1636 г.,
х. м., 236 x 302 см.,
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне
художник: Харменс ван Рейн Рембрандт Ослепление Самсона (холст, масло, Харменс ван Рейн Рембрандт – 1636г.), описание картины Сцена ослепления мифического героя Самсона легла в основу произведений многих авторов с мировым именем. Х.В.Р. Рембрандт не обошел стороной благодатную почву мифологического сказания о заточении ветхозаветного Судьи-героя, сражавшегося против филистимлян, что совершали разрушительные набеги на города Иудеи. Филистимляне изображены Рембрандтом облаченными в металл. Это внимательное историческое наблюдение автора. Ведь филистимляне (иначе пеласги) единственные, кто владел технологией выплавки стали. Именно они ознаменовали своим мастерством начало Железного Века.
Собственное видение сцены ослепления пойманного Самсона Рембрандт изложил в характерной для него манере – с использованием борьбы света и тени. Он не поскупился на желтизну для «освещения» жестокой сцены. В окружении мрачных каменные стен пещеры Самсон и его мучители словно «вырваны» из контекста холодной глубокой тьмы. Лицо предательницы Далилы, той, что безмятежно любил богатырь, освещено лучом. В сочетании с глубиной черных углов пещеры она и выбеленный образ пойманного героя поданы наиболее светлыми пятнами, определяя главных героев сцены.
Эта контрастная подача насыщенных теней и невесомого света подтверждает мнение специалистов об авторе, как настоящем мастере светотени. Интересна манера письма Рембрандта. В этой работе не видно отдельных мазков, резких переходов и фактурности краски. Издалека полотно похоже на репродукцию настолько гладко письмо Харменса ван Рейна. В целом картина кажется теплой по колориту, ближе к караваджинской палитре. При более детальном рассмотрении видно, что Рембрандт вкрапил в одежду Далилы аквамариновую краску и голубовато-серую для обозначения холодного дневного света.
Полотно «Ослепление Самсона» написано автором в 1638 году. Критики считают эту работу наиболее значимой в творчестве живописца, однако обращаются к ней крайне редко, описывая творчество художника. Быть может, в силу не совсем удачного момента захвата Самсона и откровенной сцены насилия. Быть может, по причине яркой реалистичности кровавой сцены.
В настоящее время «Ослепление Самсона» является частью коллекции Штеделевского Художественного института (Франкфурт-на-Майне).
автор рецензии: Никонова Ирина © wm-painting.ru
теги: жанровая живопись, голландская живопись 17 века, библейский сюжет
фото: Общественное достояние
Загружено: VaLeNt
Rembrandt (1-8)
Скрыть комментарии (0)
Случайные картины, в том числе современных художников:
|