Знаменитые пейзажи мастеров прошлых вековПейзажное искусство (Landscape art от голландского слова «landchap», участок обрабатываемой земли) относится к изображениям внешних пейзажей, таких как луга, поля, деревья, реки, горы, озёра, долины, побережья, пляжи, устья и т. д. В пейзажной композиции также могут быть показаны небо и погодные условия. Однако, человеческие фигуры традиционно включаются только в качестве стаффажа или второстепенного элемента. Когда люди становятся важной особенностью, картина обычно определяется как пленэрная жанровая живопись (бытовая сцена). Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Полдень. Лето» (1917) Холст, масло. 89 x 128.5 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Несмотря на то, что пейзажная живопись была создана как жанр в XV веке, голландские художники-реалисты не воспринимали её всерьёз до XVII века. Позже в XVIII веке, наряду с архитектурными городскими пейзажами Каналетто (1697-1768 гг.) школы венецианской живописи, появилась культура загородных поместьев, особенно в Британии, что стимулировало спрос на топографические картины (похожие на фотографии) с гордыми землевладельцами. Первые годы XIX века стали свидетелями Золотого века английской пейзажной живописи во главе с Тёрнером и Констеблем, а также развитием пленэрной техники Барбизонской школы, а затем стиля Моне французского импрессионизма – способа, который значительно облегчил изобретение оловянных тюбиков для краски в 1841 году американским художником Джоном Рэндом. В Америке школа реки Гудзон (прибл. 1825-1875) была первым движением пейзажной живописи, изображающей величие и отдаленную красоту вновь открывшегося континента. Школа породила другие мини-движения, такие как луминизм и школа Скалистых гор. Россия и Австралия также дали ряд выдающихся живописцев XIX века. Из русских первым является Иван Шишкин (1832-98). Мастерством Шишкина было изображение деревьев и лесистой местности, отсюда и его прозвище «Царь леса», а одним из его многочисленных шедевров является «Дубовая роща» (1887, Музей русского искусства, Киев). Другой - Исаак Левитан (1860-1900), чьи пейзажи полны атмосферы и настроения. Его представление света может быть совершенно невероятным как например, в удивительном «Уединенном монастыре» (1890, Третьяковская галерея). Он много путешествовал и многие его картины, такие, как «Дорога к Владимиру» (1892, Третьяков) и «Золотая осень» (1895, Третьяков), дают достоверное представление о Матери-России. Положение пейзажа в иерархии жанров живописи Пейзаж занял 4-е место в иерархии жанров (типы картин) великих европейских академий изобразительного искусства, как было объявлено в 1669 году Андре Фелибиеном, секретарём Французской академии. Другими жанрами (в порядке важности) были: историческая живопись, портрет, жанровая живопись и натюрморт. Низкое место, присуждаемое пейзажному искусству, было обусловлено его меньшим «повествовательным» содержанием (то есть моральным посланием). Стремясь преодолеть это, художники раннего пейзажа пытались наполнить свои картины вдохновляющим посланием, объединяя виды, запечатлённые с мифологическим или эстетическим значением. |