Опубликовано: Июнь 24, 2014
Национальный музей Сингапура (93 Stamford Road, Singapore, National Museum of Singapore)
Идея создания национального музея в Сингапуре впервые пришла в голову Стэмфорду Раффлзу в 1823 году. Ведь именно Раффлз был не только колониальным чиновником, но и талантливым историком (он написал историю острова Ява и открыл для мира знаменитый Боробудур), и активным инициатором мер по сохранению и изучению обширного культурного и исторического наследия региона Юго-Восточной Азии. В конечном счете, к 1849 году сформировалась библиотека и музей Сингапура при Сингапурском Институте, позднее названном в честь Раффлза. Английский инженер Генри Мак Каллум создал дизайн для здания музея, с ротондой и с неоклассическим фасадом, следуя строгим пропорциям и расчетам архитектора и выдающегося теоретика эпохи Возрождения Андреа Палладио, с его приверженностью лаконичности форм, тектонической выразительности архитектурных масс и музыкальной симметричности. Работа над сооружением здания музея началась в 1884 году во время правления губернатора Поселений в Проливе Сэра Фредерика Уэлда. Официальное открытие музея состоялось 12 октября 1887 года. С каждым годом коллекции музея растут, пополняются, здание «обрастает» дополнительными флигелями и галереями, кроме непосредственно музейной, архивной и выставочной деятельности, при музее ведутся научно-исследовательские работы в области истории, этнографии, нумизматики, ботаники.
Само здание музея является выдающимся произведением изобразительного искусства. Элегантное неоклассическое здание в ходе расширения музейных коллекций со временем дополнялось модернистскими и конструктивистскими флигелями и галереями из стекла и металла, удачно вписавшимися в традиционный облик здания и не нарушающими гармонии архитектурных масс и пропорций. Так, внутреннее пространство здания было увеличено практически в два раза по сравнению с первоначальным. Стеклянная галерея является крупнейшей в мире самоподдерживающейся стеклянной структурой, она возвышается на одиннадцать метров в высоту. Построенная только из стекла, она позволяет посетителям прогуливаться через коридор и рассматривать через прозрачные стены идеальные строгие палладианские формы старого здания. Архитектура стеклянной галереи кажется простой и незамысловатой, но на самом деле она основана на сложных и точнейших расчетах, ведь у коллектива инженеров из четырех зарубежных стран создание этой конструкции заняло более одного года. Видео проект на стенах стеклянной ротонды Внутри стеклянной галереи, на стенах, с помощью сложной световой проекции, создаются картины из истории Сингапура. Стены превращаются в огромный экран, окружающий зрителя со всех сторон. Зритель ощущает себя внутри огромного калейдоскопа, со сменяющимися картинками из истории и повседневности Сингапура. В коллекции Национального Музея находятся важные исторические артефакты, связанные с зарождением Сингапура, с его многонациональным культурным и духовным наследием. Многие экспонаты происходят из коллекции Музея Раффлза, который был предшественником этого музея. Один из самых знаковых экспонатов - «Сингапурский камень», древний письменный источник, найденный на территории Сингапура, датируемый приблизительно X веком или XIV веком. Высота этого камня почти один метр. Камень - яркий артефакт истории доколониального Сингапура. Ученые пока не пришли к единому мнению о том, когда и на каком языке сделана эта надпись, какой в ней заключен смысл. Расшифровка надписи - дело будущего, которое возможно раскроет некоторые тайны из далекого прошлого этих земель. Огромную историческую ценность представляет коллекция рисунков Уильяма Фаркухара. Его Стэмфорд Раффлз назначил первым резидентом и комендантом Сингапура. Фактически, Уильяма Фаркухара можно назвать основателем Сингапура наравне с Раффлзом. Пока Сэр Стэмфорд Раффлз занимался колониальными делами на Западной Суматре, Уильям Фаркухар делал все возможное, чтобы превратить Сингапур из бедняцкого рыбацкого поселения в процветающий торговый порт, в деловой центр Юго-Восточной Азии. Под руководством Уильяма Фаркухара Сингапур добился более выгодного положения, чем Малакка, перешедшая в то время в ведение голландцев. Выдающийся военный инженер, сотрудник Ост-Индской Компании, начавший свою карьеру с Мадраса, добившийся высокого положения в Малакке и обосновавшийся в итоге в Сингапуре, Фаркухар обладал множеством разносторонних талантов, кроме глубоких знаний инженерного, дипломатического и военного дела, увлекался тропической ботаникой и зоологией. Он посылал своих слуг в джунгли и часто сам ходил вместе с ними в поисках образцов местной растительности. Он нанимал художников, чтобы делать зарисовки растений и животных. Им собрано около пятисот акварелей с изображениями растений, животных, птиц, рептилий, рыб и насекомых, найденных в Малайзии и в Сингапуре. Эти картины сыграли ключевую роль в изучении разнообразия флоры и фауны Юго-Восточной Азии. Это лучшая в мире художественная коллекция, посвященная тропической природе. Её Фаркухар подарил Королевскому азиатскому обществу в Лондоне после своего приезда из Сингапура. Коллекция находилась в Лондоне до недавнего времени, и только в 1990-е годы коллекцию приобрел один из богатейших жителей Сингапура Геок Кхим Гох и подарил её Национальному музею.
Уильям Фаркухар был помощником Стэмфорда Раффлза в деле основания и развития Сингапура. Но если Фаркухар жил в Сингапуре и сталкивался лицом к лицу с повседневными проблемами только что основанной новой колонии, то Раффлз руководил делами издалека, с Западной Суматры. Насущные нужды вновь прибывающих в Сингапур купцов и необходимость широкомасштабного строительства жилых зданий, складских помещений и магазинов, вынуждали Фаркухара делать спонтанные поправки в разработанный Раффлзом план. Коллекция Уильяма Фаркухара и подаренная ему серебряная ваза Растущий авторитет Фаркухара среди малайских и индийских купцов, действия, которые смелый комендант предпринимал, не спросив позволения руководства, - все это безумно раздражало амбициозного и самоуверенного Раффлза. С каждым годом нарастали противоречия и усиливался конфликт между Раффлзом и Фаркухаром, между этими двумя выдающимися личностями, неравнодушными к судьбе новых колоний и местного населения, но разнящимися во взглядах на меры по развитию Сингапура. В конце концов, разногласия привели к тому, что Фаркухара отстранили от дел. В 1823 году он был вынужден покинуть Сингапур и вернуться в Англию. Отставка коменданта опечалила жителей Сингапура, простых обывателей и успешных купцов, разбогатевших во многом благодаря грамотной, расчетливой политике Фаркухара, обладавшего выдающимися дипломатическими способностями, умевшего действовать по обстоятельствам, при необходимости отступать от четких директив начальства, находящегося далеко и не знающего истинного положения дел на месте. На прощальном ужине в честь Фаркухара, от имени самых богатых и влиятельных купеческих семей Сингапура, в знак благодарности и уважения бывший комендант был награжден драгоценной серебряной вазой, сделанной на заказ лучшими лондонскими мастерами. Сейчас эту вазу можно увидеть в зале, где выставлена знаменитая коллекция Фаркухара.
