ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
информер
 





 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

От: Волков Олег


Опубликовано: Март 26, 2007

Теперь мы можем уже со всей определенностью утверждать, что
экспозиция всей редакции 1813 года, отражая перипетии
Пиренейской войны (и отчасти даже сам процесс работы Гойи над
офортами, ей посвященными), последовательно и целенаправленно
развивалась по восходящей линии — от разгрома, через голод и
герилью к уже близящейся победе.
Однако такое «восхождение» имело в «Бедствиях Войны»
двусторонний характер, ибо предполагало не только волнообразное
нагнетание энергии народного сопротивления бедствиям и угнетению
(в офорте «Какое мужество!» достигшее апогея), но точно такое же
нагнетание самих этих бедствий и самого угнетения.
Идея и принцип героико-трагического восхождения в «Бедствиях
войны» вплотную подводят к тому апофеозу испанского народного
возмущения, который Гойя в начале 1814 года запечатлевает в
своих исторических картинах. С другой стороны, его-то художник и
подвергнет со временем суровому испытанию в окончательной
редакции своей серии — в «Роковых последствиях кровавой войны
против Бонапарта в Испании и других возвышенных Капричос». Ведь
там, в свете горького опыта реставрации строй серии станет
обратным — сначала явятся образы народного героизма (в том числе
офорты «Со здравым смыслом или без него», «То же самое»,
«Женщины придают мужество», «И становятся свирепыми», «Какое
мужество!», «Они не хотят», получающие теперь вместо
первоначальных номеров 36, 48, 54, 28, 41 и 29 номера 2, 3, 4,
5, 7, 9), затем все мотивы бедствий и жестокостей от сцен
изнасилований до сцен разграблений церквей; после — отнимающего
волю к жизни голода 1811—1812 годов и сразу за ними безо всякого
перехода явятся листы «других Капричос», отразившие разгул
реакции Фердинанда VII, когда военная победа испанцев обернулась
для них полным социально-историческим поражением. И лишь
последние офорты окончательной редакции (№ 80—82), вдохновленные
победой революции 1820 года, создадут в ее развитии
обнадеживающую перспективу, покажут как был все-таки прорван и
этот круг испанского ада.
В этом и состоит новый, основополагающий принцип зрелого
героико-трагического романтизма : «движения, разрастания,
преодоления препятствий» и через них — «восхождения», который
впервые мощно проявился в музыке Бетховена, особенно в
«героической» и Пятой симфониях.
Создавая «Бедствия войны», Гойя преодолел традиционную для
всей предшествовавшей ему исторической живописи и графики
антиномию триумфального и бедственного освещения войны — ту,
которая была закреплена еще в ренессансном искусстве в оппозиции
«Битвы при Ангиари» Леонардо да Винчи, с одной стороны, а с
другой — «Самоубийства Саула» Питера Брейгеля. Гойя отверг как
ту традицию, в свете которой военная история рисовалась ареной
поединка «героев» и проявления личной доблести, так и ту,
которая исходила из представления о ее безличной, недоблестной
механичности. Уничтожение людей из патриотических побуждений
отошло в прошлое, уступив место череде злодейств и насилию.
«Бедствия войны» прежде всего поражают ощущением полной
достоверности как будничных сцен «тягот войны» (раненые, убитые,
голодающие), так и тех кульминаций, в которых демонстрируются
высочайшие взлеты героизма («Какое мужество!») и глубочайшие
бездны жестокости («Возможно ли большее?», «Это еще хуже»). Оно
коренится в самих офортах и только изредка подтверждается
присутствием в них художника-свидетеля или подписью — «Я видел
это», «Это тоже…».


« Предыдущая страница | Страница 11 из 13 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.