Опубликовано: Октябрь 9, 2013
Национальный музей текстиля, Куала-Лумпур (Muzium Tekstil Negara, 26, Jalan Sultan Hishamuddin, 50050, Kuala-Lumpur, Malaysia)
Туристы, впервые посещающие Малайзию, как правило, очарованы одеждами, которые носят местные жители. В одеждах искрятся под лучами солнца все цвета, созданные богатейшей тропической природой. Даже в самой небогатой деревне – ткани изящно украшены. Цвета столь многообразны, что могут соперничать по красоте и редкости с богатыми красками и разноцветьем тропических растений. Присмотревшись, мы замечаем, что и сделаны узоры совершенно по-разному. Какие-то нарисованы прямо на ткани, какие-то вышиты, другие узоры вытканы нитями самой ткани. Разнообразие техники изготовления тканей, цветовой гаммы и бесконечные вариации узоров, - все это обусловлено тем, что Малайзия находилась в самом сердце торговли тканями между странами Азии, Европы и Ближнего Востока. В порты Малайзии стекались торговцы со всего мира и обменивались товарами, торговали тканями арабского мира со сложными и скрупулезно выполненными геометрическими орнаментами, европейскими гобеленами, лоскутными халатами из Центральной Азии, дорогими китайскими и вьетнамскими шелками из города Хюэ. Местные малайские мастера усидчиво изучали всевозможные традиции изготовления тканей, перенимали понравившиеся им способы ткачества, орнаментальные мотивы, материалы. Так возникал малайский текстиль – из пестрого сплава разных, порой совсем непохожих друг на друга традиций.
Фасад здания музея со стороны площади Независимости с вечерней подсветкой. Музей текстиля открывает перед зрителем двери в мир многообразия тканей Малайзии, показывает сложный и увлекательный процесс производства тканей, рассказывает о тканях и национальных костюмах в контексте истории Малайзии. Музей расположен в красивом здании в стиле могольской исламской архитектуры, напоминающей дворцы из арабских сказок, построенном по проекту архитектора Норманна для размещения здесь штаб-квартиры Управления Железными Дорогами Малайзии. Позже, в здании размещались различные правительственные канторы. Только в 2010 году было решено основать Национальный Музей Текстиля, для сохранения и популяризации ценнейшего наследия малайской культуры. Музей разделен на тематические отделы, каждый из которых занимает отдельную галерею. Названия Галерей поэтичны и выразительны – Pohong Budi (древо жизни), Pelangi (радуга), Teluk Beratai («пересекающиеся потоки», это профессиональный термин ткачей для обозначения сложной орнаментальной композиции ткани), Ratna Sari (драгоценности). В самой первой галерее, метафорично названной «Галерея Древа Жизни», представлена история возникновения текстиля с доисторических времен, а так же его развитие, благодаря растущей торговле и технике. Коллекция национальных малайских тканей дарит яркие впечатления туристам со всего мира, в памяти надолго остаются сияющие цвета тканей, необычные узоры, богатство золотых нитей. «Король» среди тканей – это сонгкет, шелковая ткань с вплетенными в нее золотыми нитями. Название ткани сонгкет происходит от слова «связывать, спутывать», что как нельзя лучше отражает особенность процесса производства, когда к нити утка добавляют золотую или серебряную нить. Орнаменты такой ткани неисчислимо многообразны, встречаются и цветочные орнаменты, и формы растений, птиц и животных, и геометрические орнаменты. Большой популярностью пользуются мотивы «тампук манггис» (формы фрукта мангустина), «пучук ребунг» («ростки бамбука»), «аван ларат» («уставшие облака»). Часто несколько разновидностей орнаментов соседствуют, и одна форма перетекает в другую, образуя гармоничную орнаментальную композицию. Такую орнаментальную композицию называют «телук берантай», то есть «пересекающиеся потоки». Часто мотив «уставших облаков» завершается ближе к кромке мотивом «гунунган» («горного хребта»), а «бамбуковой ветви» увенчивается изображением «лави аям», то есть перьев хвоста курицы! В XV веке у роскошных индийских и китайских тканей появился сильный конкурент – это и были ткани сонгкет, особенностью которых является тонкая золотая или серебряная нить, вплетенная в дополнение к нити утка. Цена одного метра такой ткани в те времена могла равняться стоимости целого корабля или стада коров! Часто сонгкеты использовали в качестве валюты, как приданое невесты, как ценнейшее наследство и способ накопления денег, сонгкетами даже давали взятки, например, если какому-то заморскому купцу нужно было занять более выгодное и близкое к порту местечко для своей лавки, он договаривался с местными властями, преподнося чиновникам рулон изысканного сонгкета.
Инструменты для изготовления ткани сонгкет. Золотые нити, палка для наматывания золотой нити, вышивка золотом. В экспозиции представлены инструменты для создания сонгкет, золотые нити, из которых делались не только сонгкет, но также и драгоценные рельефные вышивки. Процесс создания сонкет показан наглядно с помощью реконструкции.
Каждая разновидность ткани представляет особенность того или иного штата. Например, ткань «кумбу» - хлопчатобумажная ткань и «керинггкам» (ткань для хиджаба), характерные для штата Саравак. Необычна ткань типа «текатан», бархатная ткань с рельефным узором, созданным путем сложных переплетений золотой нити.
