Национальный музей Сан-Мартино, Неаполь, ИталияНациональный музей Сан-Мартино расположен в старинном картезианском монастыре. Коллекция произведений искусства, представленная в бывшем монастыре картезианцев Сан-Мартино, поражает воображение даже самых искушенных знатоков. Для нас же этот музей ценен еще и тем, что здесь хранится одно из лучших полотен Риберы - "Оплакивание". В 1329 году на одном из неаполитанских холмов был возведен замок Кастель Сант-Эльмо. В XVI веке его на свой лад перестроили испанцы, однако своего сурового очарования он не утратил. Почти все важнейшие исторические события в жизни Неаполя так или иначе связаны с этим замком. Он был "участником" многочисленных осад города, схваток с врагами, народных волнений. Помнит он и восстание Мазаньелло. случившееся в 1647 году. Свидетелем этого восстания, как мы уже отмечали, довелось стать и Рибере.
Под стенами замка находится старинный картезианский монастырь, с обзорной площадки которого открывается изумительный вид на знаменитый Неаполитанский залив. Строительство монастыря началось почти одновременно со строительством замка Кастель Сант-Эльмо (и даже чуть раньше - в 1325 году). Впоследствии он был "подновлен" в духе неаполитанского барокко. Теперь в стенах монастыря располагается Национальный музей Сан-Мартино. В этом музее экспонируются не только картины и скульптуры, но и произведения декоративно-прикладного искусства: драгоценные ковры, предметы домашней утвари, кареты, народные костюмы. Хотя, конечно, наиболее значительную часть его коллекции составляют работы живописцев - причем тех, кто когда-либо работал в Неаполе. К последним, как мы знаем, относится и герой нашего выпуска. Один из залов музея Нельзя сказать, что собрание работ Риберы в музее Сан-Мартино поражает обширностью. Вовсе нет. Но зато здесь хранится одно из лучших его полотен - "Оплакивание" (1637). Эта картина вот уже несколько столетий вызывает оживленные споры среди искусствоведов и художников. Одни бранят ее за "слишком натуралистическую и вульгарную" трактовку образа мертвого Христа. Другие, напротив, находят Оплакивание" "поэтичнейшим полотном Риберы". Итальянский мастер Лука Джордано говорил об этой картине, что "одно изучение ее может сделать художника великим живописцем".
«Оплакивание» (1637) кисти Риберы Большое впечатление производило "Оплакивание" и на русских художников, имевших возможность побывать в Неаполе. Крамской был так восхищен этим полотном, что упоминал о нем в своих письмах в Россию трижды. Вот цитата из сто письма к жене, помеченного пятнадцатым мая 1876 года: "Есть только одно место, которое надобно было видеть, - это монастырь {брошенный уже) в Мальте, где есть удивительный и чрезвычайный Рибера: "Положение во гроб". Ты, быть может, помнишь, в Академии есть: темный фон, совершенно темный, синий Христос и Богородица над ним на коленях, прислушивается, что поют мальчуганы в небесах, Мария целует ногу - словом, картина синяя и темная. Так это копия с нее, и копия отвратительная, но что это в оригинале - не расскажешь!" Не менее сильное действие оказало
"Оплакивание" на П. П. Чистякова, учителя многих наших знаменитых живописцев (среди его учеников были такие мастера, как Врубель, Нестеров, Серов). Он буквально требовал от своих питомцев восхищения этой картиной. В 1884 год)" он "взывал" к В. Е. Савинскому, находившемуся в то время в Помпее: "Отчего Вы не пишете о чуде в искусстве живописи, которое находится под Неаполем в монастыре Сан-Марино - картина Рибейро Испаньолето? Следует непременно рассмотреть эту работу и хорошенько - вблизи и издали". Для нас же "Оплакивание" ценно не только своими бесспорными живописными достоинствами, но еще и тем, что оно представлено в практически "аутентичной" обстановке, ибо Рибера писал его именно для монастыря Сан-Мартино. Кроме "Оплакивания", особенного внимания в музее Сан-Мартино заслуживает "Поклонение пастухов" Гвидо Рени. Удивительная ночная сцена, исполненная болон-ским мастером с большим изяществом и вкусом, неизменно вызывает восхищение как специалистов, так и "рядовых" зрителей. Весьма любопытно и собрание малоизвестных итальянских мастеров ХУЛ-XVIII столетий. Их портреты, пейзажи, жанровые сцены, конечно, далеко отстоят по уровню живописи от упомянутых шедевров Риберы и Рени. Тем не менее, посетители получат большое удовольствие от этой экспозиции, ведь и произведения художников второго и третьего рядов тоже представляют интерес - хотя бы потому, что именно в окружении таких художников работали те, кого мы обыкновенно называем гениями. по материалам [1] см. Список литературы
От: VO,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|