ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Выставки
 

Выставка к 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского.

Выставка к 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского.

29 июля 2016 – 20 ноября 2016

Адрес проведения: Крымский Вал, дом 10, 60-62 залы.

Третьяковская галерея вновь знакомит зрителя с творчеством Ивана Айвазовского. Художник по праву считается первооткрывателем настоящего русского морского пейзажа – самого сложного в исполнении вида живописного искусства. Он сам заслуженно стал «открытием» второй половины XIX в.


Подробнее...

От: Петрова Оксана


Опубликовано: Октябрь 7, 2010

Музей Бойманс - ван Бенинген, РОТТЕРДАМ ( Голландия )

Из истории собрания старой живописи в музее Бойманс - ван Бенинген

Собрание живописи, которым располагает сегодня музей Бойманс - ван Бенинген, включает многочисленные произведения, начиная от ранних итальянских и нидерландских мастеров до художников современности. Не давая полного обзора развития искусства этого огромного периода, коллекция содержит достаточное количество характерных образцов, важных для понимания разных эпох. Особенно следует выделить живопись Северных й Южных Нидерландов XV-XVI веков, Голландии XVII века, эскизы маслом Рубенса, а также картины мастеров Италии XVI-XVII веков и Франции XVIII века.

 Музей Бойманс - ван Бенинген, Роттердам ( Голландия )

    
   Музей Бойманса ван Бёнингена (нидерл. Museum Boijmans Van Beuningen) занимает особое положение среди больших нидерландских музеев благодаря разносторонности своего собрания. Хранящиеся здесь коллекции дают представление о развитии западноевропейского искусства от Средних веков до настоящего времени. Разделы старой и новой живописи и скульптуры, рисунков, гравюр, прикладного искусства и дизайна включают множество характерных и весьма ценных произведений. Процесс создания данной музейной коллекции был долгим и носил порой довольно причудливый характер. Коллекция складывалась в результате деятельности сменявших друг друга дирекций, а также благодаря большой заинтересованности частных лиц и муниципалитета. Ниже будут изложены основные факты истории музея, причем особое внимание мы уделим тем из них, с которыми непосредственно связаны представленные на выставке картины.

В 1847 г. утрехтский судья Ф. Й. О. Бойманс завещал свое художественное собрание городу Роттердаму. Он решил поступить так после переговоров с бургомистром. Решающую роль при этом сыграло то, что муниципалитет купил для размещения его коллекции здание Управления за плотинами района Схиланда, построенное в 1662 -1665 гг. В этом здании, которое является сегодня одним из немногих старых домов, сохранившихся в центре города, и был основан музей Бойманс. Датой его открытия стало 3 июня 1849 г.
Коллекция Бойманса состояла из картин и рисунков, многие из которых и теперь являются гордостью музея. На нашей выставке представлена завещанная Боймансом картина Мейндерта Хоббемы.

В 1864 г. в музее произошел сильный пожар. В огне погибла значительная часть экспонатов, в частности, купленный незадолго до этого «Семейный портрет» Карела Фабрициуса. Однако на средства, выплаченные страховой компанией, на различных аукционах в Нидерландах и за границей, в 1865 и 1866 гг. были куплены картины Франса Халса, Бартоломеуса ван дер Хелста, Паулюса Морелсе, Хиоба Беркхейде и Яна ван Кессела.

В конце XIX - начале XX веков значительно возрос интерес к современному искусству. Возглавлявший в те годы музей г-н П. Хаверкорн ван Рейсвейк был страстным любителем живописи гаагской школы, признававшейся тогда далеко не всеми. Уже в 1903 г. собрание музея пополнилось картиной Винсента Ван Гога «Аллея тополей близ Нюэнена», полученной в дар от двадцати шести роттердамских любителей искусства. Это было первое произведение Ван Гога, попавшее в музей на родине художника.

В дальнейшем подобные дары от частных лиц стали поступать все чаще. Именно такой способ пополнения коллекции оказался характерным для нашего музея. Толчком к его новому расширению послужила деятельность доктора Ф. Шмидта Дехенера (директор с 1908 по 1921 гг.). В этот период, в частности, поступила картина Виллема Бейтевега.

Еще более тесной связь музея с коллекционерами и любителями искусства стала при преемнике Шмидта Дехенера, докторе Ханнема. По завещанию Й. П. ван дер Схилдена в 1925 г. были получены не только картины (такие значительные как, например, полотно Якоба Мариса, но и денежная сумма, на которую уже в 1931 г. был куплен «Блудный сын» Иеронима Босха. В этот же период музею были подарены полотна Йохана Бартолда Йонкинда (в 1930 г.) и Изака Израэлса (в 1935 г.). Постепенно становилось все более очевидным, что старые помещения не могли более удовлетворять потребности быстро растущего музея. В 1928 г. муниципальный совет решил начать на приобретенном земельном участке Дейзихт, недалеко от центра города, строительство нового здания. В тесном сотрудничестве с директором музея архитектор А. ван дер Стёр создал проект нового корпуса, открытие которого состоялось в 1935 г. Оно было выстроено специально с расчетом на имевшуюся тогда коллекцию и включало залы для экспозиции живописи и скульптуры, прикладного искусства, а также помещения для временных выставок. Здание музея с характерной башенкой было возведено из кирпича и декорировано известняком. В убранстве его интерьеров, разработанном до мелочей, использованы различные сорта мрамора, стены и переходы облицованы дубовыми панелями. Эта постройка, отличающаяся разнообразием внутренних помещений и продуманностью освещения (здесь сочетаются верхний и боковой свет) создает прекрасные условия для экспонирования многочисленных произведений.

Расширение коллекции продолжалось и в дальнейшем. Так, в 1937 г. в дар от Общества Рембрандта и ста друзей музея были получены картина Рембрандта «Мужчина в красном берете»  и композиция Абрахама Блумарта «Оплакивание Христа». Интенсивные контакты с горожанами привели к созданию в 1939 г. фонда музея Бойманс, целью которого стало содействие пополнению нашего собрания. Уже через год была приобретена работа Рембрандта «Портрет Титуса» ; эта покупка осуществлялась на деньги, предоставленные Обществом Рембрандта и на средства, собранные из взносов ста двадцати горожан. В последующие годы коллекция обогатилась полотнами Яна ван де Капелле (в 1939 г.), Абрахама ван Бейерена (в 1950 г.), Иозефа Хендрика Брейтнера (в 1952 г.) и Яна Фейта (в 1954 г.).

После второй мировой войны музей получил в пользование от государства ряд картин из числа произведений, возвращенных из Германии и находящихся в ведении Государственной службы по делам изобразительного искусства. Среди них - композиции Эмануела де Витте и Яна Стена. Новый директор музея, доктор Й. И. Эббинге Вуббен также производил систематическую покупку экспонатов. В 1952 г., в частности, им была приобретена работа Михаела Свертса, в 1958 г. - Хендрика тер Брюггена, а в 1963 г. - Джузеппе Рекко. Собрание продолжало пополняться и за счет произведений, завещанных отдельными лицами. Именно таким путем в 1961 г. сюда попали картины Якоба ван Рейсдала и Бернардо Строцци. Совсем недавно, в 1976 г. музей получил в наследство прекрасную коллекцию Виталя Блоха.

