Абстракционизм использует визуальный язык формы, цвета и линии для создания композиции, которая может существовать с определённой степенью независимости от визуальных ссылок. Западное искусство, от Ренессанса до середины XIX века, основывается на перспективе и попытке воспроизвести иллюзию видимой реальности. Искусство неевропейских культур стало доступным и показало художникам альтернативные способы описания зрительного опыта. К концу XIX века многие художники почувствовали необходимость создания нового вида искусства, которое будет охватывать основные изменения, происходящие в технике, науке и философии. Источники, из которых отдельные художники черпали теоретические аргументы, были разнообразны и отражают социальные и интеллектуальные потребности всех областей западной культуры тех времён.
Абстракционизм, не фигуративное искусство, беспредметное искусство и нерепрезентативное искусство - приблизительные термины. Они похожи, но, пожалуй, не идентичны по значению.
Абстракция указывает на уход от реальности в изображении образов. Подобный отход от точного представления может быть небольшим, частичным или полным. Абстракция существует вдоль континуума. Даже искусство, которое стремится к высшей степени правдоподобия, можно назвать абстрактным, по крайней мере теоретически, так как идеальное изображение, вероятно, будет труднодостижимым. Произведения, в которых допускаются вольности, например, самостоятельное изменение цвета и формы, бросающееся в глаза, называют частично абстрактными. Полная абстракция не содержит никаких предпосылок на что-нибудь узнаваемое. Например, в геометрической абстракции вряд ли удастся найти какой-либо намёк на реально существующие вещи. Фигуративизм и полная абстракция практически несовместимы. Но фигуративное и изобразительное искусство (или реализм) нередко содержат частичную абстракцию.
Геометрическая и лирическая абстракции часто полностью абстрактны. Среди весьма многочисленных художественных течений, воплощающих частичную абстракцию, находится, например, фовизм, в котором заметен цвет и намеренно изменён по отношению к реальности, и кубизм, который явно преобразовывает формы реальных вещей.
История
Абстракция в раннем искусстве и различных культурах
Большая часть искусства ранних культур - знаки и символы на глиняных изделиях, текстиле, а также надписи и рисунки на камне - были простыми геометрическими и линейными формами, которые могли иметь символическое или декоративное назначение. Именно на этом уровне визуального смысла, абстрактное искусство передаёт сообщение. Можно наслаждаться красотой китайской или исламской каллиграфии, будучи не в состоянии её прочесть.
3. Джеймс Макнил Уистлер, Nocturne in Black and Gold: The Falling Rocket («Ноктюрн в чёрном и золотом - падающая ракета»), 1874, Детройтский институт искусств. Приближаясь к абстракции, в 1877 Уистлер подал иск против искусствоведа Джона Рёскина за клевету после того, как тот осудил эту картину. Рёскин обвинил Уистлера в том, что он «потребовал двести гиней за бросок горшка краски в лицо общественности»
XIX век
Романтизм, импрессионизм и экспрессионизм - три художественных движения, которые внесли вклад в развитие абстрактного искусства. В течение XIX века выдвигалась творческая независимость художников. Патронаж церкви уменьшился, а частное покровительство стало более способным обеспечить художникам средства к существованию.
Ранние признаки нового искусства проявил Джеймс Макнейл Уистлер, который в своей картине «Ноктюрн в чёрном и золотом - падающая ракета» (1872), сделал больший упор на визуальные ощущения, чем на описание объектов. «Объективный интерес к видимому» можно заметить в картинах Джона Констебля, Уильяма Тёрнера, Камиля Коро и у импрессионистов, которые продолжили пленэрную живопись Барбизонской школы. Поль Сезанн начинал как импрессионист, но его цель - создать логическую конструкцию реальности, основанную на представлении одной точки с варьирующимся цветом - стала основой нового визуального искусства, а позже превратилась в кубизм Жоржа Брака и Пабло Пикассо.