Коляска рикши. Реконструкция быта второй половины XIX века Ко второй половине XIX века Сингапур представлял собой оживленный торговый мегаполис, котел, в котором смешивались культуры, традиции, религии, национальные обычаи и нравы. Китайские кварталы с колясками рикш, с причудливо изогнутыми крышами пагод, с залами для собрания членов китайских тайных обществ и торговых корпораций. Индийский квартал, пропахший экзотическими пряностями, цветами, увешанный пестрыми тканями и золотом, строгие английские особняки с черно-белыми фасадами и черепичными крышами, малайские мечети, украшающие небо над Сингапуром позолоченными полумесяцами, - все это становилось лоскутками в замысловатой ткани сингапурской истории. Переходя из зала в зал, зритель знакомится со многими аспектами исторического развития и уклада быта различных этнических групп Сингапура. Музейная экспозиция наглядно повествует о жизни простых горожан и торговой знати, поэтизируя незамысловатые бытовые детали, ставшие частью истории и достоянием культурного наследия многих поколений. Один из символов Сингапура - повседневное женское платье Чеонгсам, бывшее на пике моды в 1950-х и в 1960-х годах, и ставшее своего рода признаком единства граждан Сингапура. Чеонгсам носили все без исключения, вне зависимости от социального положения и финансового достатка, в это платье были облачены и женщины из знатных купеческих семей, и простые школьные учительницы, рабочие, домохозяйки. Коллекция традиционных платьев Сингапура «чеонгсам» По тем временам, новые модели традиционных платьев чеонгсам, без рукавов, чуть ниже колен и плотно обтягивающие фигуру, считались вызывающе сексуальными, рассматривались как одно из порождений движения феминизма, когда женщины стали принимать участие в общественной и политической жизни наравне с мужчинами, освободившись от пресловутого образа благолепных домохозяек. Популяризации новых моделей «чеонгсам» послужила звезда телеэкрана 1950 - 1960-х выдающаяся актриса Лин Дай, активно выступавшая за права женщин на творчество, самовыражение, независимость и свободную любовь. Семейные интриги, сплетни и враждебное отношение к актрисе со стороны консервативно настроенной китайской элиты, довели Лин Дай до самоубийства, что так же шокировало публику во всей Азии и придало трагическому образу Лин Дай ещё большую известность. Несколько залов экспозиции отведены для предметов повседневного быта жителей Сингапура. Здесь представлены кастрюли для приготовления «лакса», традиционного интернационального блюда жителей Сингапура, представляющего собой густой суп с лапшой, мясом и морепродуктами. Так же приспособления для приготовления уличного малайского «фаст-фуда» - булочек «куэх». Эти булочки делаются на пару из рисовой муки и сока пандана (Pandanus Amaryllifolius), придающего тесту булочки зеленый цвет. В качестве начинки используется, как правило, кокосовый сербук (мелко нарубленная мякоть кокоса, пропитанная соком кокоса и высушенная в кокосовом же молоке). В коллекции хранится старая фотокамера знаменитого фотографа. Фотокамера 1960-х годов использовалась фотографом Тан Мэнгом для создания черно-белых снимков жителей военно-морской базы Сембаванг. Подарена музею фотостудией «Тонг Лам» в 2004 году. В настоящее время Национальный музей Сингапура - это обширный информационный, научный, выставочный и развлекательный центр. Проходя по залам музея, знакомясь с реконструкциями обстановки быта, с видео инсталляциями и подробно репрезентируемыми артефактами, зритель ощущает себя совершающим путешествие во времени. Экспозиция создана так, что буквально погружает зрителя в прошлые времена. Подлинные предметы прошлого, музыкальное сопровождение, подробное описание экспонатов, творческие реконструкции, старые фотографии, даже возможность понюхать баночки с типичными специями Юго-Восточной Азии - все это вместе способствует тонкому восприятию и пониманию истории Сингапура и так называемого «духа города». Сотрудники музея регулярно проводят научные семинары, посвященные истории Сингапура, изучаются архивные материалы, документы и фотографии. Для публики выставляются наиболее интересные и важные факты из прошлого этого удивительного города-государства. Музей не оставляет равнодушным туристов с детьми из разных стран - для детей существуют особые выставки, на которых история Сингапура представлена в увлекательной игровой форме. Экспозиция постоянно пополняется новыми поступлениями. Лукашевская Яна Наумовна, историк искусства, независимый арт-критик. Фотографии сделаны автором статьи с любезного позволения администрации музея.
От: Лукашевская Яна Наумовна, © wm-painting.ru,   -
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|