Опубликовано: Сентябрь 16, 2014
Коломбо. Национальный Музей, Шри-Ланка (7 Sir Marcus Fernando Mawatha Street, Colombo). Национальный музей в городе Коломбо - отличное начало пути для тех, кто приехал отдыхать на Шри-Ланку и хочет познакомиться подробнее с культурой этой древней страны с богатейшей историей и прекрасным художественным наследием. В музее представлены редчайшие артефакты, археологические находки, уникальные произведения скульптуры, обширная нумизматическая коллекция и предметы, представляющие огромный интерес для этнографов, историков и культурологов. Музей готовит множество открытий для пытливого ума путешественников из разных стран!
Здание Национального музея построено по проекту английского архитектора Дж. Г. Смитера в неоклассическом стиле по приказу британского генерал-губернатора Цейлона Сэра Генри Грегори Уильяма, торжественно открывшего музей 1 января 1877 года. Этот музей является во всей Шри-Ланке самым старинным и богатым по количеству единиц коллекции (на сегодняшний день их насчитывается более ста тысяч!). При музее работает библиотека, где хранятся редкие исторические книги и рукописи. Мраморное изображение трех будд - Будда Амитабха, Будда Гаутама, Будда Майтрея. VII в. Сигирия. Огромную художественную и историческую ценность представляют собранные в музее подлинные рельефы из Сигирии. Мраморные рельефы из Сигирии являются не просто религиозными произведениями большого культурно-исторического и духовного значения, но и высококлассными произведениями искусства. В них ощутимо опосредованное влияние искусства Древней Греции и Древнего Рима, привнесенное через искусство Индии периода Гуптов и Паллавов, воспринявших, в свою очередь, влияния искусства Гандхары, государственного образования, возникшего на тех землях севера Индии и Афганстана, куда добрались войска Александра Македонского и оставили свой след в изобразительном искусстве, повлиявший на дальнейший ход истории искусств всей Азии. Свободная драпированная одежда, подобно античным туникам, легко облегает фигуру и спускается изящно струящимися складками, словно воспроизводя мелодию какого-то давно забытого гимна. Пропорции отличаются особой гармонией, общая композиция поэтична, то есть она подчинена объединяющему все три фигуры ритму, словно рифме. Моделировка объемов передает естественную красоту и воплощает ощущение внутреннего покоя и умиротворенной созерцательности.
Реплика отпечатка стоп Будды. Фрагмент. II в. Вавунитта. На заре новой эры в южной Индии и в Шри-Ланке были распространены изображения стоп Будды, гигантские рельефы на камне, изображающие огромные две человеческие стопы по два - три метра в длину. Такие рельефы, как считалось, оберегают землю от злых духов, от нашествия чужеземных захватчиков, от неурожая и болезней. Прикосновение к этим стопам приносит удачу и исполнение самых заветных желаний. В центре стопы Будды изображались солярные символы - круг солнца, почитавшийся ещё в добуддийские времена, одновременно ассоциировался и с колесом Дхармы (Учения Будды, избавляющего от страданий и круга перерождений). По своему стилистическому решению изображение стоп Будды напоминает первобытные петроглифы - наскальные рисунки, символика которых восходит к языческим добуддийским культам сил природы, птиц, животных. Статуя Будды. Тиссамахарама. VII - IX в. в. В древних статуях Будды - влияние античной культуры Гандхары, круга греко-буддийского искусства, явно ощутимо, особенно в трактовке плавно спадающих складок одежды, традиционной монашеской туники сангхати. На территории северной Индии и юга Афганистана после походов Александра Македонского осталось много греков, решивших налаживать там торговлю. Греки, славившиеся во всем мире как выдающиеся скульпторы и архитекторы, приглашались гандхарскими властителями для работы. Многие потомки греков, осевших на землях подножий Гиндукуша, продолжали сохранять свою культуру, и, вместе с тем, приспосабливались к особенностям общества Гандхары, многие становились буддистами. Эстетические и философские взгляды греков смешивались с буддийским мировоззрением, а в художественных решениях гандхарских статуй переплетались каноны буддийской скульптуры с древнегреческими представлениями о естественной красоте и совершенстве человеческого тела. Гандхарское художественное наследие на протяжении нескольких столетий активно влияло на формирование национальных художественных традиций других народов Южной и Юго-Восточной Азии, и было творчески осмыслено местными мастерами Шри-Ланки. В статуе Будды из Тиссамахарама складки ткани моделированы настолько виртуозно, что кажется, скульптор передает тонкость легкой шелковой ткани, прозрачной и облегающей тело так, чтобы подчеркнуть все особенности фигуры. Скульпторы не идеализируют пропорции, не стремятся к каноническим идеалам, а передают характерную и естественную красоту, слегка полноватый свисающий живот, широкие, но несколько сутулые плечи. Живая реалистичная пластичность форм и мастерская моделировка объемов в художественном решении статуи отражают высокий уровень развития скульптуры на Шри-Ланке в период Анурадхапура, а так же на тесную связь местной изобразительной традиции с лучшими художественными направлениями того времени.
