Китайская живопись, в т. ч. Гохуа, современная
Китайская живопись является одной из старейших непрерываемых художественных традиций в мире. Живопись в традиционном стиле известна сегодня на китайском языке как guóhuà (國畫 T, 国画 S), что означает "народная живопись" или "отечественная", в отличие от западных художественных стилей, которые стали популярными в Китае в двадцатом веке. Традиционная живопись по существу включает те же методы каллиграфии и создается кистью, смоченной черной тушью или цветными пигментами; масла не используются. Как и в случае с каллиграфией, самыми популярными материалами, на которых выполнены картины, являются бумага и шелк. Готовая работа может быть установлена на рулонах, которые вешаются или раскладываются. Произведения традиционной живописи также могут выполняться на листах альбомов, стенах, лакированных поверхностях, ширмах и др. 2 основных приема китайской живописи: - Gongbi (工筆), что означает "тщательный" и предполагает чрезвычайно подробные мазки, которые очень точно определяют детали. Часто он характеризуется многоцветностью и обычно изображает фигуративные или повествовательные темы. Его практикуют художники, работающие при королевском дворе или в независимых мастерских.
- Техника рисования тушью с приёмом сфумато, в китайском шуй-мо (水墨, буквально означает "вода и тушь"), часто называемая акварельной живописью или вручную, а также известная как "живопись литераторов", поскольку это было одно из "4 искусств" класса литературных чиновников. Данный стиль также упоминается как xieyi (寫意) или стиль свободной руки.
Пейзажная живопись, начатая, как принято считать, У Даоцзы, считалась высшей формой китайской живописи и, в основном, так происходит до сих пор. Время от Периода пяти династий до Северного периода Сун (907-1127) известно как "великий век китайского пейзажа". На севере такие художники, как Цзин Хао, Гуань Тун, Ли Чэн, Фань Куань и Го Си, изображали возвышающиеся горы, используя сильные черные линии, сфумато тушью, сухие мазки, штрихование, напоминающее грубый камень. На юге Дун Юань, Цзюй Жань и другие художники рисовали холмы и реки своей родной деревни в идиллических сценах, выполненных более мягкими, размытыми мазками. Эти два типа сцен и приемов стали классическими стилями китайской пейзажной живописи. Особенности и обучение Китайская живопись и каллиграфия отличаются от искусства других культур своим акцентом на движении и изменениях, вызываемых динамичной жизнью. Традиционно техника сначала заучивается наизусть, когда учитель показывает правильный способ изображения объектов. Учащийся должен точно их копировать, повторяя и повторяя, пока движения не станут инстинктивными. В наше время разгорелась дискуссия об ограниченности этой копировальной традиции в современных художественных сценах, где основным правилом является инновация. Образ жизни, инструменты и цвета также влияют на новые поколения мастеров. Современная китайская живописьНачиная с возникновения Движения за новую культуру, китайские художники начали использовать западные методы. В первые годы существования Китайской Народной Республики художникам было предложено использовать социалистический реализм. Часть социалистического реализма Советского Союза была импортирована без изменений, и художникам были даны темы, ожидая, что они будут создавать картины серийно. Этот режим был значительно ослаблен в 1953 г., а после кампании "Пусть расцветают сто цветов" 1956-57 гг традиционная китайская живопись пережила значительное возрождение. Наряду с подобным развитием событий в профессиональных кругах сферы искусства распространялся крестьянский жанр, описывающий повседневную жизнь в сельских районах в настенной живописи и на выставках на открытом воздухе. Во время Культурной революции художественные школы были закрыты, и публикация тематических журналов и организация крупных выставок прекратились. Масштабное уничтожение произведений было проведено в рамках ликвидационной кампании "Сокрушить четыре пережитка". После 1978 годаПосле Культурной революции были реинтегрированы художественные школы и профессиональные организации. Проводились обмены с группами иностранных художников и китайцев, а китайские художники начали экспериментировать с новыми темами и приемами. Частный случай импровизационного стиля ("се-и") можно увидеть в творчестве вундеркинда Ван Яни (1975 года рождения), которая начала рисовать в возрасте 3 лет и с тех пор внесла значительный вклад в продвижение стиля в современном искусстве. После китайской экономической реформы все больше и больше художников смело внедряли инновации в китайскую живопись. Эти нововведения включают в себя разработку новых навыков работы кистью, таких как сфумато тушью с вертикальной струей, представителем которого является Тяньчэн Се (Tiancheng Xie); создание нового стиля путем сочетания традиционных китайских методов рисования и западных - живопись в стиле неба, представителем которого является Шаоцян Чен (Shaoqiang Chen), и новые стили, которые изображают современные темы и сцены природы, характерные для определенных регионов, таких как стиль живописи Лицзяна, представителем которого является Гешенг Хуанг (Gesheng Huang). Исторический экскурс
