Итальянская живопись 13-14 вековВедущую роль в итальянской живописи 13 столетия играла византийская традиция. Италия представляла собой пестрый конгломерат культурных центров. Особую роль среди многочисленных местных школ играла Флоренция и вообще область Тоскана - города Пиза, Лукка, Сиена. Первые признаки Возрождения согласно Вазари появляются в конце 13 века вместе с двумя великими флорентинцами - Чимабуэ и Джотто, которые отбросили византийские приемы и возвратились к подлинным античным традициям. Живописная реформа Джотто оказалась источником плодотворных и творческих поисков художников 14 столетия. И хотя ни одному из них не удалось стать преемником синтетического стиля Джотто, все крупнейшие художники ведущих центров - сиенцы Симоне Мартини, Пьетро и Амброджо Лоренцетти, и северо-итальянские художники Пьетро да Римини и Джованни Милано - в своем творческом развитии идут путем намеченным Джотто. После фресок в церкви Сан-Франческо расположенной в Ассизи Чимабуэ становится самым крупным флорентийским живописцем 14 века. Его влияние на развитие тосканской живописи становится определяющим. Он повлиял и на сложение стиля ведущего сиенского художника того времени Дуччо.
В композиции «Богоматерь на троне в окружении ангелов» стиль Чимабуэ изменяется под влиянием работ скульптора Никколо Пизано, которые он мог видеть в Риме и особенно в Пизе. Художник стремится отойти от византийской манеры в сторону античного наследия. На смену жестокой трактовке форм приходит более нежная и гибкая, даже чувственная в изображении плоти. В изображении драпировок вместо золотых линий появляются пластичные, мощные складки, имитирующие скульптуру. Колорит становится более изысканным, с преобладанием голубых, розовых, сиреневых, бледно-желтых оттенков.
Фото картины Чимабуэ «Богоматерь на троне в окружении ангелов»
В истории европейского искусства живописи Джотто всегда считался первым, кто принес в живопись черты реализма. Направление в живописи, которое началось с Джотто, подразумевало объемную трактовку пространства как трехмерного и реального. На смену бесплотным телам в ирреальном пространстве в его живописи приходят плотные, объемные персонажи. Пластическая сила фигур, сдержанный драматизм и сила повествования, трехмерная трактовка архитектуры, предметы, изображенные в затейливых ракурсах, - все эти черты, характерные для знаменитых росписей Джотто в капелле де Арена, что в Падуе, отмечают решительность перелома в византийских традициях и предвосхищают поиски художников итальянского Кватроченто. Влияние Джотто, который, помимо Падуи, работал в Римини, Флоренции, Ассизи, Милане и Неаполе на современную итальянскую живопись было огромно. В коленопреклоненной фигуре Святого Франциска («Святой Франциск, получающий стигматы») появляется то ощущение массы и скульптурного объема, которое отличает зрелые работы мастера. картина Джотто ди Бондоне «Святой Франциск, получающий стигматы»
Флорентийский мастер Треченто Бернардо Дадди в известной мере воспринял традиции искусства Джотто и его мастерской, но сочетал их с изысканностью сиенской школы. В своих работах он своеобразно воплощает новаторские идеи заимствованные у Джотто и Пьетро Лоренцетти. Картина «Благовещение» как раз и свидетельствует о том, что художник не только наделен даром повествования, но и обогащает свои работы изысканными декоративными деталями.
картина Бернардо Дадди «Благовещение»
Джованни да Милано - один из самых выразительных итальянских художников Треченто. Будучи во Флоренции, он опирается на художественное видение Джотто. Его стилю присущ только реализм. Такие работы как «Святой Франциск Ассизский» отличаются элегантностью вытянутых пропорций, интимностью образа, острой физиономической характеристикой. Творчество Джованни ди Милано оказало заметное влияние на мастеров интернациональной готики, в Италии его преемниками были Джентиле да Фабриано, Мазолино, Сассетта. картина Джованни Милано «Святой Франциск Ассизский»
Мастер Святого Франциска был родом из Умбрии. Начиная с 1340 годов, он принимал участие в украшении храма Сан Франческо в Ассизи, где его кисти принадлежат росписи в нижней базилике на сюжеты из жизни Христа и Святого Франциска. Архаичный, изысканно линейный стиль Мастера Святого Франциска свидетельствует о его приверженности византийской манере как, например, в картине «Распятие».
картина Мастера Святого Франциска «Распятие»
Симоне Мартини своими темами аристократической утонченностью определил своеобразие сиенской школы живописи вплоть до середины 15 го века. Кроме того, он сыграл особую роль в развитии готического вкуса в живописи, особенно благодаря поздним произведениям, созданным для папы Клемента V, перенесшего свою резиденцию в Авиньон. Приехав в Авиньон в 1340 году, Мартини приносит влияние сиенской школы на север Европы, прежде всего во Флоренцию. На протяжении последующих четырех лет художник работает над серией картин, в которых поиски готической абстракции смягчены тонким чувством реальности. Динамическая патетика пронизывает и всю композицию «Несение креста».
картина Симоне Мартини «Несение Креста», 1333, темпера на дереве, 28 см. x 16 см.