Фриз храма в Канди. ХVIII век. Необычайной декоративностью, многообразием орнаментов и удивительными по своей выразительности фигурами священных животных отличается фриз храма в Канди. Фрагменты фриза бережно хранятся в музее. На одном из фрагментов - изображение льва, древнего символа бога Вишну и освященной и благословленной им королевской власти. В буддизме лев является символом самого Будды, воплощением его мудрости и хранителем буддийского Учения. Ганеша. XII в. Поллонарува. В искусстве индуизма изображения Ганеши, пожалуй, любимейшего и наиболее близкого простому народу божества, всегда отличается наименьшей каноничностью и условностью. Ганеша - живой герой народных легенд, песен, сказаний, он помогает добрым и честным людям преодолеть любые трудности, разбогатеть, добиться успехов в своем ремесле, в торговле и дарует удачу в дальних странствиях, а для злых и несправедливых людей Ганеша, наоборот, создает трудности и препятствия, чтобы те, кто зол и жесток не дорвались бы до власти. Поэтому-то Ганеша так почитаем во всей Азии, особенно среди бедных крестьян, трудолюбивых ремесленников, неутомимых торговцев и отважных странников. Изображения Ганеши часто выполнялись как оберег для деревни или отдельной крестьянской общины или же семьи. Рельеф с образом Ганеши из Поллонарува, созданный, скорее всего в период правления короля Паракрамабаху I (1153 - 1186), при котором в Шри Ланку были приглашены лучшие художники и архитекторы из Индии, - яркий пример расцвета изобразительного искусства в древней столице Шри Ланки. Поллонарува уже в седьмом веке при короле Аггабодхи IV (667 - 685) стала великим городом, одним из крупнейших в Южной Азии, а к одиннадцатому веку Поллонарува превратилась в огромный мегаполис, где процветали торговля, религиозные учения, изобразительное искусство и ремесло. Поллонарува стала центром политической жизни после того, как древняя Анурадхапура была захвачена династией Чола из Индии в 1017 году. Король Анурадхапуры Махинда V был захвачен в плен и увезен в Индию, где и скончался в 1029 году, а правители Чола перенесли столицу в Поллонаруву и оттуда управляли всем островом на протяжении пятидесяти двух лет. Потом король Виджаябаху I победил правителей Чола и продолжил родословную Сингальских королей, а Поллонарува при нем, а потом и при короле Паракрамабаху I (1153 - 1186), стала знаменитым и богатым центром страны, который, впоследствии был разрушен и разорен входе множества кровавых междоусобных войн и вражеских нашествий извне.