4. Анри Матисс, The Yellow Curtain («Жёлтая штора»), 1915. Матисс очень близко подошёл к чистой абстракции благодаря фовистким цветам рисовке
5. Франтишек Купка, Amorpha, Fugue en deux couleurs (Fugue in Two Colors) («Фуга в вух цветах»), 1912, холст, масло, 210 x 200 см, Национальная галерея, Прага. Опубликована в Au Salon d'Automne "Les Indépendants" («Осенний салон - независимые») в 1912 году, выставлена в 1912 году на Осеннем салоне в Париже
6. Роберт Делоне, Windows Open Simultaneously (First Part, Third Motif) («Одновременно открытые окна (Первая часть, третий мотив)»), холст, масло, 45.7 x 37.5 см, галерея «Тейт Модерн»
Экспрессионисты изучали смелое использование поверхности, рисовку искажений и преувеличений, насыщенный цвет. Они создавали эмоционально насыщенные картины, которые были реакцией и восприятием современного опыта, реакцией на импрессионизм и другие более консервативные направления живописи конца XIX века. Экспрессионисты резко изменили акцент на предмете в пользу изображения психологических состояний бытия. Хотя такие художники, как Эдвард Мунк и Джеймс Энсор рисовали преимущественно под влиянием работ постимпрессионистов, которые способствовали появлению абстракции в XX веке.
Кроме того, в конце XIX века в Восточной Европе мистицизм и религиозная философия раннего модернизма, выраженная теософом мадам Блаватской, оказали сильное влияние на первых геометрических художников, как Василий Кандинский и Хильма аф Клинт. Мистическое учение Георгия Гурджиева и Петра Успенского также оказало сильное влияние на раннее формирование геометрически абстрактного стиля Пита Мондриана и его коллег в начале XX века.
XX век
Постимпрессионизм, практикуемый Полем Гогеном, Жорж-Пьером Сёра, Винсентом ван Гогом и Полем Сезанном оказал огромное влияние на искусство XX века и привёл к появлению абстракции. Наследие таких художников, как Ван Гог, Сезанн, Гоген и Сёра имеет важное значение для развития современного искусства. В начале XX века Анри Матисс и ряд других молодых художников, включая прекубиста Жоржа Брака, Андре Дерена, Рауль Дюфи и Мориса де Вламинка произвели революцию в парижском мире искусства «дикими», разноцветными, выразительными пейзажами и фигуративными картинами, которые критики называют фовизмом. Анри Матисс с его экспрессивным использованием цвета и лёгкой, яркой рисовкой вплотную приблизился к чистой абстракции в картинах «Французское окно в Коллиур» (1914), «Вид Нотр-Дама» (1914), «Жёлтая штора» (1915). Сырой язык цвета, разработанный фовистами, напрямую повлиял на другого пионера абстракции, Василия Кандинского.
Хотя кубизм, прежде всего, зависит от предмета, наряду с фовизмом, он стал художественным направлением, которое непосредственно открыло дверь к абстракции в XX веке. Свою первую картину в стиле кубизм Пабло Пикассо написал на основе идеи Сезанна, что все изображения природы можно сократить до трёх тел: куба, сферы и конуса. С помощью «Авиньонских девиц» (1907), Пикассо создал новую, радикальную картину, изображающую сцену вульгарного и примитивного публичного дома с пятью проститутками, резко написанные женщины, напоминают маски африканских племён и его собственные новые кубистские фантазии. Аналитический кубизм был совместно разработан Пабло Пикассо и Жоржем Браком в 1908-1912 годах. За аналитическим кубизмом, первым чётким проявлением кубизма, последовал синтетический кубизм, который в 20-е годы XX века практиковали Брак, Пикассо, Фернан Леже, Хуан Грис, Альбер Глез, Марсель Дюшан и другие. Синтетический кубизм характеризуется введением различных текстур, поверхностей, элементов коллажа, папье-колле и большого разнообразия объединённых тем. Коллаж таких художников как Курт Швиттерс и Ман Рэй и других передавая ключ от кубизма, сыграл важную роль в развитии движения под названием дадаизм.
В 1909 году итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал «Основные положения и манифест футуризма», которые вдохновили таких художников как Карло Карра «Живопись звуков, шумов, запахов», и Умберто Боччони «Проходящий поезд» (1911) на следующую стадию абстракции и глубоко повлияли на художественные направления по всей Европе.
В 1912 году поэт группы Пюто Гийом Аполлинер назвал работы нескольких художников, включая Роберта и Соню Делоне, орфизмом. Он определил его как «искусство живописи новых структур из элементов, которые не были заимствованы из сферы визуального, а созданы полностью художником... это чистое искусство».
С начала нового века культурные связи между художниками крупных европейских и американских городов стали чрезвычайно активными, так как они стремились создать форму искусства равную высоким стремлениям модернизма. Идеи взаимообогащались посредством книг, выставок и манифестов художников, так что многие источники были открыты для экспериментов и обсуждения и являются основой для разнообразия видов абстракции. Следующие выдержки из книги «The World Backwards» дают некоторое представление о взаимосвязанности культур в то время: «Познания Давида Бурлюка о направлениях современного искусства чрезвычайно актуальны для второй выставки «Бубнового валета», состоявшейся в январе 1912 года в Москве, поскольку она включала не только картины, отправленные из Мюнхена, но и некоторых членов немецкой группы «Мост», несмотря на то, что из Парижа приехали работы Роберта Делоне, Анри Матисса, Фернана Леже, а также Пикассо. Во время написания «Весны» Давид Бурлюк прочитал две лекции по кубизму и составил план полемической публикации, которую финансировал «Бубновый валет». Он уехал за границу в мае, а вернувшись обратно, решил соперничать с альманахом «Синий всадник», который издавали пока он был в Германии».
В 1909-1913 годах было создано много экспериментальных работ в поиске «чистого искусства»: Франсис Пикабиа написал «Каучук» (1909), «Весна» (1912), «Танцы весной» и «Процессия в Севилье» (1912); Василий Кандинский - «Без названия (Первая абстрактная акварель)» (1910), «Импровизация 21А», серия «Импрессия» и «Картина с кругом» (1911); Франтишек Купка создал работы в стиле орфизм «Диски Ньютона или эскиз для фуги в двух цветах» (1912) и «Amorpha, Fugue en deux couleurs» (1912); Робер Делоне написал серии под названием «Одновременные окна» и «Formes Circulaires, Soleil n°2» (1912-1913); Леопольд Сюрваж создал «Цветовой ритм (Эскиз для фильма)» (1913); Пит Мондриан написал «Tableau No. 1» и «Composition No. 11» (1913).
Наталья Гончарова и Михаил Ларионов в своих рисунках в стиле районизм (лучизм), использовали линии, в виде лучей света для создания конструкции. В 1915 году Казимир Малевич завершил первую полностью абстрактную работу в супрематизме «Чёрный квадрат». В 1916-1921 годах другая представительница супрематизма Любовь Попова создала «Архитектонические конструкции» и «Пространственно-силовые конструкции». Пит Мондриан развивал свой абстрактный язык горизонтальных и вертикальных линий с прямоугольниками цвета в 1915-1919 годах, неопластицизм был эстетикой, которой Мондриан, Тео ван Дусбург и другие в группе «Стиль» намеревались изменить окружающую среду будущего.
7. Василий Кандинский, On White 2 («На белом 2»), 1923
Русский авангард
Многие абстрактные художники России стали конструктивистами, полагая, что искусство больше не что-то незначительное, а сама жизнь. Художник должен стать специалистом, научиться использовать инструменты и материалы современного производства. Лозунгом Владимира Татлина и всех будущих конструктивистов был «Искусство в жизни!». Варвара Степанова, Александра Экстер и другие отказались от станковой живописи и направили энергию на театральный дизайн и графические работы. С другой стороны стоял Казимир Малевич, Антон Певзнер и Наум Габо. Они утверждали, что искусством в сущности является духовная деятельность; создать место человека в мире, не значит организовывать жизнь в практическом, материалистическом смысле. Многие из тех, кому были враждебны материалистические идеи производства искусства уехали из России. Антон Певзнер отправился во Францию, Габо сначала уехал в Берлин, затем в Англию и, наконец, в Америку. Кандинский учился в Москве, затем уехал в Баухауз. В середине 20-х годов закончился революционный период (1917-1921), когда художники свободно экспериментировали; и в 30-е годы разрешался только социалистический реализм.
