Росписи стен и декоративно-прикладное искусство, художники в Москве - примеры работ
Основные жанры декоративно-прикладного искусства- Батик → • Холодный батик • Горячий батик
- Ковроткачество
- Гобелен
- Квиллинг
- Скрапбукинг
- Керамика
- Мозаика
- Ювелирное искусство
- Лаковая миниатюра
- Художественная роспись по дереву
- Художественная резьба
- Резьба по камню
- Резьба по дереву
- Резьба по кости
- Художественная обработка кожи
- Художественная обработка металла
- Христианская оловянная миниатюра
- Художественная ковка
- Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни
- Художественное литье из чугуна
- Чеканка
- Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
- Работа со стеклом →
- Витраж
- Витражная роспись
Искусство понимается человеком буквально, как нечто красивое, созданное на полотне или из глины, написанное на бумаге, наигранное на инструменте и показанное в танце, то, что можно приобрести и имеет авторство, принадлежность к какой-либо эпохе. Не редко такая ниша, как декоративно-прикладное искусство (творчество) не воспринимается всерьез и отождествляется с кустарной деятельностью неизвестных мастеров, не ценится должным образом и игнорируется публикой. Однако декоративно-прикладное творчество занимает огромный раздел в мировом искусстве и, можно сказать, является родоначальником остальных направлений, более известных и востребованных сегодня.
Декоративно-прикладное искусство охватывает многообразные отрасли творчества человека и создаваемые им функциональные и художественные предметы. В большей степени направление призвано украшать быт человека, отсюда и название decoro (с латинского – «украшать»). Но современники под декоративно-прикладным искусством понимают более широкий спектр созидания, это и гончарное дело, и столярное, и портновское, и скобяное, и строительство, и так далее.
Декоративное искусство, как раздел мирового созидания, затрагивает целый ряд отраслей производства художественных изделий. В первую очередь они направлены на бытовое использование (назначение) и воплощаются в мебели, орудиях труда, украшениях, утвари для дома и даже оружии. Кроме деления предметов декоративно-прикладного искусства по назначению, начиная с конца XIX века, отрасли декоративно-прикладного искусства подверглись классификации по разновидности сырья для их изготовления. Это керамика и металл, дерево, текстиль, камень и т. д. Такое деление на классы обусловлено разным конструктивным подходом к работе с тем или иным материалом.
В основе создания предметов декоративно-прикладного характера, безусловно, лежит народное творчество, стоящее у истоков развития общества. Создавая нечто новое, не задумываясь о его красоте, а делая акцент на полезность, человек уже начинал творить те самые предметы и украшения, которые теперь называют декоративно-прикладными. Вместе с созданием изделия для домашнего обихода, например крынок, тарелок, деревянных ложек, мастер развивался эстетически и духовно, совершенствовал мелкую моторику, математическое мышление и воображение. Более того, передавал накопленный опыт. Отсюда возникли традиции, дошедшие до наших веков.
Говоря о декоративно-прикладном искусстве, как упоминалось выше, нельзя отделять его от творчества, как процесса. Здесь начинает работать термин декоративно-прикладного творчества. По сути, это разные понятия, например под творчеством понимают сам процесс создания нечто качественного и исторически уникального, а под искусством – мастерство создания продукта для эстетического удовольствия. Так или иначе, и предмет декоративно-прикладного искусства, и процесс его создания направлены на один результат – эстетическое восприятие, нужность, иногда функциональность.
Для более подробного анализа эстетического значения предметов декоративно-прикладного искусства следует раздробить визуальное восприятие и процесс создания предмета (на этапе разработки эскиза) на составляющие: архитектоника, декор, средства изобразительного искусства, формообразование.
Архитектоника диктуется назначением изделия в совокупности с материалом и сырьем, из которого оно создается. Зачастую именно материал играет решающую роль для дальнейшего воплощения идеи. А порой сам предмет «подгоняется» под красоту и пластику материала. Таким примером могут служить деревянная Богородская игрушка, глиняные игрушки – Каргопольская, Абашевская, Филимоновская. Изделия из прозрачного стекла также имеют свою историю создания, в которой мастера предпочитают делать акцент на прозрачность материала, тягучесть и податливость формы.