Сурия - бог солнца. IX в, тамильская работа, Анурадхапура. Образ бога Сурии, созданный тамилами Анурадхапуры в IX веке, принадлежит к числу скульптурных шедевров, сотворенных мастерами, хорошо знакомыми с образцами южноиндийского искусства. В руках божества Сурии - вожжи от небесной колесницы, на нем множество украшений и вытянутая коническая корона. Лик бога Сурии отличается своеобразием живой индивидуальности образа, лишенного канонической условности. В древней столице островного королевства, в Анурадхапуре, был развит культ индуистских божеств, прежде всего Вишну и Сурии, так как именно эти божества, как считалось, покровительствовали королевской власти и освящали её. Анурадхапура стала столицей одноименного королевства при короле Пандукабхайя в четвертом веке до н. э. Этот город играл важнейшую роль в ходе истории острова на протяжении почти двадцати веков! Согласно древним письменным источникам, Анурадхапура была названа в честь мудрого министра по имени Анурадха, который прибыл вместе с принцем Виджая (имя это было очень распространено среди знати, так как переводится оно «победа») и сотней его последователей из Индии в VI в. до н. э. Он первым распорядился начать строительство новых поселений на берегах реки Малватху. Считается, что народ сингалы происходит от потомков местного населения, смешавшегося с индоариями, пришедшими вслед за королем Виджаей с континента. С 250 года до н. э., когда на континенте правил король Ашока, в Шри Ланку стало проникать Учение Буддизма. Ашока отправил целую делегацию буддийских монахов-проповедников во главе со своим сыном архатом Махинда ко двору сингальского короля Деванампийятисса (247 - 207 г. г. до н. э). Тогда многие сингалы стали переходить в буддийскую веру. С этого времени на Шри-Ланке стали развиваться обе древние и сложные религии, индуизм и буддизма, находившиеся в тесном взаимовлиянии и способствовавшие формированию характерных черт духовной жизни общества, особых общественных отношений, хозяйственного уклада, ремесла и искусства. В VIII - IX в. в. на территории южноиндийских королевств буддизм стал вытесняться индуизмом, у касты жрецов-брахманов появилось большое политическое влияние. На остров стали прибывать тамилы с юга Индии, они вносили в культуру Шри-Ланки индуистские веяния в области культуры и искусства и религиозные верования - прежде всего, шиваизм и вишнуизм. В произведениях скульптуры, изображающих индуистских божеств, ощутима вдохновленность мастеров традициями индийских художественных школ Амаравати, Паллавов, Гуптов. Бог Вишну. Поллонарува. XII в. С самого раннего периода развития изобразительного искусства на Шри-Ланке творчество мастеров скульпторы находилось в тесной связи с художественными традициями Индии, их одновременно могли вдохновлять образцы североиндийской скульптуры Гуптов или южноиндийское искусство Паллавов. В образе Бога Вишну ощущается мощь, властность, духовная сосредоточенность. Фигура изображена неестественно выпрямленной, широкие груди моделированы почти гладкими плоскостями, но в них мастер передает напряженное движение, словно бы он хотел таким образом запечатлеть живой ритм мерного дыхания. Нагараджа. Анурадхапура. VIII век. Образы стражей врат Нагараджа были очень широко распространены в VIII веке. Нагараджа изображен в характерной позе «трибханга» (что значит - три изгиба), которая, как считалось, передает идеал красоты и раскрывает естестественную гармонию движений человеческого тела. В постановке фигуры ощутима торжественная красота, грация, невозмутимость, внутренняя сила стража. Образ Нагараджа восходит к более древним образам бога Вишну, которого овивал капюшон змей Шеша, состоящий из множества кобр, в момент сотворения мира из всеобщего океана. Змея с древних, ещё добуддийских времен, считалась священным созданием и почиталась у многих народов. Из её яда, шкуры и костей изготавляли лечебные снадобья. Поэтому часто изображения змей в народной среде считались талисманами, охраняющими от вмешательства злых духов, отгоняющими несчастья и болезни. В буддийской традиции образ змеи также несет в себе защитную символику, ведь после того, как Будда