В галерее выставлены инструменты и материалы, манекены в процессе работы, для того, чтобы раскрыть секреты мастерства, показать сам процесс создания тканей. И все же, полностью процесс изготовления тканей остается для зрителей секретом, ведь у каждой семьи, занимающейся производством тканей, особенно – сонгкетов, существуют тайны, которые передаются от родителей – детям, берегутся от глаз и ушей конкурентов, и, конечно, неведомы постороннему любопытному взгляду туриста. В галерее «Радуга» представлены национальные костюмы разных штатов Малайзии, традиционные одежды не только малайцев, но и представителей других рас и культур, а галерея драгоценностей впечатляет множеством тончайших ювелирных изделий с дорогими самоцветами и перламутровыми инкрустациями. В галерее «Радуга» представлена большая коллекция батика. Искусство создания тканей батик возникло в эпоху империи Шривиджаи, приблизительно в VIII веке. Оригинальный батик носил название «ткань пеланги», то есть «радуга». Лучшие ткани батик были созданы в период правления третьего султана Теренггану, Султана Абидина Второго, с 1773 до 1808 года.
В последующий период, под влиянием прибывавших на земли малайцев индийцев, стали делать набивные орнаменты. Для создания орнамента на ткани применялся деревянный блок, получивший название «саранг бунга», то есть «гнездо цветка», или «саранг кайу берукир» («гравированное деревянное гнездо»). Когда деревянные печатные блоки для ткани были заменены на медные или латунные, узоры стали тоньше и разнообразнее. Бисерный воротник из штата Саравак. Самые необычные, пожалуй, национальные костюмы штата Саравак (на острове Калимантан). На севере острова Калимантан долгие века складывалась и формировалась особая культура, во многом отличающаяся от других культур малайского мира. Большую роль в обществе жителей северного Калимантана играло поклонение духам предков. Сохранились ритуальные костюмы, сплетенные из ярких стеклянных бус, которые в наши дни используются во время праздников и фестивалей, а так же в ходе красочных представлений, устраиваемых для туристов. Ритуальная церемониальная одежда штата Саравак. Современные модели. Первые археологические находки, указывающие на существование производства тканей, относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. Тогда корни и листья растений переплетались между собой, подобно нитям. Из такого материала делали первую в истории одежду. Потом, в начале первого тысячелетия до нашей эры, стали появляться первые ткани в более привычном для нас понимании. В VI в. н.э. на просторах островов Малайского архипелага процветали плантации хлопка. В XV веке во время расцвета султаната Малакка, большую роль стала играть торговля тканями. И малайские ткани высоко ценились, не меньше, чем изысканный текстиль Индии и Китая, особенно – прекрасные драгоценные ткани сонгкет. Национальные костюмы разных народов Малайзии как нельзя лучше характеризуют контрасты, которыми богат малайский мир, и если взгляд зрителя устал от роскоши расшитых золотом сонгкетов, для него найдется альтернатива – костюмы из коры деревьев с украшениями из плетеных пальмовых листьев.
Оригинальные национальные одежды – костюмы народа «оранг асли». Этот народ считается самым древним народом на территории Малайзии. Сейчас они практически ассимилировались с малайцами, но в отдаленных деревнях «оранг асли» поклоняются духам природы и создают национальные ремесленные изделия, в том числе, уникальные ткани из коры различных деревьев. В экспозиции представлены костюмы из коры дерева маранг (Artocarpus odoratissimus), ароматные и крупные плоды которого часто являются основой для традиционного ежедневного рациона, а потому дерево маранг у «оранг асли» считается священным. Одежда народа ибан (остров Калимантан). Множество различных материалов использовано для создания традиционной одежды народа ибан – одного из малайских этносов, населяющих штат Саравак. В мужском праздничном костюме присутствует головной убор из перьев, голова женщины украшена богатой короной с самоцветами, на плечах – яркое украшение в виде бисерного воротника с узорами, символизирующими плодородие, солнце и небеса. Народ ибан – это коренной народ острова Калимантан, и в давние времена у них существовал кровавый обряд «охоты за головами». Хотя в наши дни большинство представителей этого народа приняло ислам или христианство, все-таки они сохраняют традиционные верования поклонения духам предков, природы, местности. Традиционные ритуалы и красочные народные праздники в честь духов и урожая, а так же упрощенные варианты национальных танцев и ритуалов, устраиваемые специально для туристов, позволяют самобытной культуре народа ибан продолжать свое сохранение и развитие, быть одним из ярчайших лоскутков в пестрой ткани культуры многонациональной Малайзии.
Золотые кольца с драгоценными камнями. Келантан. Малайзия.
В галерее драгоценностей «Ратна Сари» представлены ювелирные изделия из разных штатов Малайзии. Особой яркостью, изысканностью и виртуозным тонким мастерством ювелиров отличаются изделия из малайского штата Келантан. Характерной чертой стилистики ювелирных изделий из Келантана является композиция, состоящая из трех камней – крупный камень в середине и два маленьких камушка такой же породы и огранки, симметрично по бокам от центрального камня. Между камнями изящная легкая филигрань, создающая эффект игры света и тени, усиливающая блеск и игру света на гранях драгоценного камня, по преимуществу – рубина или изумруда, месторождения которых имеются в Келантане, а так же и в других штатах Малайзии. Национальный музей текстиля является одной из интереснейших достопримечательностей в центре города, составляя часть архитектурного ансамбля Датаран Мердека (Площади Независимости). Пройдя по залам музея, турист знакомится с происхождением, развитием и многообразием методов производства тканей. Музей был открыт только в 2010 году, но уже обладает большой и динамично пополняющейся коллекцией. Оснащение экспозиции информативно и современно, подробные аннотации к экспонатам даны на нескольких языках, к услугам туристов – видео материалы на мониторах телевизоров и компьютеров, демонстрирующие процесс текстильного производства. Лукашевская Яна Наумовна, историк искусства, независимый арт-критик. Фотографии сделаны автором с любезного позволения администрации музея.
От: Лукашевская Я.Н.,  
Похожие темы:
|