Древняя цивилизация Китая, пожалуй, одна из редких культур в истории человечества, имеющая свои самостоятельные истоки зарождения. Это единственная непрекращающаяся и непрерывно развивающаяся этнокультура. Зародившись тысячелетия назад, китайская культура процветает и сегодня. Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок. 6-5 тысячелетия до н. э.). Это керамические сосуды с изображениями людей, рыб обнаруженные при раскопках в Баньпо, неподалеку от Сианя, и керамическая чаша с нарисованными фигурками танцовщиц, найденная при раскопках в Цинхае, в уезде Датун. Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16-3 вв. до н. э.) были распространены богато украшенные ритуальные сосуды и другие изделия из бронзы. Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Самыми ранними изделиями, известными на сегодняшний день, являются рисунки на шелке из погребений времен царства Чу; на одном изображены человеческие фигуры, драконы и птицы феникс, на другом - люди верхом на драконах. Начальный периодПервые картины были не показательными, а декоративными; они состояли, в основном, из мотивов или украшений, а не изображений. Каждая ваза была украшена спиралями, зигзагами, точками или животными. Только в период Сражающихся царств (475-221 г. до н. э.) художники стали изображать окружающий мир. Во времена имерий (начиная с Восточной Цзинь) живопись и каллиграфия в Китае были одними из самых почитаемых искусств в суде и часто практиковались любителями из аристократов и научными чиновниками, у которых было свободное время, необходимое для совершенствования техники и чувствительности, нужной для больших мазков. Считалось, что каллиграфия и живопись - самые чистые формы искусства. Инструментами были кисть из шерсти животных и черную тушь из сосновой сажи и животного клея. В древние времена для письменности, как и для живописи, использовался шелк. Однако после изобретения бумаги в I в. н. э. шелк постепенно заменялся этим новым и более дешевым материалом. Оригиналы рукописей известных каллиграфов высоко ценились на протяжении всей истории Китая и в виде свитков подвешивались на стенах в виде картин. Со времен династии Хан (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) до династии Тан (618-906) художники, в основном, рисовали человеческую фигуру. Источником многого из того, что мы знаем о древнекитайской фигуративной живописи, являются места погребений, где картины сохранились на шелковых полотнах, лакированных предметах и стенах гробниц. Многие из древних картин гробниц были предназначены для защиты мертвых или помощи их душам добраться до небес. Другие иллюстрировали учение китайского философа Конфуция или изображали сцены повседневной жизни. Во эпоху Шести династий (220-589) люди стали ценить живопись за красоту и писать об искусстве. С этого периода начинают изучаться отдельные художники, например, Гу Кайчжи. Даже когда они изображали конфуцианские моралистские темы - например, соответствующее поведение жены по отношению к мужу или детям, к родителям - они старались, чтобы фигуры получались изящными. Шесть принципов китайской живописи"Шесть принципов китайской живописи" были созданы Се Хэ, писателем, историком искусства и китайским критиком V в. Он известен, главным образом, его "6 аспектами, которые следует учитывать при оценке картины" (繪畫 六法 T, Huìhuà LiùfǎP), взятыми из предисловия к его книге "Заметки о категориях старинной живописи" (古畫 品 錄 T, Gǔhuà PǐnlùP). Следует учитывать, что это было написано примерно в 550 г. н. э. и относится к "старой" и "древней" практике. Шесть элементов, которые определяют картину: "Одухотворённый ритм", или жизненное движение, которое относится к потоку энергии, охватывающего сюжет, произведение и художника. Се Хэ говорил, что без одухотворенного ритма нет смысла рассматривать дальше. - "Метод кости", или техника пользования кистью, которая касается не только текстуры и мазка, но и тесной связи между ручным письмом и личностью. В свое время искусство каллиграфии было неотделимо от живописи.
