(1884 1885гг., холст, масло)
Работа «Место для купания» принадлежит творчеству американского живописца – Томасу Икинсу. Полотно вызвало бурю эмоций у критиков, которые, ссылаясь на особую любовь автора к обнаженному телу, считают картину «венцом творения» Икинса.
Разбирая на составляющие «Место для купания», искусствоведы усмотрели автобиографичность в повествовании сюжета. Среди шестерых обнаженных мужчин идентифицированы сам Икинс, если двигаться справа налево – он является самым первым, плывущим в водах искусственного водоема, далее – его рыжий пес Гарри, это ирландский сеттер, потом – Джесси Голди, Дж. Лори Уоллес, Бенджамин Фокс и, наконец, Тэлкотт Уильямс.
Внимание, без сомнения, привлекает мыс, сотканный из скал и уступов. Это искусственно созданное нагромождение, на котором расположилась мельница Милл-крик. В 1873 году постройка снесена вместе с фундаментом. Мужчины изображены в образах Ню, здесь нет ни одежды, ни обуви, ни каких – либо предметов современного обывателя той эпохи – первобытная тишина и единение человека с природой.
Пейзаж и все, что вложилось в сюжет, предложены автором в форме пирамиды, основной акцент – изображение человека, как самоцель академической живописи. Уникальным является уже то, что Икинс остановился на мужских образах, в то время как основу академического письма человеческой фигуры составляли женские тела, как само совершенство природы.
То, что художник предпочел исполнить людей в динамике движения (плавания), является неким экспериментом, помимо тематики, сопряженной со спортом и активным отдыхом. Это обусловлено тягой Икинса к подвижным играм и спортсменам, как эталону правильного сложения человеческой натуры (имеется в виду «модели человека»). Несмотря на отсутствие одежды и разную постановку тел, каждый из персонажей прикрывает мужское начало – ловкий прием откровенности вкупе со скромностью. Все герои изображены в разных позах, не похожих одна на другую, словно художник практикуется в отображении человека и демонстрирует свое умение. Кто-то полулежит, иной – сидит, следующий стоит, другой - ныряет. Мужчины и юноши имеют точку опоры, это касается тех, кто вот – вот упадет и словно застыл пред падением или прыжком.
На центральной части работы внимание зрителя словно сфокусировано – здесь происходит все самое интересное, а края полотна плавно уходят в еле-размытый пейзаж. Особое внимание привлекает свет, который кажется неестественно ярким и надуманным. Безусловно, в живописном исполнении «живут» и контраст, и полутона. Это позволило выделить основные детали, в частности, друзей и их обнаженную кожу на общем фоне, а также наделить пейзаж наибольшим естеством.
Летние краски теплого дня поддают особого жару сцене купания. Это сухая земля от палящих лучей, а в то же время, прохладные краски тенистых деревьев, а еще желтая трава высохших лужаек на фоне мрачных крон. Прямые лучи отражаются о зеркало пруда, оставляя при этом сочный белый след на обнаженных людях.
Нельзя пройти мимо значимости работы в творчестве Икинса. Многие искусствоведы признают, что автор взял за основную тему красоту мужского тела, граничащую с эротизмом и сексуальностью. Художник стал новатором в повествовании мужского ню, как эталона природного естества и совершенства рельефа мышц, правильных пропорций и пластики тела (если говорить об искусстве США той эпохи).
«Место для купания» имеет иное название – «Старое место для купания», быть может, второе название раскрывает в большей степени значимость самого пруда и побережья в жизни старых друзей. А полотно уже давно считается классикой американского искусства в мире живописи.
фото: Общественное достояние
Загружено: Nika
Картины ню, эротика в шедеврах живописи (57-64)
Скрыть комментарии (0)
Случайные картины, в том числе современных художников:
|