Декор создает неповторимость изделия и авторский штрих. Благодаря украшению безликое произведение становится предметом декоративно-прикладного искусства. Даже в купе с общепринятыми элементами росписи, допустим Хохломской, в руках разных мастеров эта роспись отличается характерным подчерком того или иного художника.
Средства изобразительного искусства – это способ выражения мыслей в форме скульптуры, живописи, графики. Как составляющие декора, средства изобразительного искусства, в совокупности с орнаментом, используются в формировании задуманных идей и их нюансов. Примером средства изобразительного искусства в работе с глиной, может служить скульптура, а декора той же скульптуры – орнамент (плоский или объемный). Или другой вариант средства выражения фантазии – необычной формы ложка (в виде рыбы, или растения), ваза в образе зверей, цветов, птиц и так далее.
Нередко орнаменту оставляется первостепенная роль, и он становится основной формой предмета декоративно-прикладного искусства. Примером декора-основы может служить кружево, рисунок переплетения уточных и основных нитей ткани, сложная вязка, рисунок кованой решетки.
Форма изделия строится согласованно с декором и его назначением, в том числе масштабом и способом эксплуатации. В традициях многих народов была популярна стилизация формы того или иного предмета под существующее животное, растение, человека. Неумение точно передать форму оригинала стало толчком к появлению причудливых, но уже привычных для нас форм, тех же игрушек, если речь идет о русском декоративно-прикладном искусстве.
Если коснуться традиционного узора, который применяли мастера для украшения поделок, то возникает вопрос о технике исполнения. Она также находится в тесной зависимости от характера материала и его податливости. Среди прочих можно выделить наиболее близкие нам, опробованные за школьной партой: вышивка и лепка, аппликация и мозаика, резьба и выжигание, трафареты и роспись. Причем все способы нанесения узоров на поверхность изделий имеют старинную историю возникновения, дошедшую до современника. Благодаря новым технологиям традиционный ручной труд стал автоматизированным, однако принципы и основы изготовления декоративно-прикладных предметов возвращаются в далекое прошлое.
Украшению предметов быта и декора уделяется большое внимание неспроста, ведь рассчитаны они на восприятие в первую очередь не тактильное, а зрительное. Следовательно, яркость, заурядность росписи, сложность или, наоборот, простота формы стоят в декоративно-прикладном искусстве на первом месте, выполняя первостепенную роль эстетического воздействия.
Не вдаваясь в подробности технического и конструктивного подхода к созданию предметов декоративно-прикладного искусства на сегодня, возникает первое олицетворение целого ряда коллекций изделий прошловековых времен с их исторической значимостью. Более того, первые уроки литературы и технологии в школах начинаются именно с повторения былин и сказаний, истории старинных игрушек и подносов. Возвращением в дальние времена, когда все предметы быта создавались по-настоящему вручную, мы обязаны тем немногим образцам бытовой утвари и декора, что хранят музеи и коллекционеры.
Нельзя разделять декоративно-прикладное искусство на предмет оного и отдельно стоящие исторические события. Так или иначе, форма, назначение той же посуды, убранства нарядов и украшений, оружия, оберегов и прочей утвари напрямую зависели от традиций нации и времени. Благодаря маленьким вещицам, самым незначительным, к примеру, фигуркам Нэцкэ, современник может судить о превращении простых брелоков для кимоно в настоящие произведения искусства, коллекционируемые уже тогда щепетильными Японцами.
К сожалению время не щадит утраченных традиций. Их возрождение дается с трудом современным мастерам по причине потери интереса к тем же расписным доскам, подлинникам фарфоровой посуды и утрате техники их изготовления. Не хотелось бы думать, что декоративно-прикладное искусство так и останется опустошаемой нишей мирового пространства красоты.
|