Картина "Кентавр Хирон, обучающий Ахилла стрельбе из лука"КРЕСПИ, ДЖУЗЕППЕ МАРИЯ (прозванный „ЛО СПАНЬОЛО") CRESPI, GIUSEPPE MARIA („LO SPAGNOLO") Холст, масло. 129 х 125. Инв. № 270. Картина приобретена в 1752 г. при распродаже имущества венского дворца принца Евгения Савойского. Mechel, S. 57, Nr. 27; Kat. 1965, Nr. 505; Verzeichnis 1973, S. 52. Древнегреческий герой Ахилл был сыном морской богини Фетиды, которая, чтобы уберечь мальчика от ран, окунула его в магические воды реки Стикс, держа его при этом за пятку, оставшуюся сухой (и уязвимой). Юного Ахилла отдали на воспитание мудрому кентавру Хирону. Слева на земле изображены книги и армиллярная сфера (астрономический инструмент), сопровождающие основной сюжет (Ovid, Fasti V, 385 f.; Statius, Achilleis II, 381х52).
Уже источники XVIII в. (Дзанотти, Альгаротти, Луиджи Креспи) отмечают, что Креспи явно хотел изобразить Хирона наказывающим юного Ахилла за то, что тот промахнулся, стреляя из лука: он наносит ему удар копытом. Такая трактовка сюжета вызывала как критику, так и похвалу, в зависимости от наличия у зрителя чувства приличия, либо более или менее классицистической позиции. Принц Евгений Савойский заказал Джузеппе Марии Креспи эту картину через болонского сенатора Давиа. Она должна была стать частью ансамбля, в который входили три полотна болонских художников - Джован Джозеффо даль Соле, Джован Антонио Буррини и Бенедетто Дженнари. Несколько позже была еще, очевидно, заказана и (вероятно) написана картина Креспи „Эней, Сивилла и Харон". Все пять полотен находятся в Художественно-историческом музее в Вене, все имеют почти квадратную форму, стилистически относятся к периоду между 1695 и 1705 гг. Они служили десюдепортами в старейшей части зимнего дворца принца Евгения в Вене, причем до сих пор не представляется возможным восстановить их первоначальное Распределение и расположение. В сере-Дине 1720-х гг. - после завершения постройки семнадцатиосевого зимнего дворца - обе картины Креспи висели над дверьми западной торцовой стены так называемой парадной комнаты, церемониального помещения, где стояла большая роскошная кровать под балдахином. Это расположение картин Креспи изображено на рисунке Саломона Кляйнера для задуманного, но так и не опубликованного альбома гравюр, изображающих зимний дворец принца Савойского (Городской исторический музей, Вена). Даже при, возможно, повторном использовании обеих картин еще при жизни принца, остается не вполне ясным их тематическая связь друг с другом и их отношение к фрескам потолка этого помещения, созданным Гамберини и Дориньи; последние прославляют Геркулеса, считавшегося, наряду с Аполлоном, важнейшим „покровителем" принца Евгения. Своего „Ахилла" Креспи, очевидно, создал в середине 1690-х годов, скорее всего после 1694 г., когда принц Евгений приобрел первую часть зимнего дворца, но, вероятно, не позднее 1697 г., так как Джанпьетро Дзанотти упоминает картину Даль Соле из этой болонской серии вместе с произведениями, которые следует датировать 1692-1697 гг. Парная „Ахиллу" картина „Эней, Сивилла и Харон" представляется стилистически более совершенной и написана, очевидно, несколькими годами позднее. Творчество Креспи представляет собой еще одну кульминационную точку в великих художественных традициях болонской школы живописи, очень далекой от так называемого классицизма, с которым ее часто связывают. Братья Карраччи (в первую очередь Лодовико), Гверчино, а также Прети и поздний Рубенс принадлежат к предшественникам „Спаньоло", который, хотя и обязан, - по выражению Хайнца, - „ясностью композиционного мышления своей принадлежности к болонской школе, но преобразованием первоначально основывавшейся на рисунке композиции в композицию живописную знаменует наступление новой эры в живописи". Литература: Западноевропейская живопись из художественно-исторического музея в Вене, Каталог выставки, Ленинград 1988 фото: Общественное достояние
От: Bira,  
Скрыть комментарии (1)
Похожие темы:
|
Картина в цвете.
1