стал Просветленным Учителем и начал проповедовать свое Учение, он, странствуя из города в город, попал под ливень и ураган. Тогда царь змей - огромный Мугалинда сложил своё змеиное туловище в семь колец, сделав трон для Учителя и распростер над ним свой капюшон, состоящий из девяти кобриных голов. Кстати, вишнуистская традиция считает Будду одним из аватаров (земных воплощений) бога Вишну. Так и здесь, в образе Нагараджа стража ощутим синкретизм буддизма и индуизма, столь свойственный для Южной и Юго-Восточной Азии в VIII - IX в. в. Скорее всего, эту композицию на привратной стелле выполнял мастер, связанный с вишнуистской традицией. Стоит обратить внимание на изображение смешного маленького человечка внизу, это ведь карлик - Вамана, тоже одна из аватар бога Вишну. Как считается, бог Вишну откликнулся на мольбы Адити и Кашьяпы, этих прародителей человечества, и стал их сыном, карликом Вамана, перехитрив тем самым короля демонов, решившего подчинить себе Вселенную. Карлик стал брахманом и отправился к королю демонов дать ему своё благословение. Король охотно принял его и решил продемонстрировать свою щедрость, пообещав отблагодарить карлика, дав ему то, что он пожелает. Карлик полушутя попросил дать ему надел земли, равный трем шагам. Король сказал - давай, шагай. Тогда карлик, будучи воплощением Вишну, разросся за мгновение до размеров Вселенной, и уже два его шага объяли весь мир. Король демонов понял, что не может тягаться с Вишну и выказал ему свою покорность, предложив сделать последний обещанный третий шаг ни куда-нибудь, а... на свою собственную голову. В благодарность за покорность и желание сдержать свое слово, Вишну подарил королю демонов один из миров, где обитают наги и разные духи и демоны, и назначил карлика Ваману, в которого вживил душу, стражем его дворца. Так что, вероятно, аватара Вишну в образе Вамана карлика несла охранительную символику, а страж Нагараджа считался хозяином одного из подземных царств, наделенным способностью утихомиривать злых духов и не допускать их в мир людей.
«Луна-камень» («сандакада-пахана»). Анурадхапура, VIII в. В музее хранится фрагмент храма из Анурадхапуры, а именно лесница с лежащим у её основания так называемым «лунным камнем». Перевод «лунный камень», применительно к основанию лестниц в древних храмах, не имеет отношения к породе камня, а указывает на полукруглую форму камня, похожую на луну. Дни полнолуния почитались и у индуистов, и у буддистов, как дни, в которые следует приносить жертвы духам предков и делать подношения в храм. Произведения скульптуры из бронзы составляют выдающуюся часть художественного наследия Шри-Ланки. Если каменная скульптура развивалась, в основном, в большой зависимости от архитектуры, и мастера резчики по камню следовали сложившемуся канону и больше заботились о соразмерности пропорций, о силуэте и гармонии объемов, нежели об индивидуальной выразительности статуи, то в бронзе у художников было больше свободы для творческой фантазии. Скульптура отливалась методом «утраченного воска», и каждая бронзовая скульптура отличается пластичностью, выразительной портретностью, экспрессией созданного образа в целом, кажется, в облике божеств запечатлены черты лиц современников художника, а не набор утвержденных религиозным каноном характеристик. Кроме божеств и бодхисаттв, изображали и реальных людей, как правило, монахов, сочинителей гимнов, правителей и воинов. Бодхисаттва Ваджрапани. Курунегара. IX век. Бронза. Искусство бронзовой скульптуры составляет особую очень ценную часть художественного наследия Шри-Ланки, ведь именно в бронзовой скульптуре выразилось в полной мере творческое вдохновение мастеров, потому что бронзовая скульптура, как известно, в отличие от каменных статуй и рельефов, художественное решение которых было связано с особенностями архитектуры, создавалась как самостоятельное произведение искусства. Техника изготовления бронзовых статуй пришла на Шри-Ланку из Индии, и поэтому в бронзовой пластике более всего ощутимы влияния индийского изобразительного канона. Ширина бедер соответствует ширине плеч, линия талии равна расстоянию между мочками ушей, обилие