ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Май 13, 2010

Мы будем неправильно поняты, если на основании изложенного читатель сделает вывод, будто восприятие сюжета, угадывание его внутренного смысла представляет собой чисто рассудочный акт. Образное значение всех сюжетных элементов предполагает, как уже можно было убедиться на примере картины Попкова, большое человеческое чувство. Чувство, неотделимое от восприятия сюжета, проявляется здесь в специфической форме сопереживания. Когда сюжет построен с убеждающей жизненностью, когда в нем затронуты общеважные человеческие интересы, то изображенные события становятся для нас как бы личными. Это требует для сюжета, наряду с убедительным решением композиции, колорита и пр., и такого эмоционального настроя произведения, который предопределил бы ход переживаний зрителя. Конечно, с холодным умом, специально такого настроя не создашь. По сути дела, он оказывается воплощением культуры чувств самого художника, и, естественно, его конкретные формы очень разнообразны.

Для произведений изобразительного искусства характерно построение сюжета на гармоническом согласии персонажей и окружения. Между героями этих произведений царит полное взаимопонимание; они словно части совершенного организма. Это, например, заметно в картине Ал. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой», в работах В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова. Их произведения не отличаются, как правило, вниманием к сложностям психологии человека, зато для них характерны редкостное душевное равновесие, тонкая поэтическая игра настроений, цельность общего эмоционального тона. Они воплощают прекрасный мир идеальных чувств.

Можно привести сколь угодно длинный ряд произведений изобразительного искусства, в которых ничего не происходит, в них нет действия. К их числу целиком принадлежат натюрморты, частично портреты и пейзажи, многие скульптурные изображения, изделия декоративно-прикладного искусства. Действительно, сюжет любого натюрморта может быть передан буквально в нескольких словах, например: стол в полутемной комнате у стены, на стол брошена белая скатерть, на ней лежат фрукты и т. д., и все это ничуть не похоже на связное содержание. Свидетельствует ли бездействие об отсутствии сюжета, а если да, то не равнозначно ли это бессодержательности подобных произведений?

Последнее сомнение отвергается тем, что среди «бездействующих» произведений немало общепризнанных шедевров искусства, хотя бы портреты Рембрандта, натюрморты Сезанна, статуи Поликлета, которые не воспринимаются зрителем как бессодержательные. Напрашивается вывод, что содержание художественных произведений не исчерпывается сюжетом. Действительно, содержание произведений раскрывается не только в действии, не только через жизненную логику изображенных предметов и событий. В искусстве очень часты, даже необходимы интуитивные находки, когда наблюдения, мысли и переживания художника безотчетно, мгновенно, вне промежуточных логических связей складываются в целостный зрительный образ.

Исключительное значение приобретают здесь сила и содержательность самой художественной формы. Восприятие формы может быть радостным, как, например, во многих холстах П. Кончаловского, где воспевается весомая, красочная плоть предметов. Форма может восхищать своим величием или подавлять своей массой; она способна вызывать впечатления легкости, изящества, трагизма, холодного совершенства, стремительного порыва, элегической грусти и т. д., и т.  д.

Ощущения формы, интуитивное постижение и логическое строение сюжета не противоречат друг другу. Они создаются одними и теми же средствами материала, рисунка и пр., едиными движениями руки и лепят единый образ.




« Предыдущая страница | Страница 3 из 3
« Образные средстваКомпозиция в живописи »

следующая информация будет вам интересна: