ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


 
Багетные мастерские
 

список багетных мастерских

Багетные мастерские Москвы, России, адреса, телефоны, сайты

От: Волкова Марина


Опубликовано: Ноябрь 30, 2011

Музей Гренобля

Музей Гренобля - это городской музей изящных искусств и антиквариата  во Франции. Он расположен на левом берегу Изер, Лавалетт, он известен своими коллекциями искусства  древнего мира и коллекциями современного искусства.

 Музей Гренобля

фото: Milky, лицензия лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

История

Луи-Жозеф Жей

Музей Гренобля был основан 16 февраля  1798 года Луи-Жозефом Жеем , задолго до открытия других провинциальных музеев. В приказе местной администрации о создании музея в Гренобле,  в 10-м пункте говорилось о том, что житель города Луи-Жозеф Жей был назначен куратором этого музея. В мае министр внутренних дел отменил создание музея, но  сторонники добились разрешения в декабре,  и оно стало окончательным  с  3 апреля 1800 года. Начиная с 1799 года,  Жей  стал собирать коллекцию искусства Изера, на покупку картин и рисунков  ему потребовались пожертвования.

Музей располагался в четырех залах первого этажа бывшего епископства, с момента его открытия 31 декабря 1800 года музей насчитывал 298 художественных  работ, включая 177 картин, 80 рисунков и 45 гравюр и  скульптур, размещенных в саду. Каждая комната имела свое название, первая – комната Аполлона – была посвящена искусству французских художников, вторая - Кастора и Поллукса - здесь были работы итальянской и французской школ, в третьей экспозиции – Гладиаторе - были жизнеописания Св. Бруно Юсташа Лесюора, а последняя комната – Венеры Медичи –работы фламандских мастеров. Несколько месяцев спустя после открытия, договором 1801 года Наполеон Бонапарт настоял на эвакуации музея, чтобы сохранить их первоначальное назначение. Таким образом, музей разместился 14 июля 1802 года в центральной школе, сегодня лицей Стендаля. 12 марта 1807 года декретом был изменен статус музея.

В 1815 году, несмотря на довольно небрежное рассредоточение  предметов  искусства во время реставрации (57 полотен были возращены владельцам, 11 – потеряно и неизвестное количество картин было отдано на хранение в церкви), коллекция продолжала расширяться. Закупки, пожертвования и завещания в пользу музея продолжали поступать, и в 19 века возникла необходимость строительства нового здания, хотя здание было  расширено  ещё в 1844 году.

Новое здание, спроектированное архитектором Шарль-Огюстом Кестелем,  было торжественно открыто в 1872 году в Вердуне. Библиотека-музей так называется потому, что здесь также хранились книги муниципальной библиотеки Гренобля; это здание является одним из прекрасных примеров музейной архитектуры Франции и Европы.

К концу девятнадцатого века, генерал Леон де Бейли пожертвовал в коллекцию музея четыре известных картины Франциско Зурбаранἁ, тем самым продолжив старую традицию пожертвований и завещательных даров в пользу музея.  За период с 1895 года вплоть до его неожиданной смерти 15 июля 1910 года музей получил 50 картин, 13 рисунков, 16 скульптур, 13 предметов археологии и сотни предметов искусства с Дальнего Востока.

В 1920 году музей Гренобля считался одним из первых музеев современного искусства во Франции, в Париже подобный музей открылся в 1947 году. Он является одним из первых музеев в мире, наряду с музеем  Фолкванга д’Эссена и музеем  Лодзя в Польше, в Нью Йорке  музей современного искусства открылся в 1929 году.

В 1982 году президент Франции Франсуа Миттеран заложил новое здание для музея. В следующем году Ален Кариньон, новый мэр и Джек Ленг, министр культуры поддержали идею строительства нового здания в центральной части города. Строительство началось в 1990 году после выбора архитектурного бюро для  проекта в 1987 году.

30 января 1994 года было торжественно открыто новое здание, в мероприятии принимал участие премьер-министр Эдуард Баладу. Здание располагается в центре города на берегу Изер, оно утроило выставочные площади музея, его стоимость оценивается в 203 миллиона франков. Завершено создание скульптурного сада в парке Альбера Мишало, лесистая часть парка занимает площадь в 16 000 кв.м. вокруг городской стены 19 века.

Два консерватора создавали историю музея: Луи-Жозеф Жей и  Ондри-Фарси. Первый основал музей и работал в нем с 1798 по 1815 годы до того, как он передал его Бенджамину Ролланду. Художники Александр Дебель и Жюль Бернар  позднее обеспечивали сохранность коллекции. В 20 веке Ксавье Борге и, особенно, Ондри-Фарси, который был куратором музея с 1919 до 1949, акцентировал свое внимание на коллекции современного искусства. Последователи Ондри-Фарси: Жан Леймари, Габриэль Куэни, Морис Бессе, Мари-Клод Бо, Пьер Годибер, Хелен Венсан, Серж Лемуан и,  с 2002 года -  Гай Тоссато.