В числе собирателей, внесших наибольший вклад, следует выделить Д. X. ван Бенингена. Начиная с 1916 г., он регулярно дарил музею картины и оказывал материальную помощь при покупке произведений. В 1933 г. он передал музею шесть живописных эскизов Рубенса, - пожалуй, самый значительный из всех его даров. На настоящей выставке также есть полотна, полученные музеем от этого коллекционера: работы Корнелиса Троста и Яна Фейта. В его собрании, которое с течением времени приобрело мировую известность, находились произведения многих великих мастеров прошлого, и особенно хорошо была представлена живопись Северных и Южных Нидерландов XV и XVI веков, а также искусство ряда других стран. В 1958 г., через три года после смерти владельца, муниципалитет Роттердама принял решение о покупке его собрания для музея Бойманс и об изменении названия музея (с этого времени он называется музеем Бойманс - ван Бенинген). Благодаря этому, отдел живописи музея пополнился не менее чем 136 картинами, в че«то которых входили уникальные для Нидерландов произведения ван Эйка, Брейгеля, Тициана и Ватто. Из этого замечательного собрания на выставке можно увидеть полотна Питера де Хоха, Виллема Калфа, Геркулеса Сегерса, Яна Стена, Франсуа Буше, Жана Симеона Шардена, Жана-Антуана Ватто, Джованни Баттиста Морони, Тициана, Тинторетто, Веронезе и Винсента Ван Гога.

Таким образом, музей Бойманс - ван Бенинген составил коллекцию старого искусства, которую в дальнейшем едва ли возможно было пополнить образцами столь же высокого уровня. Поскольку было очевидным, что современное искусство представлено здесь весьма неполно (хотя к этому времени имелись отдельные работы импрессионистов и мастеров более позднего времени), то руководство музея решило сосредоточить внимание на искусстве послевоенного периода. За десять лет было приобретено и экспонировано такое большое число произведений современного искусства, что возникла необходимость расширить здание музея, и в 1972 г. к нему было пристроено новое крыло (архитектор А. Бодон). В эти годы в собрание влилась также коллекция Виллема ван дер Ворма. Ему, как и Д. X. ван Бенингену, музей обязан очень многим. Этот коллекционер, передавший в дар ряд очень значительных полотен, был также одним из инициаторов создания фонда музея Бойманс - ван Бенинген. Прислушиваясь к советам доктора Д. Ханнема, В. ван дер Ворм собрал коллекцию живописи, во многом дополнявшую музейную. К числу самых знаменитых картин его собрания принадлежат композиции Антониса ван Дейка и Габриела Метсю.

Одновременно с приобретением отдельных полотен и проведением выставок старой живописи шла систематическая закупка и организация выставок современного искусства, на которых в первую очередь и было сосредоточено внимание руководства. За время с 1978 по 1985 гг., когда во главе музея стоял доктор В. А. Л. Беерен, наша коллекция современного искусства приобрела международную известность.

Музей Бойманс - ван Бенинген сравнительно молод, при его создании материальную поддержку оказывали частные лица, многие произведения попали сюда из частных собраний. Поэтому в составе коллекции нет монументальных полотен, тесно связанных с историей города, таких, например, как алтари или групповые портреты стрелковых гильдий, а преобладают картины скромных размеров. Коллекция отражает художественные пристрастия собирателей нашего столетия, а также вкусы директоров музея.

Большинство представленных в ней работ обладают высокими живописными достоинствами. Например, всемирно известными шедеврами собрания являются картины Иеронима Босха и серия эскизов маслом Рубенса. Следует упомянуть также произведения художников, которые были заново соткрыты» лишь в конце прошлого века или в нашем столетии, таких, как Геркулес Сегерс (в музее хранятся два замечательных пейзажа из столь редких работ этого мастера). Благодаря личным вкусам Д. X. ван Бенинген, интересовавшегося живописью XV и XVI веков, а также искусством зарубежных стран, в коллекцию попали произведения ван Эйка, Питера Брейгеля, Тициана и Ватто. Эти шедевры вместе с многочисленными полотнами менее известных мастеров образуют то единое и гармоничное целое, каковым является собрание живописи музея Бойманс - ван Бенинген.

 официальный сайт: www.boijmans.rotterdam.nl

 
при подготовке статьи были использованы тексты И. Гилтай, хранителя старой живописи музея Бойманс - ван Бенинген, подготовленные для каталога "Шедевры западноевропейской живописи XVI-XIX веков из собрания музея Бойманс - ван Бенинген", Эрмитаж
 

-
Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


« Музей Смидт Ван Гельдер ( Антверпен )