Опубликовано: Август 31, 2013
Картина Эдуарда Мане "Мальчик с вишнями" Одна из ранних работ Эдуарда Мане «Мальчик с вишнями» представляет собой светлое, тёплое произведение, пробуждающее ответные тёплые чувства, заставляя сопереживать, открыто чувствовать этот прекрасный, порой, и непростой мир. Картина написана в 1859 году и в ней ощущаются ещё ученическая неуверенность, когда чувство стиля ещё окончательно неиндивидуализировано, не оформилось, а находится под влиянием мастеров различных школ живописи (нидерландской, испанской). Полотно «Мальчик с вишнями» на данный момент находится в лиссабонском Национальном музее современного искусства.
На картине изображён мальчуган с открытой озорной улыбкой. Взгляд его слегка далеко посаженных глаз излучает живость, радость от того ощущения, что ты просто есть, что есть этот день, это солнце, эта горсть замечательных вишен. Художник обращает наше внимание на мальчишеское лицо с хитрецой в глазах. Художник светом выделяет главное в портрете, скрывая детали, затеняя и затягивая их в общий тёмный фон, стирая кое-где контурные линии. Светлые, выгоревшие на солнце, почти соломенного оттенка волосы мальчика усиливают эффект свечения, внутреннего счастья, задора, восхищения жизнью, каждым её мгновением.
Мальчик изображён в неброской простой одежде. Он облокотился на небольшую каменную стену, которая выписана с академической точностью и передаёт фактуру камня. Художник прекрасно прописывает такие весьма значимые живописные детали, оживляющие каменную поверхность, как трещины, запылённые участки. Это придаёт ощущение времени, подлинности, правды запечатлённого на картине. Цвета словно бы переходят, переливаются от более густого тёмного цвета к более высветленным участкам каменной плиты. Перед мальчиком лежат крупные ягоды вишни. Он держит их как некое сокровище, по-детски радуясь спелости этой красивой и сладкой ягоды. Мальчишка как настоящую драгоценность обхватил их ладонями.
Художник оживляет картину с помощью деталей. Бросается в глаза красная шапка на мальчике, которая выглядит активным, немного резким контрастным пятном. Красная шапка надета немного набекрень, что придаёт игривый, несерьёзный характер образу в целом. Живым, «дышащим» элементом, кроме того являются сами поспевшие вишни. Тёплые, созревшие ягоды смотрятся своеобразным контрастом живой и неживой фактуры. Яркие красные вишенки, словно подобранные одна к одной, сразу приковывают взгляд. Каменная стенка смотрится ещё более холодной, грубой по фактурному решению, несмотря на прекрасную, с академической кропотливостью и внимательностью, прописанность. Мальчик опирается на стенку левой рукой. Цвет левого рукава отличается прорисовкой, напоминающей окраску камня на который и облокотился мальчик. Цвет нанесён с помощью коротких многоцветных пятен. Цвет как бы раскрошен на отдельные сгруппированные в единый цвет оттеночные пятна.
В картине большое значение играет построение композиции на основе контрастного, состоящего из чистых оттенков фонового, преимущественно тёмного, заднего плана.
У мальчика лицо практически выбелено, но на его щеках виден лёгкий розоватый румянец. Его взгляд тёмных глаз со слегка вздёрнутыми кверху бровями направлен к нам. На его лице – улыбка, его полные губы полуоткрыты. Силуэт мальчика как будто проступает из темноты яркой освещённой фигурой. Особенно выразительным получилось лицо мальчика. Кажется, что оно вобрало в себя весь свет и теперь излучает его нам с холста. Несмотря на то, что мальчик, скорее всего, из бедной крестьянской семьи, он выглядит жизнерадостно и неозлобленно. Образ овеян внутренней детской восторженностью. Этот образ и насыщает полотно жизнью, изображение лишается искусственности и условности, наполняясь дополнительным эстетическим измерением.
От: Леушина Ольга,  
Похожие темы:
|