8. Казимир Малевич, Black Square («Чёрный квадрат»), 1923, Государственный Русский музей;
Баухауз
Баухауз в Веймаре основал Вальтер Гропиус в 1919 году. Философия, лежащая в основе программы обучения, была единством всех визуальных и пластических искусств от архитектуры и живописи до ткачества и витражей. Она выросла из идей движения искусств и ремёсел в Англии и Немецкого Веркбунда. Среди преподавателей были: Пауль Клее, Василий Кандинский, Йоханнес Иттен, Джозеф Альберс, Анни Альберс, Тео ван Дусбург и Ласло Мохой-Надь. В 1925 году школа переехала в Дессау и, так как в 1932 году нацистская партия получила контроль, Баухаус был закрыт. В 1937 году выставка дегенеративного искусства «Entartete Kunst» вмещала все виды авангардного искусства, одобренные нацистской партией. Тогда и началось массовое бегство не только из Баухауза, но из Европы в целом; в Париж, Лондон и Америку. Пауль Клее отправился в Швейцарию, но многие художники Баухауза уехали в Америку.
Абстракция в Париже и Лондоне
В 30-е годы Париж принимал художников из России, Германии, Нидерландов и других европейских стран, пострадавших от роста тоталитаризма. Софи Таубер и Жан Арп совместно работали в живописи и скульптуре, используя органические/геометрические формы. Полька Катаржина Кобро применила к скульптуре математически основанные идеи. В настоящее время многие виды абстракции привели художников к попыткам в непосредственной близости проанализировать различные концептуальные и эстетические группировки. Выставка сорока шести членов группы «Круг и квадрат» организованной Хоакином Торрес-Гарсиа при содействии Мишеля Сёфора содержала работы представителей неопластицизма, а также абстракционистов, как Кандинский, Антон Певзнер и Курт Швиттерс. Критикуемый Тео ван Дусбургом за слишком неопределённую коллекцию он опубликовал журнал «Конкретное искусство» излагая манифест, определяющий абстрактное искусство, в котором только линии, цвет и поверхность являются конкретной реальностью. Объединение «Креативная абстракция» было основано в 1931 году как более открытая группа, которая была ориентиром для абстракционистов, поскольку в 1935 году политическая ситуация ухудшилась, и художники снова переехали, многие в Лондон. Первую выставку британского абстрактного искусства провели в Англии в 1935 году. В следующем году Николет Грей организовала международную выставку «Абстрактное и конкретное», которая включала работы Пита Мондриана, Жоана Миро, Барбары Хепуорт и Бена Николсона. Хепуорт, Николсон и Габо перешли в группу Сент-Айвз в Корнуолле, чтобы продолжить работу в конструктивизме.
9. Курт Швиттерс, Das Undbild, 1919, Государственная галерея Штутгарта
Америка: середина века
В 30-е годы, когда к власти пришли нацисты, многие художники бежали из Европы в Соединённые Штаты. К началу 40-х годов основные направления в современном искусстве, экспрессионизм, кубизм, абстракция, сюрреализм, и дадаизм в Нью-Йорке представляли Марсель Дюшан, Фернан Леже, Пит Мондриан, Жак Липшиц, Андре Массон, Макс Эрнст, Андре Бретон, это лишь несколько изгнанных европейцев, прибывших в Нью-Йорк. Атмосфера свободы повлияла на их успех. Художественные галереи, направленные на европейское искусство, начали замечать местные художественные сообщества и работы молодых американских художников, которые вступили в период зрелости. В это время некоторые из них стали отчётливо абстрактными. Картина Пита Мондриана «Composition No. 10» (1939-1942) характеризуется первичными цветами, белым фоном и чёрными линиями сетки, чётко определив его радикальный, но классический подход к прямоугольнику и абстрактному искусства в целом. Некоторые художники игнорировали распределение по группам как, например, Джорджия О'Киф, которая, хотя писала в абстракции и модернизме, была чисто диссидентом, поскольку рисовала весьма абстрактные формы, не присоединяясь к какой-либо конкретной группе этого периода.