- "Соответствие объекту", или передача формы, которая включает в себя силуэт и контур.
- "Соответствие типажу", или наложение цвета, включая слои, значение и тона.
- "Разделение и планирование", или положение и расположение, соответствующие композиции, пространству и глубине.
- "Передача посредством копирования" моделей не только из жизни, но и из произведений античности.
В царствование династий Цинь и Хань (221 до н. э. - 220 н. э.) получила развитие фресковая живопись. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. Погребальные фрески династии Хань найдены в провинциях Хэнань, Шаньси, Шаньдун, Хэбэй, Ганьсу, Ляонин, Цзилинь. Скульптурные изображения воинов и лошадей, выполненные из глины в натуральную величину, были обнаружены в могиле Цинь Шихуана, первого императора династии Цинь, а каменные - на пути к захоронению генерала Хо Цюйбина. Обе скульптурные группы вполне реалистичны, каждая из них представляет собой уникальное произведение. Бурный расцвет храмовой живописи падает на период династий Вэй, Цзинь и Северных и Южных династий 220 по 581 г. Распространение буддизма в этот период привело к созданию скульптурных и настенных изображений Будды в горных пещерах. Китайская живопись разительно отличается от западной не столько набором технических средств, сколько принципиально отличным художественным языком, куда более условным и декоративным. Для нас сложно опознать эмоциональную насыщенность китайской живописи, поскольку у китайцев другие способы проявления чувств и другое отношение к самим этим чувствам. Внутреннее напряжение и противоречивость западных полотен производит на китайского зрителя впечатление неоправданных агрессивности и хаотичности. В Китае живопись никогда не основывалась на математических построениях, как, например, греческий канон или современная абстракция, не пыталась имитировать натуру как реалистическое искусство, не уделяла большого внимания "Я" и "Личному", как это делали экспрессионисты и романтики. Там, где европейцы лепили объем при помощи светотени, китайцы стремились к линейной выразительности. Так, впервые увидев западные портреты, один китайский художник с изумлением заметил, что европейцы, видимо, частично чернокожие, хотя вообще-то, наверное, белые, ведь они рисуют одну половину лица черной, а другую белой. Первые известные в Китае изображения, картины - узкие фризы в пещерных храмах. Позже эти условные, почти орнаментальные полосы расширились до больших размеров. Также эти храмы украшались свитками, вертикальными и горизонтальными. Вертикальный свиток - это обычно одна или несколько жанровых сценок, помещенных одна над другой, а горизонтальный - картина, бесконечная в обе стороны, своеобразная живописная книга. Пропорции свитков были канонизированы. Свитки очень ценились и предназначались для сосредоточенного их рассматривания и созерцания. Становились они и предметом коллекционирования, каждый коллекционер ставил на свитке свою печать. Свитки хранились в специальных ящичках и никогда не вывешивались надолго. Династии Суй и Тан (581-907)Во время династии Тан при королевском дворе фигуративная живопись процветала. Художники, такие как Чжоу Фан и Чжан Сюань, запечатлели великолепие придворной жизни в картинах, изображавших императоров, дворцовых дам и имперских лошадей. Придворным художникам императоры постоянно заказывали не только портреты придворных и доблестных министров, но и иностранцев с Запада и буддийских священников. Одним из произведений этих мастеров, дошедшая до нас в виде копии, приписываемой императору Сун Хуэй-Цзуну, является "Приготовление шелка". В нем нет ни пола, ни фона, которые, тем не менее, определяют это уникальное китайское чувство пространства, распознаваемое между фигурами. Модель восстановленных конфуцианских идеалов представляет собой горизонтальный рулон, изображающий 13 императоров из династии Хан вплоть до периода Суй. Традиционно приписываемый Яню Либэню, он частично является копией Сун. Императоры запечатлеваются одним и тем же образом с целью создать ощущение имперского конфуцианского достоинства. Фактически, композиция в целом показывает желание выражения, направленное к изобретательному морализму несравненной влиятельности и величия. ЦФигуры, ограниченные плавными мазками кисти равномерной шириины, получают объем благодаря оттенкам, более щедрым в слоях одежды, чем в телах персонажей. Фигуративная живопись достигла высоты изящного реализма в искусстве южной Тан (937-975).
