ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Май 13, 2010

В. Суриков особенно не любил гладкую живопись. В письме из-за границы своему учителю П. Чистякову он писал: «На выставке есть картины Мейсонье. Народ кучей толпится у них... Та же филигранная отделка деталей, и это, по-видимому, сильно нравится публике. Как же, хоть носом по картине води, а на картине ни мазка не увидишь! Все явственно, как говорят в Москве. Нет, мне кажется, что Мейсонье нисколько не ушел дальше малохудожественных фламандцев: ван-дер-Хельста, Нетчера и других. Невыносимо фотографией отдает». Но зато В. Суриков очень высоко оценил смелую технику и широкую манеру письма выдающегося мастера итальянского Возрождения Тинторетто: «Кто меня маслом по сердцу обдал, то это Тинторетто. Говоря откровенно, смех разбирает, как он просто неуклюже, но так страшно мощно справляется с портретами своих краснобархатных дожей, что конца не было моему восторгу... Он совсем не гнался за отделкой, как Тициан, а только схватывал конструкцию лица просто одними линиями в палец толщиной; волосы, как у византийцев, черточками».

Энергичная, широкая живопись возникает как следствие быстрой, темпераментной и очень напряженной фиксации на холсте непрестанно меняющихся состояний, движения жизни, при которых художник улавливает самые существенные стороны явления и передает свои очень живые и острые впечатления. Такого рода работы обычно отличаются свободной и динамичной техникой, когда по самой фактуре живописи мы ощущаем энергию и напряженность всего процесса выполнения картины. И если эти ощущения совпадают с чувствами, рождаемыми всем художественным смыслом произведения, нельзя не получить глубокого эстетического удовлетворения и от самой техники его выполнения.

В искусстве скульптуры изображение бурных драматических событий, воплощение сильных характеров, мучительных переживаний, изменчивых и динамичных состояний обычно сопряжено с темпераментной, энергичной лепкой, с широкой и свободной пластикой. Замечательна в этом смысле резкая, решительная лепка в знаменитой композиции великого французского ваятеля О. Родена, изображающей именитых граждан города Кале, добровольно идущих на смерть, чтобы спасти от разорения город и население.

Но и гладкая и густая техника живописи прекрасна, если она помогает выразить идею произведения, темперамент и мировосприятие самого художника. Не тем определяется мастерство — насколько гладко и ровно покрывает художник свой холст красками, а силой образного выражения замысла, умением использовать все богатые возможности палитры. В произведениях, выражающих столкновение противоречивых сил, раздумья самого художника, страстное желание познать мир во всей его сложности, нельзя ожидать техники спокойной, уравновешенной, гладкой. Характер творчества художника, сила его чувств неизменно скажутся и на его технике, и на способе кладки краски, и на контрастах колорита. Так, например, густой мазок и широкая манера живописи в картине «Вихрь» Ф. Малявина очень убедительно выражают горячий темперамент мастера и подчеркивают буйное веселье изображаемой им вихревой деревенской пляски. А в «Сватовстве майора» П. Федотова, где художник стремился выявить множество характерных деталей и показать тонкие оттенки чувств всех персонажей картины, спокойная, гладкая живопись оказалась наиболее органически связанной с содержанием   произведения.

Техника допускает огромное разнообразие и должна быть вполне индивидуальной. Требование какой-либо одной общей и одинаковой техники неправомочно в искусстве. Далеко не случайно многие художники стремятся выработать свой «почерк», свою неповторимую манеру работать; но не просто поиск оригинальности во что бы то ни стало — ими руководит вера в неисчерпаемость окружающего мира, поэтическая мечта увидеть его новые, прекрасные грани и открыть их людям, что неотделимо от свежего и искреннего видения. В пастозных мазках Ф. Малявина существует не меньшая, чем у П. Федотова, закономерность, подчиняющая краску натуре; Роден не менее наблюдателен и не более небрежен, чем Пракситель. Художнику чужд изолированный взгляд на предметы и явления, творческий процесс рождает многие ассоциации, приводит к гармонии — к единству образа — самые различные мысли и переживания, и то же можно сказать об использовании им материала. Материал изобразительного искусства способен одновременно изображать природу и человека и выражать чувства   художника.




« Предыдущая страница | Страница 3 из 3
« Общие художественные средстваРисунок и линия »

следующая информация будет вам интересна: