Опубликовано: Январь 17, 2014
Купеческий портрет XVIII – начала XX века из собрания Исторического музеяc 24 декабря 2013 по 31 марта 2014 Государственный исторический музей
фото: © wm-painting.ru Всем нам хорошо известно еще из курса отечественной истории о таком специфическом сословии в дореволюционной России, как купеческое сословие. Многие из отечественных купцов происходили из старообрядческих, многодетных семей и начинали свою головокружительную будущую карьеру в качестве представителей т.н. «третьего сословия». На первых порах купцы не гнушались никакой, самой «черной» работой, в том числе и физической, делая всё для того, чтобы скорее подняться, выбиться в люди. Ни состояние, ни статус еще не кружили им головы, поскольку ни того, ни другого просто не было. Эволюция купечества и его трансформация в дельцов, предпринимателей, буржуа произошла позже.
Портрет как один из ведущих жанров изобразительного искусства запечатлел то, как изображения, которые поначалу заказывались для размещения в родовой портретной галерее, в подчеркнуто национальных одеждах, с наградами на груди, становились резко индивидуальными и психологизированными, узнаваемыми. В запасниках Исторического музея хранится богатейшая коллекция купеческих портретов, часть из которых демонстрируется на выставке, организованной с c 24 декабря 2013 года по 31 марта 2014 года. Здесь представлены экспонаты двух разновидностей – живописные и дагерротипные. Хронологически экспозиция охватывает период протяженностью около двух веков. Ранние портреты представителей купеческого сословия немногочисленны и личности изображенных на них людей не всегда удается точно атрибутировать, соотнести с конкретным лицом. Даже имена самих живописцев, в массе своей, остаются неизвестными, за исключением, пожалуй, лишь работ прославленного В.А.Тропинина. Вместе с тем, изображения очень колоритны и типизированы: то суровая старуха в пунцовой душегрейке, чем-то напоминающая Кабаниху из «Грозы» А.Н.Островского, то благородная дама, держащая в руке веер. Первая четверть XIX века – время, когда купеческие портреты выполнялись по установившемуся канону: темный общий фон, на котором изображается фигура человека; плоскостность форм, линейная композиция с орнаментом, локальные цвета. Здесь художники еще не ставили цель передать характер и темперамент портретируемых – их интересовали преимущественно лица. Совсем иная ситуация – с портретами второй половины XIX – начала ХХ вв. Купечество состоялось, оформилось как класс, разбогатело, могло уже вкладывать деньги куда угодно и безудержно сорить ими, не говоря уж про то, что заказывать портреты у самых маститых мастеров того времени. Впрочем, заказчик не мог предусмотреть абсолютно всё – и художественный талант легко обнаруживал за внешним блеском и изящными одеждами малопривлекательную личину купчика, попавшего, как говорится, из грязи да в князи. Портреты стали заказываться уже далеко не для частного домашнего коллекционирования или чтобы потешить самолюбие – им надлежало занять достойное место в государственных учреждениях, публичных местах, благотворительных заведениях. Так появляются необычные композиционные решения: портреты в полный рост, в присутственных местах, за столом в кабинете. Что касается дагерротипа, то его век оказался короток, хотя это искусство малых форм оказалось, на удивление, весьма востребовано ранним русским купечеством – как-никак, приятно было заполучить на память изящный сувенир. Массовая фотография окончательно вытеснила дагерротип с рынка изобразительных услуг. Итак, работы общепризнанных мастеров соседствуют на выставке с портретами безвестных или крепко забытых художников. Тем не менее, в совокупности они дают возможность публике почувствовать насколько впечатляющий путь прошли некоторые русские самородки – от крепостных до купцов, а дальше – к предпринимателям и меценатам. Бытовой портрет Портрет на заказ
От: Наталья Бирюкова,  
Похожие темы:
|