Значительная часть данных о живописи Тан получена из настенных росписей Мавзолея Цяньлин, Цяньсянь. В гробнице принцессы Юнтай, убитой узурпатором трона Тан, императрицей У Цзетянь, стены украшены рисунками, изображающими придворных слуг. Их существование помогает нам узнать настенную живопись Танского двора в момент его апогея. Картины, свободные и живые, характеризуются короткими и, в то же время, энергичными мазками. Большинство художников Тан рисовали профиль фигур тонкой черной линией, используя блестящие цвета, добивались получения точных и тщательно прорисованных деталей. Тем не менее, один из художников периода Тан, мастер У Даоцзы, использовал только черную тушь и наносил мазки свободно, создавая картины тушью; такая техника были настолько захватывающей, что толпы собирались, чтобы посмотреть, как он работает. С тех пор картины тушью больше не считались предварительными эскизами или профилями для раскрашивания. Вместо этого они стали оцениваться, как готовые произведения искусства.
В эпоху Тан были решены проблемы пространства и глубины пейзажной живописи, что уступило место эволюции искусства в той форме, которая в эпоху следующей династии достигнет больших высот. Начиная с династии Тан, в действительности, многие картины были пейзажами, часто нарисованными в жанре шань-шуй (山水, "вода-горы"). В этом же контексте проявилась любовь китайцев к классификациям и категоризации. По мнению литераторов династии Мин, в панораме пейзажа периода Тан образовались две школы. Основные представители первой ("северной") - это придворные художники Ли Сысюнь и его сын Ли Чжаодао. Эта школа писала в технике "линий" древних мастеров, таких как Гу Кайчжи и Чжань Цзыцянь, добавляя минеральные красители. Затем она стала площадкой придворных художников и других профессионалов. Другая школа ("южная") была основана славным Ван Вэем; он разработал монохроматическую живопись в сочетании с техникой "размытой туши" (破 墨). Это было естественное средство самовыражения писателей и художников-любителей. Хотя в эпоху Тан граница между этими типами живописи была не столь четкой, данная теория школ влияла на китайскую художественную мысль на протяжении почти 400 лет. Изображения периода Тан, монохромные и простые (стиль гохуа), не предназначались для точного воспроизведения внешнего вида природы (реализм), а были призваны передать определенную эмоцию или атмосферу, как будто бы запечатлеть "ритм" природы.
