемую обезьянками, на картине «Кошачий концерт» (1635). Ещё в коллекции музея хранится много репродукций мировых шедевров, в композицию которых пробрались кошки и заняли там положенное им почётное место. Среди таких работ особого внимания заслуживают гравюра Антуана Ватто «Больной кот» (1712), картина Огюста Ренуара «Женщина с котом» (1880) и многочисленные картины и рисунки швейцарского художника Готфрида Минда (1768 - 1814)... Готфрид Минд изображал животных кушающими, пьющими молоко, играющими, в окружении природы или типичных для того времени интерьеров. Именно этот художник создал полноценное собрание рисунков животных, досконально изучив их анатомию, их повадки, их характеры и особенности движений. Голландская художница Хенриетта Роннер-Книп (1777 - 1847) с пятнадцати лет и на протяжении всей своей жизни занималась разработкой образов животных, в основном именно кошек, в рисунке и в живописи. Она смогла в своих работах отобразить особенности строения тела животных, их движения, их повадки, их отношения между собой. Образы, созданные художницей, близки сердцу каждого зрителя, в них заключена доброта, грациозность, ловкость, манерность, нежность, изящество и неизменное обаяние милых пушистых четвероногих существ. Часто фоном для животных служит элегантный домашний интерьер, иногда они вписаны художницей в композицию натюрморта, выполненного в лучших традициях голландской школы живописи. Образам изящных и загадочных животных уделяли внимание даже Пикассо, Шагал и Гоген. Оригинальные и на первый взгляд странные фигурки кошек можно наблюдать в витрине, где выставлены работы новых художников. Современный художник из Малайзии, из города Кучинг, создаёт своих кошек из кокосов! Мазелан Бидин. Кот. Кокос, краски, 2009. Мазелан Бидин для создания необычных шедевров использует исключительно кокосы - из кокосов он делает портреты, целые многофигурные композиции, и, конечно же, головы кошек. Уникальные сувениры, изваянные Мазеланом Бидином из кокоса, пользуются большим спросом среди зарубежных коллекционеров и занимают почётное место в нескольких государственных музеях Малайзии и в частных коллекциях. Кошка. Фарфор. Малайзия. Образу кошки уделяется особое внимание в городе, который носит её имя, и, конечно же, производители фарфоровых изделий не могли обойти его стороной. Создано множество фарфоровых выразительных и сентиментальных, забавных и смешных, неуклюжих и проворных, ласковых и непослушных, играющих и отдыхающих котов. Есть даже фигурки котов-султанов и кошек-цариц, или кошек-богинь, напоминающих древнеегипетскую богиню женственности и процветания Бастет. Современная талантливая художница и мастер каллиграфии Джейн Йап Джиан Йи изображает кошек на своих ярких,декоративных и в то же время символичных и даже поучительных рисунках, с философским, духовным и религиозным смыслом... Так, например, рисунок, на котором кошка, выглядывающая из-за пышных цветов, словно бы вопросительно смотрит на зрителя, носит название «Завтра», и пояснительная надпись под рисунком гласит: «Желаю следующего прекрасного дня, присядьте на мгновение и тихо помолитесь Богу, будьте честны с собой, ведь Он знает о ваших деяниях, и просите о новых благих помыслах и делах на завтра!». Джейн Йап Джиан Йи. картина «Завтра». Целый зал посвящён работам современных малайских художников, влюбленных в кошек и подаривших музею свои шедевры. Конечно, многие из этих мастеров родились и выросли в штате Саравак, и потому для них изображение кошки ассоциируется с Родиной. Зал, где представлены работы современных малайских художников. Росмидаханим Разали. картина Кот с характером. 2010. Холст, масло. Современная малайская школа живописи сочетает в себе страсть к декоративной выразительности ярких красок и необычных оттенков с лаконичностью форм и четкой меткой экспрессивной чувственностью. Так, на картине Росмидаханим Разали «Кот с характером», можно сказать, и психологический портрет домашнего любимца, и уникальное по своей декоративности полотно, и гармоничное мелодичное соцветие всевозможных ярких красок, настраивающих на медитативный лад. Эта картина простая, но, в то же время, в неё хочется всматриваться и всматриваться, питать глаза этой пёстрой музыкой красок, вглядываться в глаза загадочного существа и пытаться постичь ход его таких же разноцветных мыслей, как гамма самой картины. Хаснах Мохд Фаудзи. Кот мечтающий. (Фрагмент). 2012. Холст, масло. А вот у Хаснах Мохд Фаудзи скупость красок сполна окупается богатством графики. Кажется, каждая линия, причудливо изгибаясь и приводя в движение художественное пространство, устремлена к некоей мечте. А глаза словно горят этой таинственной мечтой!!! Может, это мечта о ласке и тепле, а может - о неких возвышенных идеалах, неведомых нам, людям, а доступных лишь котам, а может, любимый питомец принял колышущуюся на ветру занавеску за возню мышки в углу и мечтает о добыче... Несколько залов посвящены рассказу о породах кошек, об их повадках, а так же зрителю предоставляется возможность узнать, как эффективно образ котов использовался в рекламе различной продукции, даже той, к которой сами коты весьма равнодушны, например, сигарет или рома. Образы кошек, такие разные и такие милые, не оставляют равнодушными никого, и каждый посетитель музея, посмотрев экспозицию и приобретя всевозможные сувениры, не хочет сразу покидать этот удивительный музей и уходить из мира кошек. На выходе из музея - множество забавных гипсовых фигурок котов и есть так же композиция, в которой сами посетители могут поучаствовать и сфотографироваться в образе представителя семейства кошачьих и загадать желание вернуться в этот музей ещё раз, чтобы увидеть новые выставки, пополнения коллекций, обновляющихся каждые несколько месяцев...
Лукашевская Яна Наумовна, искусствовед, независимый арт критик, куратор выставок. © wm-painting.ru (Все фотографии статьи выполнены автором)
От: Лукашевская Яна Наумовна,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|