 

История расположения музея

На  территории музея когда-то в 13 веке находился большой монастырь францисканцев. В результате расширения территории города он вошел в состав муниципалитета, а восточная часть города осталась без изменений с 19 века, несмотря на многочисленные перестроения в связи с укреплением городских стен в течение многих столетий.

В 1401 году была построена Башня острова, она служила защитным сооружением, давала определенную автономию от города. В 1591 году будущий герцог Ледигьер, в результате религиозных войн заполучил город и построил новую фортификационную стену, превратив это место в небольшую крепость, назвал его Арсенал, она служила защитой от нападений врагов. Позже, эта территория стала первыми казармами в истории города.

В 19 веке в период с 1832 по 1836 годы генерал Аксо расширил границы города, он построил новую фортификационную стену напротив крепости. Исторически так сложилось, что вместо военной оккупации, эта территория была застроена многочисленными казармами : казармы Винуа – находились на месте музея, а казармы Бизане – напротив.

Около 1888 произошли изменения : по настоянию мэра Эдуарда Рея и жителей города строится новый вход в город Соле и образуется новый район – остров Верт. Соответственно требуется и новая линия укреплений с военной точки зрения. Новая стена длиной 150 метров сохранилась  до наших дней и проходит между скульптурным садом и футбольным полем. В 1967 году строения казарм Винуа были снесены, освободилось месть для большой парковки.

Проектирование

Сегодня здание имеет площадь  в 18 270 кв.м , оно было спроектировано архитекторами Оливье Феликс-Фор, Феликс-Антуан Фор и Филиппом Масари из архитектурной фирмы Гренобль Групп 6, им помогал музеевед Лоренцо Пикерас.

На месте проектные ограничения были очень строгими. Строительство шло в непосредственной близости к историческому месту.

Северо западная часть строения времён Ледигиеров  1591 года упоминается в исторических летописях. Рядом – башня острова 1401 года, ей также требуется реставрация.   К востоку большую часть пристроек  1888 года нужно восстанавливать. Футбольный стадион необходимо сохранить для этой густонаселенной территории.

На верхних этажах находятся офисы по реставрации, различные ассоциации, которые организовывают музыкальные концерты в аудитории на 275 мест при сотрудничестве с музеем Лувра, библиотека Андре Шастеля организовала фонд, специализирующийся на искусствоведении.

Коллекции

Музей рассказывает о западной истории периода 13-21 веков, с планами первых работ по каждому периоду. Меньше  известна широкой публике коллекция из 115 статуй и африканских артефактов  вдоль аллеи,  размещенных здесь в период 19-20 веков. У посетителя есть возможность, заплатив за входной билет, получить аудиогида и прослушать экскурсию по этим коллекциям. Тексты небольшие, их читают артисты. Постоянные коллекции(1500 картин в 57 залах на площади в 14 000 кв.м )собраны вместе:

Древний Египет, Греция и Рим

Зал 59 Саркофаги египетского раздела

 Два зала расположены в лобби,  первый из них посвящен египетским древностям, здесь находятся великолепные саркофаги. В другом зале представлено древнеримское и греческое искусство. Гренобль связан исторически с Шампольоном, основателем египтологии. С восемнадцатого века предметы с египетских раскопок были в муниципальной библиотеке Гренобля, где Жан-Франсуа Шампольон был помощником библиотекаря. Естественно, когда открылся музей  они стали основой коллекции, так как в 19 и 20 веках уже не было столь щедрых даров. Наиболее  важные предметы искусства были подарены французским обществом археологических раскопок в 1907 и 1913 годах, это были предметы с раскопок  Антиное, Туна эль Гебель и Ком эль Ахмар, а в 1916 году пожертвования для музея были сделаны графом Сен-Ферьол. В апреле  2010 года прорицательница Антиное , мумия VI века , обнаруженная  в 1907 году в некрополе Антиное в Египте, вернулась в музей Гренобля, после более пятидесяти лет отсутствия.

Эта коллекция искусства  древнего Египта является пятой во Франции, после Лувра, Средиземноморского музея археологии в Марселе, Лионе, Дижоне, она включает в себя мебель, похоронные принадлежности, предметы быта. В целом гробница – восхитительна, особенно элементы, принадлежащие   Аменхотепу, сыну Хапу, который был визирем Аменхотепа III.

C 13 по 16 века

Коллекция состоит из оригиналов западного искусства, затем идут картины периода Ренессанса.

«Санта Лючия», автор Джакопо Торрити

Триптих  «Мадонна с младенцем и св. Жерар, Св Павел, Св. Андрей и Св. Николай» (1395) художника Таддео ди Бартоло

«Христос встретил женщин  и сына Зеведея» и  «Не прикасайся ко мне» художника Веронезе.

Бронзовая статуя Геркулеса 16 века, копия скульптора Якоба Ришьера размещена в центре городского сада в Гренобле.

17 век

Эта часть посвящена французским художникам, фламандцам, испанским и итальянским живописцам. Здесь находятся:

«Св.Джером»  , художник Жорж де ла Тур

Прекрасная коллекция работ Франциско Зурбарана во французском музее.

Папа Грегори окружен святыми Рубенса.

Шесть полотен Филиппа де Кампейн (вторая после Лувра по размеру коллекция)

«Не прикасайся ко мне» и   «Явление Христа пилигримам Эммауса»  художника Лорана де ла Ира.

«Зарисовки повседневной жизни 17 века» Давида Тенирса.

18 век

Этот  век представлен потрясающими работами мастеров французской школы, такие как «Мученичество  Св. Андрея” в 1749 Жана Ресту для колллегиальной церкви Св.Андрея в Гренобле.

«Таможня Венеции», Каналетто

«Дож Венеции, которого везут гондольеры», художник Франческо Гварди

«Животные, цветы и фрукты»,  Франсуа Депорт  1717 года.

«Зимний пейзаж со скалами и путешественниками», Франческо  Фоски (ок. 1750 года)

19 век

19 век иллюстрирован работами нео-классицистов вплоть до Наби, здесь работы Ингре Делакруа, Теодора Жерико, Камиля Коро, Густава Курбе, Густава Доре, Феликса  Валлотона (Обнаженная женщина, сидящая в кресле, 1897), Фредерика Базиля, Альфреда Сислея, Камиля Писарро, Огюста Ренуара, Поля Гогена (Река и Белый портрет Мадлен Бернар), Тео ван Риссельберга и Анри Фантен-Латура, чья жена будет наследницей музея 1921 в году.

Музей Гренобля сохранил скульптуры, в основном, 19 века, например «Фрина» Джеймса Прадье. В зале 17 стоит  2-х метровый Жан-Франсуа Шампольон скульптора Бартольди. Он послужил моделью для мраморной скульптуры для французского колледжа в Париже.

Региональное искусство 19 века Дофинской школы  19 века достигло такого уровня, что оправдало высокое положение, которое занимал музей. Основатель этой школы Жан Ашар  передал сюда первые роскошные пейзажи, которые взволновали всех последующих художников. Лоран Геталь, Шарль Бертье, Эрнест Эбер, Эбб Кейлс.

20 век

Раздел 20 века особенно насыщен работами, так как музей считается самым старым музеем современного искусства во Франции.

Часть коллекции получена от Агют-Семба.

Все направления представлены работами Анри Матисса, Пабло Пикассо, Жоржа Брака и других.

Матисс пожертвовал свои «Баклажаны», Пабло Пикассо – «Читающую женщину» в 1921 году, а Клод Моне – «Уголок  пруда в Живерни» 1923 года.

 

Рисунки

Расположенная в башне де Лисль, и превратившаяся в фирму графического искусства, старая коллекция сегодня насчитывает до 5500 рисунков, большая часть которых была пожертвована музею Леонсом  Меснаром. Он посвятил большую часть своей жизни рисунку и коллекционированию. После его смерти в мае 1890 года, мэр Гренобля, Огюст Гаше выразил огромную благодарность его щедрости: 3207 рисунков были подарены музею.

Итальянские рисунки преобладают в коллекции: венецианцы, флорентийцы эпохи Возрождения и Сиченто.

Французское искусство 17 века представлено Лоран де ла Иром и Вуэ. 18 век – такими художниками как Вато, Юбер Робер или Жак-Луи Давид. Голландская школа демонстрирует работы Якоба Джордена и Рембрандта.

19 век  представляют Делакруа , Фантен-Латур и ЙОНГКИНД с его акварелями Дофина. После Национального музея современного искусства эта коллекция является второй по значимости.  Живопись по большей части осталась в музее благодаря Андри Фарси.

 

Сад скульптур

Концепция создания такого сада появилась в 17 веке, располагался он по периметру парка Мишалона с востока на северо –запад. Статус сада эта территория в 16 000 кв.м получила в 1964 году. Парк имеет квадратную форму, его обрамляет массивная фортификационная стена конца 19 века. В этом парке растут самое старое дерево – ливанский кедр - высаженный в 1847 году.

Сад скульптур – уникальная возможность в центре города  выставлять скульптуры на открытом пространстве. Площадь парка не позволяет демонстрировать всю коллекцию скульптур, и в 1988 году было принято решение сделать акцент на искусство скульптуры 20 века.

Перед музеем, обрамленного частично стенами конца 16 века, построенными герцогом Ледигьером, была построена эспланада Франсуа Миттерана с работами из металла и бронзовой статуей.

Посещение музея начинается с эспланады Франсуа Миттерана:

Александр Кальдер – инспектор манежа, высота 9 футов, сталь, краска 1993

Марк ди Суверо – Полярная звезда, сталь, краска 1972

Марсель Гимон – стоящая девушка, бронза 1934 (передняя стена 16 века) и продолжается вокруг музея вдоль Изер, затем - парк Альберта Мишалона.

 

( статья в подготовке )

 

[ музеи Франции ] 


« Музей изящных искусств города Лилля