ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ



Опубликовано: Май 13, 2010

Композиция

Создавая произведение, художник находит конкретные отношения предметов и пространства, размещает фигуры, определяет их место в картине, рисунке или скульптуре, чередует линии и пятна, находит их пропорции и размеры. Весь этот художественный процесс называется композицией и служит более ясному, глубокому и убедительному раскрытию замысла.
 
Композиция в живописи
 
 
Василий Кандинский, 1939
 
Само слово «композиция», означающее строение, составление, соединение, не полностью выражает смысл, который вкладывается в настоящее время в это понятие. Раньше, в старом классическом и академическом искусстве, композицией считали умение художника уравновешенно, гармонично и стройно располагать в картине, гравюре или в скульптуре фигуры и предметы. Но уже в XIX веке художники реалистического направления выдвинули иной принцип композиции. Они считали, что композиция должна прежде всего верно передавать жизненную правду взятого художником сюжета и так располагать все элементы изображений, чтобы наиболее ясно могла раскрыться идейная и психологическая сущность изображаемых коллизий и характеров. Несмотря на явное несоответствие этих двух разных подходов к композиции, дальнейшее ее развитие пошло по линии синтеза и преодоления противоречий между ними. В современном понимании композиции пластическая уравновешенность и жизненная правдивость в построении произведений должны находиться в гармонической цельности и единстве.
 

Из каких же отдельных элементов состоит композиция?

Известно, что всякое изображение ограничено краями плоскости или объема и имеет свой размер и формат. Их выбор не случаен в творчестве художника и должен помогать раскрытию идеи и общего замысла произведения. Значит, определение формата и размера является одним из первых элементов композиции.
 
Когда М. Врубель задумал написать поэтически сказочный, символический образ поверженного Демона, он остановился на очень удлиненном горизонтальном формате холста большого размера (139X387 см), на котором ему удалось разместить распластанную на вершинах Кавказских гор фигуру Демона, раскрыть глубину душевных страданий лишенного воли могучего существа и в то же время показать всю его безграничную власть над силами природы, над временем и пространством?
 
Другой замысел потребовал от художника В. Серова совершенно иного формата холста. Приступая к написанию портрета великой русской актрисы М. Ермоловой, Серов задумал выразить ее величие и высокий нравственный облик. Портрет рождался как своего рода монумент, посвященный артистке, в течение долгой жизни трогавшей своей игрой сердца многих поколений зрителей. Поэтому художник остановился на удлиненном вертикальном формате холста большого размера, наиболее соответствующем монументальному характеру образа.

А вот И. Левитану в передаче лирически интимного пейзажа ранней весны с уходящим далеко в глубь картины пространством талой воды совсем не нужен был большой размер и удлиненный формат. Наоборот, желание показать интимную красоту небольшого уголка природы и нежные тона ранней весны естественно ограничило размер картины «Весна—большая вода» (64X57,5 см) и побудило мастера остановиться на замкнутом, приближающемся к квадрату формате холста. Какое бы по-настоящему серьезное художественное произведение мы ни взяли, всегда его размер и формат связан с замыслом художника, с характером создаваемого им образа, с назначением и материалом произведения. Так, скульптуры, поставленные на больших площадях и проспектах, около многоэтажных зданий, должны быть монументальными не только по своему образному решению, но должны соответствовать общему ансамблю и по размерам. В другом случае неправильно было бы, например, филигранно тонкую гравюру на доске создавать в огромном масштабе, не только потому, что было бы технически трудно это осуществить, а и потому, что сама красота и характер материала гравюры, ее форма зовут к пристальному рассматриванию и любованию тонкостью и изяществом линий, сложной обработки поверхности доски. Очень большой размер лишь убил бы эти свойства и качества материала, снизив тем самым выразительность образа. Но вот художник правильно и чутко выбрал размер и формат соответственно избранному им сюжету и своему замыслу. Наступает следующий этап в его осуществлении — это распределение на плоскости или в объемной форме основных масс, групп, предметов, вообще всех основных элементов изображения.
 
Выше уже говорилось о том, что это распределение частей и построение композиции в старом классическом искусстве и в школах и направлениях реалистического искусства опирались на очень разные принципы. Но практически противоречие в творчестве действительно крупных мастеров во многом стиралось и сглаживалось. Выработанные правила не мешали художникам передавать в строго геометрической композиционной схеме (треугольник, квадрат, круг) яркие, полные жизни, правдивые образы, а приверженность к жизненности изображения сочеталась с чувством гармонии и уравновешенности в построении картины, гравюры или скульптуры.
 
