ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Май 13, 2010

Тема и сюжет

Сюжет — одно из многих взаимосвязанных средств изобразительного искусства; это особенно важно подчеркнуть, потому что часть зрителей видит в нем единственный источник содержания. Вот почему, прежде чем остановиться специально и единственно на сюжете, хотелось бы сказать о том, как связаны между собой отдельные художественные средства вообще и каковы роль и место сюжета среди других средств в частности, т. е. обратиться к структуре художественных средств. Структура средств изобразительного искусства единственна в своем роде, ибо каждое из этих средств суммирует в себе все остальные.

Совокупность художественных средств сравнима с воображаемой системой зеркал, каждое из которых отражает и сам предмет, и все другие его отражения. Практически эта структура означает, что каждое движение мысли и каждое движение руки художника проникнуты представлением о целостном образе.

В этом смысле сюжет не исключение. Специфика же его в том, что он наиболее категорично отражает жизненную направленность искусства, уподобляет произведение искусства действительности. Но здесь следует различать понятия темы и сюжета. Тема — это круг жизненных явлений, затронутых в произведении. Тема складывается в результате сложного внутреннего отбора из множества разновременных фактов тех немногих, которые исполнены непреходящего значения для всех людей. В образовании темы играет главную роль принцип духовного единства явлений. Поэтому в изобразительном искусстве сложились «вечные» темы, к которым обращаются художники на протяжении многих веков: любовь, самопожертвование, борьба добра и зла, материнство и др.

Сюжет служит одним из основных средств раскрытия темы, выражая непреходящее в настоящем, общее — в конкретном. Через сюжет изображаются события, поступки, состояния, характеры и обстоятельства, раскрывающиеся в действии. Сюжет диалектически связан с темой: то или иное жизненное событие, взволновавшее художника, которое позднее ляжет в основу сюжета, осмысливается в общем плане — в качестве темы — и приобретает оттого новые черты. Так случилось, например, с мраморной головкой «Нике», начатой С. Коненковым в день разгрома Московского восстания 1905 года. Нике — в древнегреческой мифологии богиня Победы, по словам скульптора, звала к радости, утверждала, что победа народа не за горами. Это олицетворение светлых идеалов революции — портрет реальной девушки, московской дружинницы Тани Коняевой, сражавшейся на баррикадах вместе с Коненковым. Одна и та же тема может быть решена в разных сюжетах. Например, теме труда в советском изобразительном искусстве посвящено множество картин, скульптур, графических листов. С другой стороны, в едином сюжете часто можно увидеть несколько тем: так, в картине Н. Ге «Тайная вечеря» (подробнее о ней см. в главе «Живопись») переплетаются темы нравственного благородства и злодейства.




Страница 1 из 3 | Следующая страница »
« Образные средстваКомпозиция в живописи »

следующая информация будет вам интересна: