Экспрессионизм - современные художники и мастера прошлого Случайные картины современных художников из нашей галереи.
Флора
|
Экспрессионизм [ на фото: Гавайский райский сад ]
|
Он и она
|
Азиатская вишня II
|
Живопись, как искусство, известна по большей части полотнами классической школы. Но импульсивность красок, необычность темы и способов выражения чувств на холсте всегда запоминается охотней. Работы с подобным содержанием есть, и относятся они к течению искусства Европы - экспрессионизму.
Термин «экспрессионизм» возник из латинского языка и дословно означает «выражение» (expressio). Новое течение появилось в период модернизма, а настоящий всплеск экспрессионизма состоялся в первой половине двадцатого столетия. Австрия и Германия стали родиной яркого течения новобранца в мире искусства. На фоне академизма и классики экспрессионизм был очень эмоционален по выражению, при этом отстранен от правил живописи и способа изображения. Несмотря на то, что направление в большей степени привязано к миру живописи, экспрессионизм затронул остальные направления искусства не меньше. Это были музыка, литература, архитектура и особенно, как не странно, кинематограф. [expand]Рождение экспрессионизма не было случайным. Он стал острой реакцией на те уродства, что породил капитализм, революционные настроения в обществе и Первая мировая война. Причем, последняя унесла жизни великих художников – Маке Августа и Марка Франца, вселила страх и тревогу в настроения талантливых мастеров, что заставило их отображать серую реальность такой, как предстала она пред их впечатлительным умом. Для противостояния натурализму экспрессионисты наделили свои работы эмоцией и действием. Душевное состояние героев выражалось нелепой мимикой, как, например, в общеизвестной картине «Крик» Эдварда Мунке. Уродливое изображение слишком эмоционального человека говорит о первостепенности эмоциональной составляющей и самих принципов выражения, нежели техники исполнения - безмолвный вопль.
Цель творчества экспрессионистов была направлена на пробуждение эмоций у своего зрителя. Считается, что любое произведение с передачей сильных чувств, можно отнести к этому направлению. В работах художников застывали мимика, настроение, голос персонажей, которых можно было переплести воедино с тем временем, к которому относилась работа – к настоящему. Работы экспрессионистов, как учебники истории, доподлинно трактовали эмоции и переживания общества, привязывая к ним конкретную дату.
Можно сказать, что эмоция была самой главной составляющей сюжета. Изображения полотен кричали преувеличением, серели некоторым упрощением, отсекали лишние детали, отвлекающие от переживаний главных героев. Эль Греко и Грюневальд – яркие представители экспрессионизма, были из числа старых мастеров. Несмотря на всеобщее признание, их творчество долго игнорировалось по причине перебора эмоций, пафоса и трагедии. Более того, об Эле Греко Микеланджело говорил, что тот не умел писать, однако «…это был хороший человек».
Некоторые критики считают, что экспрессионизм возник в противоположность радостному импрессионизму. Появлением на свет термин «экспрессионизм» обязан чешскому историку Матейчеку Антонину. В 1910 году он комментировал новое направление как способ самовыражения и построения «…психической структуры…». Человеческую душу, через которую проходят образы, Матейчек назвал своеобразным фильтром, освобождающим чувства от ненужного сора. Он принимал те простые формулы изображения, как единственный способ передачи внутренних скрытых переживаний.
Наравне с рождением, казалось бы, нового направления, экспрессионизм тесно связывают с постимпрессионизмом. Сами представители - экспрессионисты, считали прародителями экспрессии немецких художников. Произведения Мунка и Энсора просто кричали эмоциями и, не смотря на разную технику исполнения, они были объединены в единое целое – образцы экспрессионизма. Уже в 1905 году появилась группа «Мост», объединившая немецких экспрессионистов. Это были настоящие бунтари против импрессии и ее радости, ненастоящих поверхностных эмоций и бездуховности. «Мост» имел собственную программу, схожую с фовизмом французских художников. Сами «мостовцы» пытались разработать собственную систему передачи форм. Идею обобщения деталей в группы они заимствовали из творчества Альтдорфера Грюневальда, в том числе этнического искусства африканского народа. В состав «Моста» позже влились и Макс Пехштейн, и Отто Мюллер, и Эмиль Нольде.
Творческие порывы экспрессионистов нередко были замешаны на отвращении к фрустрации, когда желания и потребности не могли соответствовать возможностям их реализации. Это бессилие порождало то самое отчаяние и боль, кои легли в основу полотен авторов. Внутренний бунт выплескивался на холсты в виде острых и грубых мазков и колорита, создающего какофонию картинки.
Изложение в цвете строилось на контрасте немыслимых цветов. Это подавляло позитивное впечатление, но все же западало в память и стирало равнодушие. Эмоциями наделялись простые пейзажи, портреты, натюрморты. Яркий пример революционного противостояния рабочего класса монархии – работа нашей соотечественницы Марианы Веревкиной «Красный город». В картине нет людей, оружия, толпы, зато есть красный цвет, как символ кровавых разборок, войны, тревоги. Дальнейшая судьба экспрессионизма строилась на образовании разных групп художников, это помимо «Моста». Так, в 1910 году Пехштейн, - лидер немецкого экспрессионизма, - собрав единомышленников, отделился от Берлинского сецессиона. Отколовшиеся живописцы создали собственный сецессион, а через два года В. Кандинский выступил идеологом создания «Синего всадника» - группы, которую не все считали экспрессионистической. Разногласие критиков обусловлено наличием работ в коллекции собрания определенно лирического настроения, что не вписывалось в мораль экспрессии.
Экспрессионизм нес непокорное знамя недолго. Вскоре, в 1924 году, когда в Веймаре настали тишина и спокойствие, и тревога чувств сменилась покоем, старые идеалы экспрессионистов стали умирать. Теперь никому не было интересно созерцать мытарства образов и читать сложный язык их работ. Течение пришло к закату.
В 1933 году, когда Германией стал править Адольф Гитлер, экспрессионизму приклеили ярлык «дегенеративного искусства». Иными словами, сложную для восприятия экспрессию воспринимали, как отмирающий орган. Представители течения теперь не мели возможности развиваться и устраивать показы.
Невзирая на гонения, отдельные мастера продолжали писать полотна в рамках экспрессии еще многие десятки лет. Кокошка и Шиле, - австрийские живописцы, - выполняли работы нервно, с надрывом резкими мазками. Некоторые мастера искажали действительность и образы, деформировали фигуры людей и животных, а жизнь богемы превращали в карикатуру. Михнов–Войтенко, русский художник «неофициального искусства», все же пытался найти другие способы самовыражения, отходя от рамок экспрессионизма. Он работал в цвете, но обращался к графическим изображениям тушью, пробуя экспрессию в монохроме. В итоге мытарства не причисли его ни к одному из направлений живописи. Экспрессионизм умер, но вновь возродил к себе интерес в 1970-ых годах. Застал новый всплеск лишь австриец Оскар Кокошка на закате своей жизни. Тогда экспрессионизм переродился в неоэкспрессионизм на целых десять лет. Отличительные черты экспрессионизма в живописи - яркие цвета и оттенки
- искажение
- преувеличения
- тревога
- обострённые чувства
- гипертрофированные формы
- грубые, быстрые мазки
|
Эрнст Людвиг Кирхнер (нем. Ernst Ludwig Kirchner; 6 мая 1880, Ашаффенбург — 15 июня 1938, Фрауенкирх-Вильдбоден возле Давоса) — немецкий художник, представитель немецкого экспрессионизма.
Эрнст Людвиг Кирхнер вошёл в историю живописи как основатель одного из наиболее заметных явлений художественной жизни начала ХХ века — экспрессионизма. Его полотна отличаются ярким колоритом, угловатыми контурами и сильнейшим драматическим напряжением. По мнению немецкого искусствоведа Норберта Вольфа, «по эмоциональной напряжённости работ Кирхнер превосходит всех прочих художников ХХ века».
1