украшений не противоречит общей гармонии образа, каждая декоративная деталь имеет символический или же композиционный смысл и служит одним из составляющих общего замысла. Все то, что соответствует Шильпа-шастре, священному предписанию для художников и архитекторов, мы находим как в монументальной пластике, так и в миниатюрных алтарных статуэтках. В композиционно-пластическом решении статуэтки Бодхисаттвы Ваджрапани передан ритм мерного движения рук, молитвенная сосредоточенность и созерцательность. Силуэт вписывается в равнобедренный треугольник, стороны которого подчеркнуты линией плеч и завитков тиары, похожих на языки пламени. Так, силуэт божества вписан в самую статичную и уравновешенную фигуру, будто бы гипнотизирующую взгляд зрителя, приковывая к себе, не отпуская, заставляя всматриваться в лик Бодхисаттвы, размышлять и словно бы вступать с ним в невидимую безмолвную беседу. Скорее всего, эта статуэтка служила не просто объектом поклонения, но и образом для медитации, собственно, для этого она идеально подходит. Зритель должен был сосредотачиваться на этом образе, запоминать все его детали и уметь воспроизвести в уме на память образ божества, отождествиться с ним мысленно и духовно.
Сундарамуртисвами - тамильский поэт. XI в. Поллонарува. У тамилов Шри-Ланки на ряду с божествами индустского пантеона почитается выдающийся поэт, один из первых поэтов, сочинявших и писавших на тамильском языке, по имени Сундарамуртисвами, прославлявший бога Шиву, его вездесущую энергию, окутывающую бренный мир, который, по-сути, и не является реальностью, а суть лишь иллюзия, но иллюзия прекрасная и хрупкая. Композиционно-пространственное решение бронзовой статуэтки Сундарамуртисвами основано на каноне «трибханга», тройного изгиба фигуры. Так часто изображали Кришну, играющего на флейте, танцующих апсар, самого Бога Шиву. Лицо поэта трактовано индивидуально, портретно. Легкая полуулыбка и взгляд широко открытых глаз передают теплоту души и доброту, жизнерадостность и ясный ум поэта, словно бы на мгновение застывшего, прервавшего свой мерный танец, задумавшись о новой поэтической метафоре или рифме. В доступных и понятных каждому словах и образах Сундарамуртисвами в своих гимнах передаёт идею о том, что мир, «данный нам в чувствах и ощущениях», - это вовсе не реальность, а иллюзия. Истинная же реальность - лишь в Боге. Господь Шива - хозяин мира, и это в его власти создавать или разрушать иллюзии, то есть всё то, что люди видят, слышат и чувствуют. Человек же должен восхвалять Бога, жить в гармонии с другими людьми и с природой, чтобы его мир, его личная хрупкая иллюзия, называемая бытием, была угодна Господу и не невлекла бы его гнев. Гимны, созданные Сундарамуртисвами, по праву можно назвать одной из потерянных в веках жемчужин мирового литературного наследия. Жаль, эти гимны никогда (!) не переводились на русский язык, а это большое упущение и серьезный пробел. Да и на другие европейские языки Сундарамуртисвами переводился не часто, только в 1921 году, в сборнике «Гимны тамильских шиваистских святых» Филипп Кингсберри даёт переводы некоторых гимнов Сундарамуртисвами. Литературное наследие выдающегося тамильского поэта, мыслителя, святого изучено как нельзя более плохо. Хотя среди тамилов Индии и Шри-Ланки Сундарамуртисвами - это, как для русских А. С. Пушкин, или как для англичан Шекспир, даже нет, больше... Поэт Сундарамуртисвами, без преувеличения «больше, чем поэт» - он божество, ему поклоняются, перед его статуей возжигают благовония и на алтарь подносят свежие цветы и фрукты. Сам же поэт весьма скромно оценивал свою личность - он верил и проповедовал, что нет ни его самого, ни мира вокруг, ни слов, ни образов... Все это иллюзия, игра Бога Шивы. И он вправе создать одну иллюзию, разрушив другую, вращаясь в своем нескончаемом танце. Бог Шива сам есть весь мир, и он же суть единая Душа мира, он - абсолютный хозяин мира. И если человек сможет безраздельно вверить Господу, сделать свою душу единой душой с Богом, тогда он обретет подлинное понимание смысла жизни, он сможет стать счастливым и бесстрашным. Сундарамурти восклицал: Ад не страшит меня и