Хотя живопись Тан, дошедшая до нас, представлена практически исключительно фресками пещер Могао и гробниц Тан, этого достаточно, чтобы классифицировать картины VIII в. по 3 стилям, которые называются "бескостный", "линейный" и "живописный". Первый стиль представлен в одной детали пещеры Дуньхуан № 217, и кажется, что он применялся только для настенной живописи. Цвет используется с матовым эффектом, контурные линии, если они присутствуют, чрезвычайно тонкие. Этот стиль, по крайней мере, в Китае, полностью исчез. "Линейный" стиль возник благодаря Гу Кайчжи. Ясные линии равномерной ширины ограничивают формы, тонко прорисованные и заполненные цветом. Этот стиль присутствует на стенах гробницы наследного принца Ли Хонгруна в мавзолее Цяньлин. Позже он распространился среди профессиональных ремесленников. "Живописный" стиль, основным представителем которого был Чжан Цзао, был характерен использованием сложного мазка каллиграфии в сочетании с раствором туши, что создавало органически включенную единую основу. Этому стилю, иллюстрированному деталью пещеры Могао, будет суждено превратиться в гохуа, активно развивавшийся в последующих династиях.
В последние годы правления династии Тан, культурный центр страны переехал из Чанъаня в Лоян. В этот период в области дельты реки Янцзы, художники необузданно экспериментировали новые изобразительные формы, отдаваясь технике "заброса" и "размытой" туши. Произведения этих мастеров были потеряны, но были возвращены к жизни некоторыми мастерами Дзэн ХХ в. и в Южный период Сун.
Династии Сун и Юань (960-1368)Во время династии Сун (960-1279) живопись достигла еще большего развития в жанре пейзажа; огромные расстояния изображались с помощью нечетких силуэтов, контуров гор, исчезающих в тумане, и импрессионистского подхода образам явлениий природы. Живопись в стиле шань-шуй ("шань" означает "гора", а "шуй" - "река") стала выдающейся в китайской пейзажной живописи. Акцент, уделяемый ландшафту, был основан на китайской философии; Даосизм подчеркивал, что люди были только крошечными точками в огромном-огромном космосе, в то время как неоконфуцианские писатели часто и настойчиво искали модели и принципы которые, по их мнению, вызывали все социальные и природные явления. Изображение портретов и объектов, наблюдаемых вблизи (птиц на ветвях), высоко ценились, но пейзажная живопись стояла на уровень выше. К началу династии Сун возник особый пейзажный стиль. Художники освоили метод, при котором на переднем плане изображались реалистичные и запутанные сцены, в то время как фон сохранял характеристики огромного и бесконечного пространства. Горные вершины возникают между высокими облаками и туманом, а реки текут издалека на передний план. Существовала значительная разница в тенденциях живописи между Северным периодом Сун (960-1127) и Южным (1127-1279). На картины представителей Северного периода влияли их политические идеалы наведения порядка в мире и решения глобальных проблем, затрагивающих общество в целом; их картины часто изображали огромные, пространные пейзажи. Наоборот, представители Южного периода больше интересовались реформированием общества снизу вверх и в гораздо меньших масштабах, данный метод, по их мнению, имел больше шансов на конечный успех; их картины часто фокусировались на более мелких сценах, визуально более близких и более интимных, в то время как фон часто изображался без деталей, как область, не представляющая интереса ни для художника, ни для зрителя. Это изменение взглядов от одной эпохи к следующей в значительной степени связано с растущим влиянием неоконфуцианской философии. Члены неоконфуцианства сосредоточились на реформе общества снизу вверх, а не наоборот, о чем говорят и их усилия по содействию создания небольших частных академий вместо крупных государственных академий Северного периода.
Начиная с Южных и Северных династий (420-589), живопись стала высоко утонченным искусством, которое ассоциировалось с классом мелкого дворянства, будучи одним из его главных художественных увлечений наряду с каллиграфией и поэзией. В эпоху династии Сун существовали страстные коллекционеры, которые часто собирались, чтобы обсудить свои картины, а также те, что принадлежали их коллегам и друзьям. Поэт и государственный деятель Су Ши (1037-1101) и его соратник Ми Фэй (1051-1107) часто принимали в этом участие, заимствуя произведения искусства для изучения и копирования, или - если они действительно восхищались работой - часто старались ее выменять. Они создали новый вид искусства, в котором использовали свои навыки в каллиграфии, чтобы создавать картины тушью. С тех пор многие художники стремились свободно выражать свои чувства и запечатлевать внутренний дух своего объекта, а не описывать его внешний вид. Маленькие круглые картины, бывшие популярными в Южный период Сун, часто коллекционировались в альбомах, где по краям поэты писали стихи для сопровождения темы и настроения картины.
