Руссо Теодор (Rousseau Theodore) 1812, Париж — 1867, Барбизон Учился в Школе изящных искусству Ремона (1827-1828) и у Летьера (1828-1829). Испытал влияние живописи Клода Лоррена, голландских пейзажистов XVII века, Констебла и Бонингтона. Выставлялся в Салоне с 1831 года, но с 1835 по 1848 жюри отвергало его картины. С 1836 работал чаще всего в деревне Барбизон, окончательно переселившись туда в 1847. Совершил ряд поездок по Франции, иногда вместе с другими пейзажистами, с которыми его связывали дружеские отношения (в 1831 в Нормандию — с Полем Юэ, в 1844 в Ланды — с Жюлем Дюпре, в 1861 во Франш-Конте — с Франсуа Милле). Добился истинного признания на Всемирной выставке 1855. Биография и картины
Теодор Руссо ( Théodore Rousseau) (15 апреля 1812, Париж - 22 декабря 1867, Барбизон) - французский художник-пейзажист, основатель барбизонской школы, объединившей первых художников, использовавших в творчестве пленэр. Брат менее известного художика Филиппа Руссо. Творчество Теодора Руссо относят к реализму. Теодор Руссо родился 15 апреля 1812 года в Париже. Как художник формировался в основном самостоятельно. Первые уроки живописи Теодор Руссо получил у своего двоюродного брата-художника. В пятнадцать лет его взял в обучение на два года художник-пейзажист Жан Шарль Ремон. Т. Руссо путешествовал по Оверни и Нормандии, что нашло отражение в его творчестве. В 1831 г. девятнадцатилетний Руссо подал заявку на участие в Парижском салоне. Его пейзаж дикой природы Оверни получил признание благодаря живой технике письма. Следующие четыре Парижских салона были для Теодора Руссо неудачными, и он не участвовал в публичных выставках вплоть до 1849 г. Руссо ввёл понятие «интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло. При простоте и натуральности изображённого главную роль в нём призван играть общий колорит картины, сильно и поэтично передающий настроение, создаваемое в душе художника природой в тот или другой момент времени. В 1832-33 гг. он впервые вышел на пленэр. Зиму 1836-1837 гг. Руссо провёл вместе с художниками Нарсисом Виржилем Диасом де ла Пенья и Клодом Феликсом Теодором Алиньи в Барбизоне. Природа Барбизона произвела на него такое большое впечатление, что Руссо стал приезжать туда каждый год, а с 1848 г. окончательно переселился туда со своей женой. Со временем вокруг Руссо образовался круг его коллег-художников, как и он писавших природу на природе - Каба, Добиньи и Дюпре. Так постепенно возникла барбизонская школа.
Утро в лесу Фонтенбло, 1850-е, Музей Лувр, Париж, все фото в статье: Общественное достояние Картина Теодора Руссо "Утро в лесу Фонтенбло". Неприхотливый лесной вид написан мерцающими жемчужными красками. Вписанный в арку из деревьев, охватывающую пространство картины, пейзаж поражает свежестью и интимностью образа. Фигуры коров в дымке утреннего тумана отбрасывают смутные отражения на серебристую поверхность лужицы, из которой пьют воду. Руссо с большой тонкостью изображает пропитанный сыростью лес и бледный изменчивый свет зари. Рынок в Нормандии 1830-е. Дерево, масло, 29,5x38. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Дубы в Апремоне Рыбак, 1848 Барбизон пейзаж, Калифорния. 1850.
Искусство Франции XIX века поражает расцветом пейзажа. Многие наиболее одаренные мастера были пейзажистами. Невольно возникает вопрос - почему изображение природы заняло в эту эпоху такое важное место в художественной жизни Франции? Думается, что на него нет исчерпывающего ответа. Можно предположить, что, разуверившись в социальных иллюзиях и теориях, потрясенный жестокостью гражданских войн и революций, которые так и не смогли научить человеческое общество жить по законам добра и справедливости, человек обратился к природе как к воплощению некой высшей истины, источнику вечных нравственных ценностей. Теодор Руссо полагал, что «искусство придет из маленького, неизвестного уголка, где человек проникает в тайны природы и благотворные уроки, извлекаемые им оттуда, будут столь же благотворны и для всего человечества». Художник некоторое время учился в Школе изящных искусств у Ремона, но, не удовлетворенный этими уроками, много времени проводил в Лувре, копируя Лоррена и пейзажистов Голландии, из современников внимательно присматривается к достижениям англичан - Констебла, Тёрнера. Руссо не влекут красоты дальних земель, он хочет стать художником своей страны, с восемнадцати лет он странствует по Франции, забираясь порой в самые отдаленные, глухие уголки. В 1830 году он - в Оверни, природа которой вдохновила художника на ряд пейзажей в духе романтизма. В Салоне 1831 года состоялся его дебют - у него приняли «Пейзаж Оверни» (Роттердам, Фонд Виллема ван де Ворма). Затем следуют поездки в Нормандию (1831, 1832). Молодой живописец открывает светоносность неба, простирающегося над морем, поэзию провинциальных городков, своеобразие уклада жизни, особенности местной архитектуры ("Вид в окрестностях Гранвиля", 1833; "Рынок в Нормандии", ок. 1832, обе - Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). С любовным вниманием Руссо пишет массивные старые дома, которые патина времени окрасила в благородные оттенки серо-голубого, розоватого, серебристо-коричневого тонов. Перед нами предстает образ старой Франции, с подлинным вдохновением воссозданный мастером. Горные склоны Юры поразили художника своей мощной, первозданной красотой. Став свидетелем бури в горах, Руссо воскликнул: «Да здравствует Бог, да здравствует великий художник!» ("Гроза над Мон-Бианом", 1834, Копенгаген, Королевский музей искусств). Там же написан «Спуск стада с пастбищ Юры» (ок. 1835, Гаага, Музей Месдаг). Картина была отвергнута жюри Салона, которое сочло ее колорит слишком резким, а композицию - неудачной. Это решение вызвало всеобщее возмущение, и художник А. Шеффер устроил общественный просмотр полотна в своей мастерской. Непритязательность и простота изображаемых художником пейзажей, их искренность и реализм привели к тому, что с 1835 года работы Руссо в течение тринадцати лет не принимались в Салон. Руссо придавал большое значение композиции в создании образа природы: «... композиция существует с момента, когда предметы начинают изображаться не только ради них самих, но для того, чтобы их облик передал отзвуки того волнения, которое они вызвали в нашей душе». Пейзажи мастера становятся все значительнее и глубже, его цель - не просто передать отдельный уголок природы, а дать почувствовать в нем ощущение «всеобъемлющей жизни» (Руссо). В Вандее (1837) Руссо увлеченно пишет скалистые утесы, шумные реки, старинные парки ("Аллея каштанов", 1837, Париж, Музей Орсэ). 1848 год был переломным в жизни художника. После пережитой душевной драмы он покидает Париж и поселяется в деревне Барбизон, близ Фонтенбло. Природа, участливая дружба художника Милле помогли Руссо с новыми силами взяться за работу. В Барбизоне были созданы многие шедевры мастера. Он пишет бескрайние равнины, озера, в водах которых отражается высокое светлое небо ("Весна", ок. 1850, Париж, Музей Орсэ). Особенностью Руссо было чувство ритма, пронизывающее его композиции и придающее им особую музыкальную ясность. Это ритмы самой природы, уловленные им в движении облаков, угаданные в порывах ветра, в силуэтах огромных прекрасных деревьев. Это придавало изображению обычной местности ощущение эпичности, призывая зрителя почувствовать в пейзаже лесной чащи, светлого озера, могучего дуба отблеск величия мироздания ("Дубы", 1852, Париж, Музей Орсэ).
Лес Фонтенбло Пруд на краю леса LA MARE AU CREPUSCULE C. 1850 ФОРЕ ДЕ ФОНТЕНБЛО, ДИТЬ ЛА ШАРЕТ 1863 ЗАКАТ В ЛЕСУ c. 1866 Борд-де-РИВЬЕР с. 1849 Закат Солнца В Оверни 1830 Испытал влияние Якоба ван Рейсдала, Джона Констебла, Жана Мишеля. Уже в ранних картинах ("Вид в окрестностях Гранвиля" 1833 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и особенно в произведениях зрелой поры, исполненных художником в Барбизоне (где жил с конца 1830-х годов) и во время частых поездок по Франции, Теодор Руссо стремился стать, по его собственным словам, "художником своей страны", раскрывая в глубоко демократических образах особенности национальных ландшафтов (преимущественно сельских и диких). Произведения Теодора Руссо обычно отмечены гармонической уравновешенностью композиционных решений (что связано с манерой мастера замыкать средний план, акцентируя центр композиции). Используя сдержанную тональную гамму и стремясь к убедительному воплощению материальности предметов, Руссо тонко передавал различные состояния природы, световоздушной среды и во многом способствовал развитию принципов живописи пленэра ("Рынок в Нормандии", около 1832, Эрмитаж; "Аллея каштанов", 1837, "Болото в Ландах", 1852, "Дубы", 1852, все - в Лувре, Париж; "Вид в Барбизоне", Музей изобразительных искусств, Москва). Известен также как рисовальщик и офортист. Придавая композиции уравновешенность и монументальность, Руссо тонко воплощал материальность предметного и природного мира. Сто лет назад спокойные, в тяжелых рамах, полотна с изображением могучих дубов вокруг деревни Барбизон в лесу Фонтенбло были для большинства людей в Америке и Англии картинами новыми и воистину престижными для их владельцев с точки зрения вложения капитала. Наши прапрадеды не ошибались. Эти достойные и великолепные полотна, написанные в середине XIX столетия, давали уверенность, поднимали настроение. В 1860-е годы они были благожелательно встречены публикой, и это убедило работавших в окрестностях Парижа молодых художников в том, что пристально наблюдаемый, натуралистический пейзаж, восходящий к таким авторитетам двухсотлетней давности, как Рейсдал и Хоббема, остается жизнеспособной формой в искусстве их собственного времени. Вдохновляясь работами Якоба ван Рейсдаля и других голландских пейзажистов XVII века, а также англичанина Джона Констебла, Руссо стремился создать во Франции более свободный, неакадемический стиль пейзажной живописи. В 1830-е голы Руссо поселился в деревне Барбизон в лесу Фонтенбло и начал писать виды окрестностей с большим реализмом и непредвзятостью, Руссо явился одним из основателей Барбизонской школы, которая ставила своей целью изображение сельских пейзажей и жизни крестьян в окрестностях Барбизона в неприкрашенной, правдивой манере.
Каштановая аллея, Лувр, Париж, все фото в статье: Общественное достояние Руссо с родственным вниманием относится ко всему живому, особенно к деревьям. Для него это прекрасные, благородные живые существа: «Если еще можно оспаривать, что деревья думают, то уж во всяком случае они заставляют думать нас.., они возвышают наши мысли... Мы обязаны платить им... не холодным стилем, но благородным и бережным воспроизведением их существа... Сделаем так, чтобы в наших произведениях первой нашей мыслью было ощущение жизни.., чтобы дерево росло». В пейзажах Руссо появляется все больше света, «ибо свет, претворенный в произведении искусства, - это всеобъемлющая жизнь, это весь мир... Без света нет и творения, все - хаос, мертво, однообразно», - говорил мастер. Особенно его волнуют вечера с их печалью уходящего дня, закаты, преображающие облик мира своим необыкновенным освещением, то багряным, то золотисто-розовым, каждый раз неповторимым ("Опушка леса в Фонтенбло со стороны Броль. Заходящее солнце", 1848-1850, Париж, Музей Орсэ; "Вечер. Кюре", 1850-1855, Толедо, США, Музей искусств). Вскоре в Барбизоне вокруг Руссо поселяется несколько талантливых художников-пейзажистов - Дюпре, Диас де ла Пенья, Добиньи, которых стали называть мастерами барбизонской школы. Вместе с Руссо они открыли миру пейзаж сельской Франции, величие ее спокойных рек, мягкое сияние небес, красоту простой, обжитой человеком и благожелательной к нему природы. Успех и признание пришли к Руссо после Всемирной выставки 1855 года, его творчество получило мировую известность. В работах Руссо явственно проявляется мощная духовная сила художника, его нравственная высота. Для него было важно не просто написать привлекший его внимание пейзаж, а вложить в свое произведение высокие мысли, которые бы тронули душу человека.«Если бы я был королем... я бы внес поэзию в жизнь нации, я поднял бы обездоленные классы, отупевшие, изуродованные нищетой, и, восстановив красоту человека, я вернул бы ему естественное окружение - пейзаж и небо», - мечтал Руссо. Умер Теодор Руссо 22 декабря 1867 года в Барбизоне от разрыва сердца, департамент Сена и Марна. теги: пейзаж, французская живопись середины 19 века
От: Nika,  
Скрыть комментарии (5)
Похожие темы:
|
Его картины всегда серьезны в характере, с воздухом изысканной меланхолии, которая является мощным магнитом для любителя пейзажей. Они хорошо закончены, когда они заявляют, что должны быть завершенными фотографиями, но Руссо потратил так много времени на разработку своих предметов, что его абсолютно завершенных работ сравнительно мало. Он оставил много полотен с частями картины, реализованными подробно и с остатком несколько расплывчато; а также большое количество эскизов и рисунков акварели.В Лувре есть несколько прекрасных фотографий, сделанных им, и коллекция Уоллеса. содержит одну из его самых важных фотографий Барбизона. Есть и пример в коллекции Ionides в музее Виктории и Альберта.
1
2
Французская пейзажная живопись XIX века великолепна с налетом меланхолии, что очень нравится, что наводит на размышления о прожитых годах.
3
Пейзажи, действительно, немного с "грустинкой". Видимо, художника вдохновляли, в основном, такие моменты, которые наводят на размышления, заставляют задуматься о быстротечности, изменчивости или несовершенствах окружающего мира. Но этим они и дороги, именно они вызывают больше всего эмоций, трогают какие-то струны души, которые позволяют зрителям ощущать себя живыми людьми, со своими слабостями и чувствами. Как это часто бывает, тон работ задается небом, которое может быть таким разным и таким волнующим.
4
Мне определенно близки душой природные картины. Каждая из них пропитана свежестью и позитивом. А теплые, ненавязчивые тона вызывают улыбку.
5