Натюрморт и цветы в живописи великих художников Случайные две картины, в т.ч. современных художников: Натюрморт, в отличие от портретной и пейзажной живописи, имеет корни, уходящие в далекое Возрождение. Еще в XV-XVI веках первые предпосылки к зарождению натюрморта, как отдельного вида живописи, встречались в полотнах с исторической и жанровой тематикой. Если тот кусок изображения неодушевленного предмета был лишь составляющей мозаики всей работы, то современный натюрморт является совершенно самостоятельной темой и, более того, имеет несколько направлений.
Ренуар, Букет цветов
Начиная с XVII века, когда фламандская и голландская школы диктовали свои правила в искусстве, натюрморт окончательно занял достойную нишу в мире живописи. Тот период славился аллегоричностью изображения знакомых и простых предметов, собранных на плоскости. Однако, несмотря на стремление художников Классицизма объединить плошки и тарелки воедино с религиозным подтекстом или темой бытия, простое повествование красоты цветов, фруктов, дичи и королевской кухонной утвари взяло со временем верх. Питер Клас, Виллем Хеда, Виллем Кальф и Абрахам ван Бейерен - нидерландские мастера, которые раскрыли красоту постановочных работ и сделали натюрморт модным приобретением для знатных особ. Работы периода XVII века были выделены в самостоятельное направление натюрморта с названием «Нидерландский». Его характерными чертами были темный, приглушенный фон и контрастный первый план с атрибутами трапезы или только что собранных цветов. Кроме того, Хеда включал в свои постановки стеклянные прозрачные предметы и черепа, как, например, в натюрморте на аллегорическую тему. Картины были вкусными и живыми. Каждая из них носила не менее колоритное название, чем само изображение - «Натюрморт с тортом», «Завтрак с крабом», «Натюрморт, с чайником» и т.д. С середины XVII века, как отдельный жанр живописи, выделился цветочный натюрморт. Это наиболее понятное повествование простым мамушкам и тетушкам. Букеты в керамических вазах, ветви сухих деревьев с вкраплением свежесобранных растений и фруктов покупались для украшения столовых и холлов. Цветочный натюрморт культивировался в веках и продолжал радовать как простаков, так и специалистов в мировой живописи. Поздний период живописи Рококо и Неоклассицизма был встречен работами Хайженса, Фантина-Лаура, ван Дила, Кашу. Особое внимание мастера уделяли розам. Они имели разную интерпретацию - пышные, написанные единым пятном, мазками с четким разделением слоев тончайших лепестков, в бутонах с прозрачным свечением (Е.А. Кашу «Натюрморт с розами, вишнями и виноградом», Я.Ф. ван Дил «Натюрморт из роз в стеклянной вазе», Я. Фантин-Лаур «Букет из роз и настурций» и др.). Надо отметить, что цветочная тема присутствовала не только в постановочных работах художников. Так или иначе, мозаика растительности использовалась в тематических сюжетах бытового жанра и украшала портреты незнакомцев, вплеталась в общую картину, создавала особую уютную атмосферу («Роза из роз» - сэра Лоуренса, «Джулия среди роз» и «Даниэль и Мадлен на террасе» - Д.Р. Найта). Стилизованные и настоящие цветы и прутики, травинки и пышные цветущие кустарники стали отличной манипуляцией вниманием зрителя и простушек, вроде домохозяек и бабушек. Кто, если не эти дамы могли уговорить своих покровителей в приобретении садовых пейзажей в масле, личных палисадников на холсте и цветочных зарослей. В первой половине XIX века натюрморт писался в той же технике и с теми же приемами, что и Нидерландский, но вторая половина века предлагает работы с ярко выраженным акцентом на обобщение и цветовые пятна, нежели на прорисовку бликов ягод и тычинок («Розы и васильки» Фантина-Лаура, «Розы на фоне синего занавеса» и «Букет Хризантем» Огюста). Наряду с цветочным мирно сосуществовал ученый натюрморт с символичным изображения библейских атрибутов и символов. Он часто имел иной символичный подтекст и аллегоричный характер. Одним из основоположников такого направления стал Хармен ван Стейнвек с «его» черепами - символами неизбежности смерти, цепями и чернильницами, смятыми бумажными листками, книгами и курительными трубками. Здесь был безжизненный душный фон, приглушенный свет, скорее туман или задымленность, и гнетущая тишина натюрморта. Начиная с Классицизма, натюрморт стал самым популярным жанром. Он присутствовал в знатных домах и музеях, а ныне в качестве репродукций в интерьере обывателей. XIX век еще смаковал эту тематику в полотнах Винсента Ван Гога. Вспоминаются «Подсолнухи в вазе» и «Олеандры» в охровых и желтых красках с наивным повествованием. Достоинство постановочных картин заключено в их простоте и понятности, уюте и по-домашнему приветливом настроении. Тихая, неподвижная жизнь натюрморта, к сожалению все реже встречается в живописи XXI века, уступая место индустриальному жанру. [/expand] |
Цветы
Роберт Делоне 1909, 46×38 см
1