ЛОНДОН. – Данный масштабный обзор работы шведского художника Хокума Нордстрема (р. 1963 г) объединяет коллажи, рисунки графитом и архитектурные скульптуры, дающие представление о широте его работы с 1990-х годов до самых последних произведений, созданных специально для этой выставки. Название «Все, что я узнал и снова забыл» снова возвращает нас к мудрости и магии детства, к сожалению о потерянной невинности, уступившей место требованиям взрослого мира. Первая британская персональная выставка Хокума Нордстрема будет проходить в Camden Arts Centre в Лондоне с 26 июля по 29 сентября 2013 года, вход на выставку бесплатный.
Детское очарование и наивность проходят через работу Нордстрема, но все же в ней присутствует и внутренняя сложность: Его герои, катаются ли они на лошадях, управляют ли парусными лодками, занимаются любовью или музицируют, постоянно пребывают в действии. Но по мере развертывания живописной сцены, они раскрывают образы странной, зловещей и порой даже жестокой натуры.
Все произведения обладают качеством ручной работы, от сложных рисунков графитом до архитектурных скульптур, сделанных из картона или спичечных коробок. Коллажи Нордстрема можно читать как раскадровку, и он часто называл их «кадрами», где все действие происходит одновременно внутри замороженного кадра. Он часто работает над несколькими коллажами одновременно – сначала рисует, пишет красками и вырезает персонажей, которые будет заполнять его картины, а затем позволяет им перегруппировываться, формируя различные компоновки внутри «кадров».
Рисунки Нордстрема отображают исторические эпохи, в том числе регаты шхун и исторические костюмы – цилиндры и фраки, широкополые пальто, бриджи до колен и оборки. Сказочный мир, представленный на этих картинах, населен животными – лягушками, насекомыми, птицами, ракообразными и лошадьми – а также людьми. Его собаки прыгают в небо, лошади несутся галопом над горизонтом, человек удерживает парусник на своем цилиндре, а здания сидят на столешницах. Эти сюрреалистические сцены на первый взгляд кажутся своеобразными и абстрактными, всегда странными и запутанными, с притягательным ощущением тайны.
Работа Нордстрема проникнута чувствительностью, основанной на музыке, поэзии и детских рассказах среди прочих источников вдохновения. Его работы часто сравнивают со сказками по тому, как фантазия и реальность сплетаются в волшебный мир, сам художник впервые стал известен в Швеции после того, как опубликовал свою собственную серию детских книг. В прошлом году он выпустил сборник стихов – «10 000 золотых долларов за то, как он отравляется снегом» – в сотрудничестве с Йоханом Нордбеком, а также музыкальную пластинку совместно с Йоакимом Ахлундом под названием «Paddan och Hunden». Его совместные работы также включали проекты с Марселем Дзама и его женой Карин Мамма Андерсон.
Хокум Нордстрем живет и работает в Стокгольме, где он родился в 1963 году. Его персональные выставки представлены в следующих музеях: Шведский институт, Париж (2011 г); Douglas Hyde Gallery, Дублин (2010 г); Wexner Center for the Arts, Колумбус, штат Огайо, США (2006 г) и Музей современного искусства, Стокгольм (2005 г). Работы Нордстрема представлены в крупнейших музейных собраниях. Следующие собрания щедро передали работы в дар данной выставке: Музей искусств Хельсингборга, Хельсингборг, Швеция; Magasin 3 Stockholm Konsthall, Стокгольм; Музей современного искусства Стокгольма. Хокума Нордстрема представляют David Zwirner, Лондон и Нью-Йорк, Галерея Zeno X, Антверпен, Галерея Magnus Karlsson, Стокгольм.
Вариант данной выставки был представлен в начале 2013 года в Музее современного искусства метрополии Лилля (музей посвящен модернизму, современному искусству и ар брют) в парке Вильнев-д'Аска во Франции.