не пленяет рай, Боль, горести и смерть не могут напугать! Не бойся ничего, в унынье не впадай, И радость бытия лишь будет возрастать День ото дня, покуда с Шивою душою ты един, Ведь только Он есть сущий мир и мира Господин! (Перевод выполнила Я. Н. Лукашевская с текста английского перевода Филиппа Кингсберри). Интересно, что, если верить интерпретации Филиппа Кингсберри, Сундарамуртисвами в своих гимнах обращается не только к Господу, но и к читателям и слушателям. Он одновременно говорит с людьми, с миром и с Богом на своем поэтическом языке. Восхваляя Шиву, как воплощение мирового Духа, как сам мир и как Повелителя мира, он призывает людей очистить свое сознание от омрачений, страхов, уныния и зависти, тем самым приблизив свою душу к душе самого Шивы. Кабинет первого премьер-министра Шри-Ланки Д. С. Сенанаяке. В музее сохранён мемориальный кабинет первого премьер-министра Шри-Ланки. Дон Стефан Сенанаяке (1884 - 1952) играл огромную роль в национально-освободительной борьбе. В 1931 году он был назначен министром сельского хозяйства и эффективно решил многие проблемы, существовавшие на тот момент в этой сфере. А в 1946 году он уволился со своего поста и полностью посвятил себя борьбе за независимость Цейлона, основав Объединенную Национальную Партию. Через год его избрали в качестве первого в истории Цейлона Премьер-министра. Д. С. Сенанаяке очень почитают сингалы, однако тамилы Шри-Ланки считают многие законы, принятые им, не правильными и дискриминационными по отношению к тамильскому населению страны, особенно к тамилам, из числа тех, кто родился в семьях иммигрантов из Индии и населял центральное нагорье Шри-Ланки. Критике подвергалась и его прозападная политика, и его стремление к модернизации вопреки традиционному укладу хозяйства и культуры. Но, тем не менее, никто не решится отрицать его выдающихся заслуг в области совершенствования производства и сельского хозяйства, развития торговли и экономики в целом, улучшения уровня жизни населения, образования и культуры.
Зал нумизматики, оружия и украшений из драгоценных металлов. Зал нумизматики отличается особым богатством коллекции - здесь тщательно и бережно хранятся монеты разных периодов истории Шри-Ланки и соседних государств, имевших с островом тесные торговые связи. Нумизматическая коллекция рассказывает об истории торговли в Шри-Ланке, о том, с какими странами на протяжении многих веков складывались дипломатические отношения и развивался обмен товарами. Со времен основания древнего королевства Анурадхапура в Шри-Ланке процветала торговля, и тогда наметилось характерное до сих пор деление на город и деревню. В деревнях все производилось в обширных семейных хозяйствах - и продукты питания, и одежда. Крестьяне выращивали на своей земле и фруктовые деревья, и злаки (рис, в основном), и хлопок, из которого потом изготавливали ткани, и чай. Деревенские жители не нуждались ни в чем, и не развивали внутреннюю торговлю между разными деревнями. Такой ситуацией ловко воспользовались арабские купцы. Раз в деревнях не было необходимости в товарообмене, значит, местные жители плохо знали и цену деньгам, а следовательно у них буквально за бесценок можно было скупать продукты, чай, одежду, ткани. Так, собственно, купцы и поступали, делая огромные капиталы. Арабы использовали остров как перевалочный пункт на пути из Индии на острова Индонезийского архипелага и на Малайский полуостров. Так стали разрастаться морские порты, и в Шри-Ланке оседала валюта всех близлежащих и даже весьма отдаленных государств, например, из Римской империи, из Византии. Самый древний экспонат коллекции - это монета, найденная в Анурадхапура и датируемая 200 годом до н. э. На монетах периода королевства Анурадхапура часто изображали животных - львов, слонов, лошадей. Кроме монет, в ходе товарообмена использовали так же и слитки драгоценных и полудрагоценных металлов, которые оценивали по весу. С ростом товарооборота возрастали и налоги - короли Анурадхапура собирали налоги на зерно (боджакапати), на воду (дакапати). Налоговые поступления шли на обеспечение армии и на приобретение предметов роскоши для королевского двора.
