ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


  рекомендуем информацию о :

живопись - помощь в подборе коллекций и приобретении, копии картин на заказ

 
картина месяца
 

 
Книги и каталоги
 

Картины в Аукционных каталогах на английском языке

аукционные каталоги картин разных стран Кристис Сотбис


От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Июнь 21, 2010

Театрально-декорационное искусство

   В театре работали многие крупные русские и совет­ские художники: Врубель, Коровин, Бенуа, Рерих, Си­мов, Якулов, Татлин и другие. В большой степени театр привлекателен тем, что позволяет изобразительному искусству овладеть и пространством, и временем. Не­обходимо еще добавить, что он дает художнику широ­кую возможность развернуться на больших плоскос­тях, в полную силу отдаться декоративному чувству, соразмерить изобразительные условности со сцениче­скими и многое другое.

В то же время пьеса и постановочный замысел весьма твердо формулируют свои требования по отно­шению к художнику. Художник должен считаться со стилем театра, с его традициями, словом, в театре он становится членом большого коллектива создателей спектакля.

Традиционно работа художника идет в основном по двум направлениям: эскизы костюмов и эскизы де­кораций. Сами же костюмы и декорации создаются в мастерских театра. В эскизах костюма художник ре­шает несколько задач. Прежде всего необходимо най­ти исторически достоверный, отвечающий социально­му и личностному «портрету» персонажа образ. Нема­ловажно также пластическое решение костюма, которое должно выгодно оттенить характер движений актера. Наконец, декоративность костюма эмоцио­нально выражает сущность персонажа и входит ячей­кой в декоративное оформление всей сцены. В зависи­мости от жанра спектакля и постановочной идеи соот­ношение этих сторон может существенно различаться.

Эскиз сцены — чрезвычайно ответственная и твор­ческая сторона работы театрального художника. Здесь он не только воспроизводит обстановку, но и, в полном смысле этого слова, выражает свою концепцию спек­такля, как бы его образную сумму. В целом для эски­за сцены (впрочем, как и костюмов) характерно два типа решений. В одних случаях художник мыслит кон­кретными предметами обстановки и сценического дей­ствия, и эскиз вполне определенно передает вещное оформление сцены. Определенность оформления, одна­ко, не умаляет значения декоративности, своего рода цветовой музыки спектакля. В других случаях худож­ник решает театральную тему более отвлеченно и жи­вописно, задавая скорее эмоциональную атмосферу пьесы, чем проект конкретного оформления. Такие ра­боты — своеобразные импрозизации на тему спектак­ля — воспринимаются и как самостоятельные станко­вые произведения, что не отрицает их ценность для по­становки.

Русское и советское театрально-декорационное ис­кусство обладает богатыми традициями. Важной вехой в его развитии был так называемый Мамонтовский кру­жок, сложившийся в восьмидесятые годы XIX века. Богатый меценат, страстный ревнитель русского нацио­нального искусства, С. И. Мамонтов сумел объединить лучшие художественные силы Москвы. В организован­ном им оперном театре пел Шаляпин, звучала музыка

Мусоргского, Римского-Корсакова. Декорации для этих оперных спектаклей писали Врубель, Серов, Коровин, Головин, Поленов, Васнецов. Они представляли спек­такль как нечто большее, чем сюжетное действие, для них это был синтез искусств: музыки, пения, драматур­гии, живописи на глубоко национальной, народной ос­нове.

Высокий уровень декоративной культуры отличал театральные работы художников «Мира искусства» Л. Бакста, А. Бенуа, М. Добужинского и других. Тон­кое знание материальной культуры прошлого, изыскан­ное чувство сценической условности позволяли этим мастерам создавать красочные, монументальные, остро передающие колорит времени постановки. Здесь мы воспроизводим эскиз работы рано умершего талантли­вого художника Н. Сапунова к пасторали М. Кузмина «Голландка Лиза». В этом эскизе художник очень чут­ко передает дух стилизованного под наивное старинное представление спектакля. И крохотная сцена, и тан­цующие фигурки, и домики, и пейзаж — все это игру­шечное, условное, безмятежное, прекрасно отвечающее духу пьесы.

В двадцатые годы в театрально-декорационном ис­кусстве получает распространение течение конструкти­визма, которое при некоторой гипертрофированное решений обогатило театр новыми выразительными воз­можностями. Если до сих пор декорация понималась как плоскость задника и кулис, то конструктивисты ставят во главу угла пространственное решение спек­такля, связывают динамику действия с планом сцены (и даже зрительного зала). Этого требовали время и но­вые формы спектакля (например, пьесы В. Маяковско­го), стремление сблизить актера со зрителем. Подвиж­ные объемные сценические установки, динамика света и музыкального сопровождения, многоярусное по вы­соте построение декораций — все рассчитано на движе­ние, на калейдоскопическую смену лиц и событий, на зрелищную сторону спектакля.

Современные советские театральные художники ши­роко используют сложившиеся традиции сценического оформления, подчиняя их идейной сущности спектак­ля. Спектакли, поставленные в Большом театре С. Вирсаладзе, режиссером и художником А. Акимовым в Ленинградском театре комедии, в Театре на Таганке Э. Стенбергом, декорации А. Тышлера, Ю. Пименова и многие другие, пользуются заслуженным успехом у зрителей.






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.