Несмотря на свою страсть к коллекционированию, некоторые ученые периода Сун не были готовы ценить произведения искусства, заказанные художникам из лавочек или на публичных рынках, а некоторые из них даже критиковали художников из известных школ и академий. Энтони Дж. Барбьери-Лоу, профессор ранней китайской истории в Калифорнийском университете Санта-Барбары, указывает, что оценка учеными периода Сун произведений, созданных равными, не распространялась на тех, кто зарабатывал на жизнь просто как профессиональные художники.
В Северный период Сун (960-1126 гг.) появился новый класс ученых-художников, которые не владели приемом трамплей академических художников или хотя бы квалификацией рыночных художников. Картины писателей выглядели более простыми и иногда несколько неопытными, но они критиковали эти две другие группы как простых профессионалов, поскольку они выполняли платные заказы для заработка на жизнь, а не просто рисовали для удовольствия или для свободного самовыражения. Ученые-художники полагали, что художники, которые сосредоточились на реалистичных описаниях, которые использовали палитру, полную цветов или, что еще хуже, принимали денежную оплату за их работу, были не лучше, чем мясники или котельщики на рынке. Они не считались настоящими художниками.
Тем не менее во время периода Сун было много знаменитых придворных живописцев, и они высоко ценились императорами и их семьями. Одним из величайших пейзажных художников под покровительством двора Сун был Чжан Цзэдуань (1085-1145), который создал оригинальный свиток "Праздник Цинмин на реке" - один из самых известных шедевров китайского изобразительного искусства. Император Гао-цзун из династии Сун (1127-1162) однажды заказал обширную серию картин для "18 песен флейты кочевника" по мотивам произведения поэтессы Цай Вэньцзи (177-250 гг.) предыдущей династии Хань. И Юаньцзи добился высокой степени реализма, рисуя животных, особенно обезьян и гиббонов. В Южный период Сун (1127-1279) придворные художники, такие как Ма Юань и Ся Гуй, использовали сильные черные мазки, чтобы наметить деревья и скалы, и бледные акварели, чтобы изобразить туманные пространства.
Во эпоху монгольской династии Юань (1271-1368) художники объединили искусства живописи, поэзии и каллиграфии, вписывая стихи в свои картины. Эти три искусства совмещались для более совершенного выражения чувств художника, чем это было возможно отдельными жанрами. Император Юань Туг-Тэмур (1328, 1329-1332) очень любил китайскую живопись и сам стал авторитетным художником.
Поздний имперский Китай (1368-1895)Начиная с XIII века развилась традиция изображения простых предметов - ветка с фруктами, цветы или лошади и т. д. Повествовательная живопись с более широким спектром цветов и гораздо более живой композицией, чем картины периода Сун, была чрезвычайно популярна во время периода Мин (1368-1644). Однако его иногда считают началом заката китайской живописи, так как многие художники не освободились от моделей прошлых веков, повторяя их и не обнаруживая своей оригинальности и индивидуальности. Однако есть и исключения.
В этот период появились первые иллюстрированные книги с цветными ксилографиями; когда технологии цветной печати были усовершенствованы, стали издаваться руководства по искусству живописи. "Слово о живописи из Сада с горчичное зерно", пятитомник, опубликованный в 1679 году, с тех пор использовался художниками и учащимися в качестве учебного пособия.
Некоторые художники династии Мин (1368-1644) продолжали традиции школы Юань. Эту группу, известную как школа Ву, возглавил художник Шэнь Чжоу. Другая группа художников, известная как Школа Чжэ, возродила и преобразовала придворные стили Сун.
