Пользовательское соглашение
ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьдизайн интерьераВход

Монументальная живопись, архитектура, декор - терминология, а также стили интерьера

термины в архитектуре и дизайне



Опубликовано: Январь 28, 2009

Историческая живопись

Историческая живопись — жанр живописи, посвященный историческим событиям и деятелям, общественно значимым явлениям в истории человечества.

Историческая живопись часто переплетается с другими жанрами живописи: бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»). Особенно тeсна связь исторической живописи с батальным жанром, когда в произведениях отображается исторический смысл военных событий. Эволюция исторической живописи во многом обусловлена накоплением исторических знаний, развитием исторических воззрений, а периоды ее подъема связаны с критическими этапами истории, общественными потрясениями, ростом социального и национального самосознания.

 Историческая живопись

В древности воспоминания о реальных исторических событиях - войнах, переселениях, походах, образовании народов и государств — переплетались с фольклорными и мифологическими легендами (мозаика «Битва Александра Македонского с Дарием», копия II в. до н.э. с оригинала эпохи эллинизма). В средние века часто изображались реальные и легендарные события, а особенно часто реальные события, в которых принимали участие высшие силы (икона «Церковь воинствующая», после 1552; живописные миниатюры к летописным сводам, к анналам и хроникам). Собственно историческая живопись сложилась в эпоху Возрождения: Паоло Уччелло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто, Андреа Мантенья, Пьеро делла Франческа создали идеальные героические образы древней и современной истории. В XVII—XVIII вв. последователи классицизма и художественные академии основывали свои программы обучения на традициях «высокого жанра», в который включались произведения на исторические сюжеты, а также на темы религии, мифологии, аллегории и символики. В этом духе созданы пышные, помпезные композиции Шарля Лебрена, Карла Ванлоо, Андреа дель Поццо и многих академических мастеров разных стран. Но в эти же столетия великие мастера Никола Пуссен и Жак-Луи Давид во Франции, Питер Пауль Рубенс во Фландрии, Рембрандт в Голландии, Джованни Баттиста Тьеполо в Италии создали картины, наполненные глубоким драматическим содержанием, остротой и непримиримостью конфликтов, ощущением оеззаветного порыва к духовной и национальной свободе: так выглядят и восставшие батавы на картине Рембрандта «Заговор Юлия Цивилиса», и непокорные нидерландцы на картине Веласкеса «Сдача Бреды», и братья Горации на картине Давида «Клятва Горациев».

 

Жак-Луи Давид «Клятва Горациев»

В XVIII — начале XIX в. в России Антон Лосенко, Иван Акимов, Григорий Угрюмов, Андрей Иванов начали писать исторические картины, поэтизируя подвиги античных и древнерусских героев. В XIX в. романтизм принес в историческую живопись обостренное ощущение быстротекущего времени, неотвратимых событий, назревающих и решающихся конфликтов, трагических судеб народов и личностей, подаем ожидания всемирных и национальных перемен (Франциско Гойя в Испании, Теодор Жерико и Эжен Делакруа во Франции, Альфред Ретель в Германии, Йозеф Манес в Чехии, Виктор Мадарас в Венгрии, Карл Брюллов и Александр Иванов в России). В середине и второй половине XIX в. получили распространение мелодраматические «костюмные» картины на исторические темы (Поль Деларош, Тома Кутюр во Франции, Карл Пилоти в Германии, Генрих Семирадский в России), но началось и детальное изучение оыта и нравов, исторических героев прошлого (Адольф Менцель в Германии, Вячеслав Шварц в России). Общественные потрясения и успехи исторической пауки в России второй половины XIX в. привели к философскому и историко-психологическому осмыслению исторических трагедий народов и личностей (Николай Ге, Илья Репин, Василий Суриков, Василий Верещагин).


На рубеже XIX и XX в. символизм представил историю как воплощение вечных тайн бытия, души народа, его надежд, верований и легенд (Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, Николай Рерих в России, Пьер Пюви де Шаванн, Поль Гоген во Франции, Франц Марк, Эмиль Нольде в Германии, Фердинанд Ходлер, Арнольд Беклин в Швейцарии, Эдуард Берн-Джонс в Англии). В искусстве XX в. обостряется любовь к старине как к источнику красоты и поэзии, лирических и гротескных образов (Валентин Серов, Андрей Рябушкин, Сергей Иванов, Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Наталия Гончарова в России). В советских исторических картинах поначалу события революции и гражданской войны выступали в возвышенном романтическом и символическом облике (Кузьма Петров-Водкин, Александр Дейнека, Борис Иогансон, Константин Юон), но с середины 1930-х они часто превращались в однообразные патетические представления с позирующими вождями и послушными им толпами (Александр Герасимов, Владимир Серов). Социальные движения XX в., революции и войны, борьба с фашизмом вызвали подъем историко-революционной живописи в разных странах мира (Пабло Пикассо во Франции, Ренато Гуттузо в Италии, Макс Лингнер, Отто Нагель в Германии, Роже Сомвиль в Бельгии, Диего Ривера, Давид Сикейрос, Хосе Клементе Ораско в Мексике). Вторая мировая война оживила интерес к героическому прошлому народов (Павел Корин, Александр Бубнов, Михаил Авилов в России). В 1960-1970-х художники Гелий Коржев, Евсей Моисеенко, Татьяна Назаренко стремились шести в историческую живопись романтику и необычность образов, по-новому переосмыслить старые сюжеты. Постмодернизм 1980—1990-х превратил картины прошлого в туманные ностальгические видения (Валерий Кошляков России), а соц-арт (Александр Косолапов, Виталий Комар, Александр Меламид) предал пародийному осмеянию воспоминания о русских революциях и военных триумфах.

В советское время жанр был очень актуален - прославление военных подвигов героев Революции, Великой Отечественной войны, великие стройки социализма - все это нашло отражение на картинах великой эпохи 20 века. В 21 веке жанр не так популярен.

Историческая живопись // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.



От: Bira,  






Скрыть комментарии (6)

UP
Noskov   Активность: 4437  Март 22, 2018


Фото (репр. картины) для статьи: "Историческая живопись"


Эней спасает семью из Трои, Рубенс.

  1



min    Июнь 7, 2019


Фото (репр. картины) для статьи: "Историческая живопись"


Посмотрите картины Васнецова https://www.wm-painting.ru/Vv/p2_articleid/1163 .

  2



min    Июнь 7, 2019


Фото (репр. картины) для статьи: "Историческая живопись"


Не забудьте про Батальную живопись - https://www.wm-painting.ru/StyleInPaintingAG/p2_articleid/278

  3



ОС   Активность: 24619  Июнь 14, 2019


Фото (репр. картины) для статьи: "Историческая живопись"


Наш классик Василий Васильевич Верещагин

https://www.wm-painting.ru/Vv/p2_articleid/1527

  4



ОС   Активность: 24619  Ноябрь 13, 2019


Фото (репр. картины) для статьи: "Историческая живопись"


Бернар Делисьё в трибунале инквизиции.
Жан-Поль Лоранс 1881, 79×121 см, Государственный Эрмитаж

  5



Алина   Активность: 783  Ноябрь 18, 2019


Как всегда - интересно. Люблю узнавать новую информацию. Спасибо.

  6



Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Импрессионизм в живописиКлассицизм - картины художников »