Липпо Мемми в 1324 году женился на сестре художника Симоне Мартини и тогда же стал его учеником. В своих работах, например «Святой Петр», он был рафинированным интерпретатором искусства учителя, с которым вместе работал над знаменитым алтарем со сценой Благовещения.
картина Липпо Мемми «Святой Петр», около 1330, 94 см. x 44 см.
Пьетро Лоренцетти подобно Мартини сформировался в кругу Дуччо в Сиене, однако позже обратился к искусству Джотто, сочетая в своей живописи сиенскую традицию и современную трактовку пространства. Знаменитая фреска Пьетро Лоренцетти Распятие в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, поражающая мощной патетикой и трагизмом, оказала большое влияние на итальянское искусство того времени. Умение подчеркнуть объем, погруженный в пространство, соразмерное фигурам, отличает алтарные композиции Пьетро Лоренцетти, как его картине « Поклонение волхвов».
картина Пьетро Лоренцетти «Поклонение волхвов»
Творчество Амброджо Лоренцетти развивалось параллельно творчеству его старшего брата Пьетро. Несмотря на разные стилистические концепции, они интересовались поисками живописи флорентийской школы, рассматривая их с точки зрения сложившихся сиенских традиций. Образы восприятия мира становятся человечнее и современнее, а жесты фигур более правдивыми, словно увиденными в реальной жизни. В его картине «Милосердие Святого Николая Мирликийского» линейная элегантность присущая сиенской школе живописи, сочетается с флорентийским, восходящим к Джотто расположением объема в пространстве.
картина Амброджо Лоренцетти «Милосердие Святого Николая Мирликийского» Пьетро да Римини работал со второй половины 14 века, это наиболее яркий и влиятельный представитель второго поколения мастеров школы Римини. Его произведения отличаются рафинированным, просветленным стилем как в картине «Снятие с Креста».
картина Пьетро да Римини «Снятие с Креста»
Лоренцо Венециано, работавший в Венеции в 1356-1372 годах, стремился уйти от византийской манеры. Вероятно, он совершил поездку в Болонью, оказавшую влияние на сложение его стиля, в котором усиливаются элементы повествовательности, острое восприятие природы. Персонажи его работ обретают телесную плотность. Однако в последний период творчества Венециано оставляет поиски нового стиля и эволюционирует в сторону грациозной элегантности. Можно говорить об усилении готических влияний, что выражается в подчеркнутой хрупкости, утонченности образов и причудливых композиционных построениях, полных напряжения.
картина Лоренцо Венециано « Мадонна с Младенцем»
Джентиле де Фабриано, вероятно, обучался в рафинированной среде художников и миниатюристов в Орвьето. Он работал не только в разных городах Италии (Венеция, Брешия, Флоренция), но и во Франции. Творчество Джентиле да Фбриано считается одним из высших достижений интернациональной готики. Страстный экспериментатор, усвоивший живописные различные живописные традиции, он воплощает эстетические идеалы изысканного придворного искусства. Его самое известное произведение - алтарь, созданный по заказу богатого флорентийского горожанина Филиппо Строцци. Художник великолепно использует декоративное богатство костюмов, создает затейливые архитектурные построения и виртуозно использует эффекты света.
Фото картины Дженитиле де Фабриано «Принесение во храм»
Лоренцо Монако сформировался во Флоренции, где он был монахом камальдолийского монастыря Санта Мария дельи Анджели. Его искусство дает пример своеобразного синтеза джоттовской традиции и линейной фантазии, характерной для живописи Флоренции конца 14 века. Мягкий прерывмстый контур удлиненных и изогнутых силуэтов, живые контрасты цвета, духовная значительность ликов отличают две сцены «Пир Ирода» и «Распятие». Лоренцо Монако прямо или косвенно повлиял на большинство флорентийских художников младшего поколения, которые часто, не замечая осуществленной художественной революции, продолжали готическую традицию.
картина Лоренцо Монако «Распятие»
картина Лоренцо Монако «Пир Ирода»
Таким образом, в северо-итальянской живописи начиная со второй половины 14 века, формируются такие северо-итальянские качества или реалистичные принципы (так называемый «эмпирический реализм»), которые проявляются в обостренном внимании к разнообразию окружающего мира, к пейзажам и архитектурным фонам, интерьерам, животному и растительному миру, к изображению человека. Такие качества делают композиции итальянских художников, отличающиеся большей свободой и независимостью от общепринятой иконографической схемы, занимательными в своей сценической жанровой повествовательности, насыщенными интересными подробностями, свежими деталями, остро подмеченными ситуациями. Их работы воспринимаются как интересный увлекательный рассказ. Если им не хватает лаконизма и определенной ясности, то это восполнено острым чувством реальности. Ярче всего эта характерность восприятия мира мастерами - художниками Северной Италии проявляется в изображениях человека.
В то время как у художников треченто преобладает одинаковая, почти схематичная трактовка человеческого лица (один из воспринятых уроков Джотто), позволяющая говорить о «тречентистских стандартах», северо-итальянские художники смело разбивают эту принятую схему. Населяющие фрески люди более индивидуализированные, и поражают реалистической остротой и конкретикой портретно трактованных лиц.Дополнительные материалы по теме:
От: winkArt,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|