Нумизматическая коллекция. Виджаябаху I. Большой интерес представляет коллекция монет эпохи правления Виджаябаху I (1055 - 1110), который победил индийскую династию Чола, освободил земли Шри-Ланки от индийский завоевателей. Он занял престол в Поллонаруве, после чего активно принялся восстанавливать разрушенную при Чолах систему ирригации, реконструировал и основал многие буддийские монастыри. При нем процветало сельское хозяйство и торговля с соседними странами и с Китаем, о чем красноречиво свидетельствуют монеты из нумизматической коллекции музея. Экономика Шри-Ланки с древних времен и до наших дней базируется на земледелии. Сельское хозяйство достигло больших высот, и шри-ланкийский (цейлонский) чай ценится сейчас высоко во всем мире. Рис и хлопок, культивируемый в больших количествах, так же поступает на мировой рынок. В отдельном зале представлена экспозиция, рассказывающая о быте и культуре деревень Шри-Ланки. В древности деревни разрастались вокруг резервуаров с водой и ирригационных каналов. В деревнях крестьяне используют труд волов для работы в поле, и долгое время убийство волов и коров считалось страшным грехом и каралось сметной казнью, и до сих пор в индуистских общинах существует строгий запрет на убийство животных и употребление мяса в пищу. Крестьяне используют металлические, медные и стальные орудия труда, а в качестве домашней утвари предпочитают изделия из дерева и терракоты. Леса Шри-Ланки богаты редкими и ценными породами дерева, среди них особенно ценно черное эбеновое дерево, которое широко использовалось англичанами для экспорта в Европу. Среди экспонатов музея - большая коллекция предметов бытовой утвари и произведений скульптуры из этого знаменитого цейлонского эбенового дерева (Diospyros ebenum), ценившегося пять веков назад на вес золота, да и сейчас остающегося одним из ценнейших товаров, идущих на экспорт из Шри-Ланке. В самой же стране предметы из эбенового дерева можно приобрести по вполне приемлемым ценам. В коллекции музея представлены предметы XVIII века из этого уникального по своей прочности и эстетическим качествам дерева, часто используемого для создания декоративных или культовых статуэток и резных рельефов, деталей мебели и архитектуры, посуды, и столь высоко ценимого европейцами. Черпак для воды. XVIII в. Эбеновое дерево. Идеально гладкая поверхность с легким металлическим блеском, отличающая изделия из эбенового дерева, хорошо поддающегося полировке, обладает высокими декоративными качествами и прекрасно вписывается в любой интерьер. С древних времен местные жители Шри-Ланки наделяли черное дерево магическими свойствами, считалось, что предметы, изготовленные из этого материала, способны нейтрализовать яды, отгонять злых духов, снимать сглаз и порчу, исцелять болезни и привораживать. Национальный музей Шри-Ланки в Коломбо даёт возможность проследить основные этапы развития истории, изобразительного искусства и ремёсел, духовной жизни, торговли и сельского хозяйства этой островной страны с многовековой увлекательной историей, своеобразной культурой и древними традициями. Лукашевская Яна Наумовна, историк искусства, независимый арт-критик. Фотографии выполнены автором статьи с любезного разрешения администрации музея.
От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|