Во время ранней династии Цин (1644-1911) художники, известные как индивидуалисты, восставали против многих традиционных правил живописи и искали способы более непосредственного самовыражения через свободные мазки кисти. В XVIII-XIX вв. крупные торговые города, такие как Янчжоу и Шанхай, стали центрами искусства, где торговцы-покровители поощряли художников в создании новых смелых работ.
В конце XIX и XX в. китайские художники все чаще подвергались воздействию западного искусства. Некоторые живописцы, которые учились в Европе, отвергли китайскую живопись; другие пытались совместить лучшее из обеих традиций. Среди самых популярных современных художников - Ци Байши, который начал жизнь как бедный фермер и стал великим мастером. В его самых известных работах изображены цветы и мелкие животные.
Китайский каллиграф за работой Каллиграфия
Ещё одной несомненной национальной особенностью китайской живописи является каллиграфия. Китайская письменность возникла из процесса постепенного писания иероглифов и развитие письменности повлекло за собой рождение искусства каллиграфии. Каллиграфия притягивает тем, что на бумаге штрихами кистью и тушью создаются разные стили написания иероглифов, причем, искусство китайской каллиграфии передается из поколения в поколение и процветает и в наши дни. В истории Китая известна целая плеяда выдающихся каллиграфов, воплотивших в своем творчестве стиль различных династий. Любовь к каллиграфии встретишь сегодня повсюду в Китае. Китайское общество каллиграфов и местные общества каллиграфов постоянно проводят различные конкурсы по каллиграфии, между ними идет оживленный обмен опытом и достижениями. каллиграфия - "Изобилие ", Ченг Юнью ( Ан Мин) 2005 Жанры китайской живописи довольно разнообразны. Так, существовали анималистические жанры ("Цветы и птицы", "Растения и насекомые"), бытовые жанры ("Люди и предметы"), парадный портрет, миниатюра на веерах и других предметах обихода и пейзажная живопись ("Горы и воды"). В Китае не существовало натюрморта в привычном для нас смысле, неподвижные предметы с точки зрения китайцев мертвы без динамики движения жизни и времени. Если рисовали камни или фрукты, то рядом с камнем всегда растение, а фрукты всегда на ветке. "Птицы И Глициния", художник Шан Минг Ксин, 2005 г., частная коллекция Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж. Живописцы эпохи Сун, прежде всего Ли Сысюнь и Ли Чжаодао пользовались особой декоративной системой и писали наполненные ощущением радости, яркие по колориту картины с нагромождением дворцов и персонажей. В этих работах пейзаж - место для прогулок и развлечений. Другой сунский художник Ван Вэй первым стал писать только черной тушью с размывом. Поэт, художник и отшельник, он явился родоначальником нового направления, качественно нового этапа в пейзажной живописи. Его последователи в X-XI веках н. э. по-новому осмысли эстетические качества природы, вечное обновление которой отождествлялось с даосской идеей гармонии и незыблемости бытия. Такие представления оказали огромное влияние на всю китайскую живопись и во многом определили ее лицо. "Водяной замок", Ченг Юнью, 2006 г. Китайские живописцы использовали целый комплекс формальных приемов, таких как "плавающий", подвижный фокус вместо линейной перспективы, "глубины" и психологический масштаб, то есть, то, что мыслилось более значительным и изображалось больше, независимо от естественного масштаба. Так же в распоряжении живописцев был целый арсенал технических средств: большое количество различных видов мазков, линий, размывов и т. п. Причем каждый прием использовался для передачи совершенно определенного эффекта или состояния. Сочетание и динамическое равновесие противоположностей было важнейшим понятием как для всей китайской культуры в целом, так и для живописи в частности. Поэтому не было никакого подвига в "изобретении" собственного стиля. Идеальным считалось сочетание традиционной манеры и собственных новаций. Ву Чанган в мастерской В наши дни часто бывает, что