Вот почему мы можем в целом рассматривать возникшие в результате многовекового развития искусства определенные закономерности в построении произведений, с большой чуткостью и мастерством творчески применяемые выдающимися художниками разных времен и народов. Это последнее обстоятельство имеет очень важное значение, поскольку в произведениях посредственных художников принципы равновесия становятся мертвой схемой, а жизненная правда в построении композиции подменяется внешней правдоподобностью и рождает лишь поверхностные натуралистические произведения.
 
Компонуя группы, предметы и отдельные части изображения, авторы произведений исходят из художественной идеи и общего замысла картины, рисунка или скульптуры. Так, например, чтобы передать глубокие движения души, сложные переживания людей, художники чаще всего стремятся выдвинуть фигуры на первый план, ограничить пространство, отказаться от изображения многих деталей и окружения, чтобы ничто не отвлекало зрителя от восприятия облика персонажей. Классическим примером подобного построения композиции может служить одно из прославленных творений мирового искусства—картина «Динарий кесаря» Тициана. На холсте изображены только две головы, части фигур и две руки, но они заполняют всю плоскость картины, в которой с удивительным проникновением в психологию людей показано столкновение двух разных характеров. Горбоносому, с маленькими глазками, с темным цветом лица мрачному фарисею противопоставлен светлый, ясный облик носителя истины. Этот образ занимает большую часть холста и выделен в композиции картины яркостью цвета и света, красотой лица, глубоким взлядом, спокойствием и благородством жеста.
 
Принцип полного заполнения плоскости холста крупными первоплановыми фигурами в старом классическом искусстве применялся очень широко. Даже динамическая многофигурная сцена решалась крупным планом. Исключительно изобретательна и красива в этом отношении композиция картины П. Рубенса «Похищение дочерей Левкиппа», в которой мастер сумел поместить двух разгоряченных коней и всадников на них, подхватывающих с земли двух только что собравшихся купаться молодых женщин. Все это объединено в одну сложную, богатую контрастами группу, красиво вырисовывающуюся на фоне неба и уходящих в глубь картины полей и холмов.
 
Этот способ первопланного изображения фигур и предметов придает произведениям монументальный и приподнятый характер. Иной характер приобретает композиция, когда художник стремится к естественной передаче жизненных и как бы случайно увиденных сцен. Такого рода композиция обычно схватывает один момент в стремительно меняющейся, противоречивой, полной контрастов реальной действительности.
 
Большим мастером подобной композиции был французский художник Э Дега. Изображая жизнь горожан — скачки, эстрадных певиц, балерин во время репетиций, прачек, модисток, завсегдатаев кафе и т. д., — он размещал на холсте фигуры к краю картины, а иногда большую часть ее плоскости заполнял пейзажем или интерьером. Эти как будто неуравновешенные, случайно соединенные части композиции в действительности находились по-своему в гармоничных, хотя и контрастных отношениях. В одной из картин, передавая нелегкую работу юной балерины у специального станка для тренировок, он поместил фигуру девушки в гамом углу холста, в то время как на всей остальной плоскости написал гладкий пол и часть пустой стены. Чтобы удержать в равновесии всю эту необычайную, неожиданную, странную   композицию, художник по диагонали холста в углу, противоположном тому, где изображена балерина, поместил маленькую лейку для поливки пола. И этого совсем небольшого предмета оказалось вполне достаточно, чтобы удержать композицию в равновесии.
 
 
Э. Дега, картина

 
Как мы видим, зрительное равновесие масс значительно отличается от равновесия физического. Произведение искусства не терпит полной симметрии, производящей сухое, неподвижное, безжизненное впечатление; под равновесием здесь следует понимать такое осмысленное движение нашего взгляда, в котором одинаково активно участвует весь холст, лист или поверхность скульптуры, а не только какая-либо их часть. Добиваясь равновесия, художник организованно распределяет во внутреннем пространстве работы как бы центры притяжения для взгляда и интервалы, дающие глазу отдых.
 
Можно указать в этой связи на произведения Г. Нисского. Обычно он строит композицию своих картин на резком контрасте больших масс и маленьких форм и деталей, тем не менее, уравновешенных на противопоставлении прямых вертикалей и резко выявленных горизонталей. Такова его «Подмосковная рокада» с высоким небом и столбами электропередач, около которых на гладкой поверхности шоссе поставлены как бы затерявшиеся в неизмеримом пространстве пейзажа две маленькие фигурки. Однако именно эти легкие фигурки дают масштаб всему пейзажу. А не так ли контрастно воспринимаем мы современный пейзаж в действительности, где соседствуют и огромные новейшие сооружения — мосты, высотные здания, плотины, и создавший их человек? Нисский в построении своих картин исходит из подобных контрастных ощущений.


От: Бирюкова Ирина




Похожие темы


----------------------------

« Тема и сюжет в живописиРитм в искусстве живописи »

следующая информация будет вам интересна: