Архитектурные пейзажи - зодчество в мировой живописи«...Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания» Н.В. Гоголь Время стирает неумолимо то, что создавалось людьми из камня и песка - стены и фундамент жилых кварталов древних городов, дворцы и мозаику фасадов, колоннады и площади. Увидеть величие храмов Римской империи или глыбы уже ветхих башен, причудливые узоры восточных зданий и каскады египетских фонтанов простой зритель может сейчас и здесь, не делая попыток проникнуть в прошлое. Триумфальное возвращение к зодчеству ушедших веков совершили великие мастера в полотнах картин. И кто знает, под действием каких чар писались полотна Коулом (1801-1848гг.), Пазини (1826-1899гг.) или Пойнтером (1836-1919гг.). Очевидно одно - благодаря таланту и фантазии художников, современники получили возможность изучить творения зодчих и особенности архитектурных форм Античности, Средневековья, эпохи Барокко и Ренессанса.
Альберт Гудвин (1845-1932) Ponte Pietra, Верона, Акварель, -1896 (26.67 х 36.20 см) (10,5 х 14,2 дюйма) Частная коллекция Собрания картин, хранящиеся в мировых музеях, включают в свой перечень коллекции, условно названные «фондом архитектурного пейзажа». Фонды содержат художественные материалы по архитектуре, а в их числе акварели, гравюры и графику, полотна масляных работ и станковой живописи. Такие собрания имеют особую историческую ценность в силу известности авторов, а также самого содержания. Эксклюзивность полотен с видами городов, улочек и домиков, храмов и садов прошловековых империй заключается в их фотографической точности передачи особенностей строительства, материалов и орнамента. Некоторые работы приукрашены и напоминают эльдорадовскую помпезность, как, например, в «Расцвете империи» Томаса Коула или «Последнем путешествии» Эдвина Викса. Однако нюансы и уникальность римского и индийского строительств переданы точно. Первыми шагами к изображению архитектурных форм были те, что предпринял итальянец Леон Баттиста Альберти (XIVв.) в своих фресках и работах по изучению евклидовой теории о визуальном конусе и невидимых лучах в пространстве. Это был целый трактат с описанием метода линейной перспективы. Собственную теорию художник многократно практиковал в личных творениях, соединяя лики святых и библейских героев с архитектурными формами. Хотя сами здания или их намеки изображались очень скупо, порою для фона и заполнения пустоты, не неся при этом сюжетной ценности. Наравне с Альберти на городской пейзаж замахнулся Анброджио Лоренцетти. Как и его соратник, Анброджио «приврал» с так называемыми лучами и точкой схождения. Дома в его фреске «Аллегория хорошего городского управления» стояли скученно, находили друг на друга и нарушили параллельность. Настоящий ландшафтный пейзаж предложил обывателю Ян Сиберехтс в XVII веке. Его полотна были написаны с топографической точностью, однако отдавали привкусом наивности, нежели новизны, как в полотне «Вид усадьбы Лонглит». Если работы барочной эпохи, в силу темных тонов и охристой палитры оставались сухими, клонированными за счет единой школы живописи по стопам Караваджо, то работы позднего периода имели более сочную, выразительную текстуру и смелость. Европейские художники XIX века, получив понятие о пространстве и геометрии еще в пору школьного обучения, писали архитектуру точной, пользуясь законами перспективы и собственными наблюдениями. Если в эпоху возрождения письмо с натуры было не развито, что сказывалось на не точности передачи архитектурных форм, то Рококо и Неоклассицизм прославились путешествиями великих мастеров для написания подлинных восточных храмов и европейских дворцов. Паломничества совершались художниками специально. Так, Коул нарочно отправился в долину Гудзон, где написал «Вид форта Патнэм». Выступая против технического прогресса, художник все равно насыщал свои пейзажи руинами башен и полуразрушенных стен. Моти Масджид ("Жемчужная мечеть") в Агре, Василий Васильевич Верещагин 1870-е , 31×45 см Надо отдать должное воображению художников, никогда не видавших греческих или египетских дворцов, но писавших исторические сюжеты с вкраплением колонн и арок, усыпанных барельефами, фонтанов из ракушечника и мрамора (Эдвард Джон Пойнтер - «Визит к эскулапу», «Угол виллы», «Израильтяне в Египте»). Многие живописцы ловко возводили тандем воображаемого и истинного архитектурного величия. Особенно помпезны восточные мотивы в масле Жана-Леона Жерома. Благодаря игре света и тени, бликам и светлой палитре его полотна создают эффект полета над ландшафтом и куполами арабского востока (картины «Вид на Каир», «Муэдзин», «Призыв» и др.). Птицы, парящие в работах Жерома так близко, что можно достать рукой, заставляют ощутить все величие и исполинскую высоту восточных зданий. Архитектурные сооружения написаны так точно и скрупулезно, что разрешают представить мастера, застывшим над полотном с лупой и тончайшим пером, скользящим по очередному оконному проему в каллиграфическом танце мазков.
Венеция
|
Венецианская роза
|
Венецианская гондола
|
Венеция вечер :: С. Сорокин
|
Случайные картины городских пейзажей современных художников из нашей галереи. Вы можете самостоятельно добавить вашу работу после регистрации на сайте. И так, архитектура... Что может быть непостояннее каменной кладки и штукатурки? Кто может уберечь творения зодчества от дождей и ветра, палящего солнца и простого старости? Время не жалеет рукотворных шедевров, однако холст способен остановить время под талантливой рукой человека, названного живописцем, и, если хотите, летописцем истории. |
Эйфелева башня
Роберт Делоне 1911, 202×138 см
1
Город
Робер Делоне 1910, 88×124 см
2