художник, занимающийся китайской живописью, всю жизнь пишет только в каком-то одном жанре, даже какой-то отдельный предмет - женский портрет, кошку, осла, лошадь или пион. Именно в таком неимоверно кропотливом труде оттачивается его мастерство, обеспечивается карьера, приходит слава. Летний пейзаж, Ву Чанган, 2005, частная коллекция В настоящее время в Китае действуют семь академий художеств трех ступеней: Центральная академия изобразительных искусств, Академия художеств имени Лу Синя, академии художеств в Чжэцзяне, Гуанчжоу, Сычуани, Ксиане, Тяньцзине. Кроме того, существуют отделения изобразительного искусства в художественных и педагогических училищах в провинциях, городах, в автономных районах. Ченг Хонг рисует лошадь В большинстве академий художеств имеются факультеты традиционной китайской живописи, живописи маслом, гравюры, скульптуры. В Центральной академии есть также отделение по изучению и обучению искусству создания новогодних картинок, иллюстраций, отделение истории искусств. В академиях обучаются студенты, аспиранты, действуют краткосрочные курсы обучения молодых людей, желающих заниматься искусством в свободное время. Ведущими научно-исследовательскими институтами в области изучения изящных искусств являются Институт изобразительного искусства и Институт традиционной китайской живописи при Академии искусств КНР. "Скачущая лошадь", Ченг Хонг, 2005 год, частная коллекция В Китае также много авторов рисующих в западных стилях, в основном это реализм и импрессионизм, которые официально одобрены и наиболее интересны самим китайцам. "Великий человек", Джи Лиао, 2005 [ портрет Дэнг Сяопина] Заговорили в последние годы в Китае и о "расцвете" современной авангардной живописи. В Пекине открылась галерея современного искусства "Красные ворота". Первые художники-авангардисты появились в Китае в восьмидесятых годах. Опьяненные "оттепелью" и возможностью впитывать все веяния западного искусства, китайские авангардисты рискнули организовать в 1989 году экспозицию современной живописи. Однако в день ее открытия сообщили о заложенной в зале бомбе, и оно было отложено. А после открытия власти дважды предъявляли ультимативные требования закрыть выставку (за всего лишь две недели ее работы) и добились своего. Но вот спустя девять лет после "фальшстарта" современная живопись в Китае переживает настоящий бум. Авангардисты рвутся демонстрировать свое искусство, однако старательно избегают "политического материала", чтобы не иметь проблем с официальными властями. Наряду с традиционной китайской живописью, большое развитие получили в Китае и разные жанры западного изобразительного искусства: масло, гравюра и акварель. Многие современные художники, успешно сочетая приемы традиционной китайской и западной живописи, открывают новые пути творчества. Сегодня на поприще китайской живописи царит творческое оживление: в художественных галереях страны регулярно организуются персональные или коллективные выставки. Китайские живописцы то и дело устраивают выставки за границей - в Японии, Республике Корее, Сингапуре, США, Канаде. Поскольку китайская живопись отличается от западной живописи своей самобытной красотой и культурной ценностью, она постоянно приковывает к себе внимание зарубежных ценителей искусства и коллекционеров. |
Восхитительно!
1
Картины создают умиротворение в душе, даже те, которые с драконами)
2
Китайская живопись уникальна. И в ней очень хорошо ощущается особенный менталитет народа. Все картины, даже изображающие скачущих лошадей, драконов - они созерцательны, на них хочется смотреть, они завораживают, почти гипнотизируют. Есть какая-то мудрость в подобном запечатлении образов, часто природных, особое мастерство увидеть и перенести на полотно панд, цветок лотоса или чайную церемонию так, чтобы зритель остановился перед ними и погрузился в некое созерцательное умиротворение, забывая о суете. И любая картина отлично украсит интерьер дома или кафе, салона красоты - любого пространства, где можно и нужно расслабиться.
3