10. Изображение, которое находится выше, является картиной Мондриана под названием «Composition No. 10» («Композиция № 10») 1939-1942 годов (масло, холст). Отзываясь о нём, член «Стиля» художник Тео ван Дусбург предположил связь между не изобразительными произведениями искусства и идеалами мира и духовности
В итоге американские художники, работавшие в большом разнообразии стилей, начали объединяться в сплочённые стилистические группы. Наиболее известная группа американских художников - «Абстрактные экспрессионисты» и «Нью-Йоркская школа». Нью-Йорк имел атмосферу, которая поощряла обсуждения, и новую возможность для обучения и роста. Художники и преподаватели Джон Д. Грэм и Ханс Хофманн стали важными соединяющими фигурами между вновь прибывшими европейскими модернистами и молодыми американскими художниками зрелого возраста. Марк Ротко, рождённый в России, начинал с резких сюрреалистических образов, которые позже растворились в его мощных цветных композициях начала 50-х годов. Живопись действия и процесс живописи сам по себе стали для Джексона Поллока и Франца Клайна первостепенными. В это же время, в течение 40-х годов, фигуративные работы Аршиля Горьки и Виллема де Кунинга перешли в абстракцию к концу десятилетия. Нью-Йорк стал центром, к которому тяготели художники со всего мира, и других городов Америки.
Абстракция в XXI веке
Существует общепризнанная идея, что плюрализм характеризует искусство начала XXI века. Консенсуса здесь нет, и быть не должно, как и стиля представляющего этот период. Преобладает отношение вседозволенности; синдром «всё происходит» и, следовательно, «ничего не происходит»; это создаёт эстетическую пробку без чёткого направления и каждый переулок на художественной супермагистрали, заполнен до отказа. Следовательно, великолепные и значительные произведения искусства продолжают создавать в широком разнообразии стилей и эстетических темпераментов, рынок определяет ценности.
Несколько постоянных и текущих направлений начала XXI века - цифровое искусство, компьютерное искусство, нет-арт, живопись жёстких контуров, геометрическая абстракция, апроприация, гиперреализм, фотореализм, экспрессионизм, минимализм, лирическая абстракция, поп-арт, оп-арт, абстрактный экспрессионизм, живопись цветового поля, монохромная живопись, неоэкспрессионизм, коллаж, деколлаж, интермедия, ассамбляж, цифровая живопись, постмодернизм, неодадаизм, живопись фигурного холста, настенная живопись окружающей среды, граффити, фигуративная живопись, пейзаж, портрет.
В XXI веке абстракция остаётся на виду, её основные темы: трансцендентальность, созерцательность и не подвластность времени, служили примером для Барнетт Ньюман, Джон Маклафлин и Агнес Мартин, а также молодых ныне живущих художников. Тему «Искусство как объект», которая представлена в минималистической скульптуре Дональда Джадди и картинах Фрэнка Стелла, сегодня всё ещё можно увидеть в более новых комбинациях. Поэтическая, лирическая абстракция и чувственное использование цвета представлены в творчестве разных художников: Роберта Мотеруэлла, Патрика Хэрона, Кеннета Ноланда, Сэма Фрэнсиса, Сая Твомбли, Ричарда Дибенкорна, Элен Франкенталер, Джоан Митчелл.
Возрождение после войны и в 50-е годы фигуративизма, как и неодадаизма, флуксуса, хэппенинга, концептуального искусства, неоэкспрессионизма, инсталяции, перформанса, видео-арта и поп-арта привели к изображению потребительства. Различия между абстрактным и изобразительным искусством, за последние двадцать лет, стали менее обусловленными оставляя более широкий спектр идей для всех художников.
Анализ
Единственное социально-историческое объяснение, которое представили в свете растущего преобладания абстракции в современном искусстве - связанное с именем Теодор Адорно - заключается в том, что абстракция является отражением, и ответом на растущую абстракцию социальных отношений в индустриальном обществе.
Фредрик Джеймисон видит современную абстракцию аналогично, как функцию абстрактной силы денег, приравнивая все вещи к меновой стоимости. Социальное содержание абстрактного искусства подразумевает именно абстрактный характер социального существования - юридические формальности, бюрократическое обезличивание, информация/власть - в мире поздней современности.
Пост-юнгианцы, наоборот, увидели, что в основе разъединения конкретного и абстрактного в современном искусстве лежат квантовые теории с их распадом традиционных идей формы и материи.
Галерея:
11. Альбер Глез, 1910-1912, Les Arbres («Деревья»), масло, холст, 41 x 27 см. Изображена в книге Du «Cubisme» («Кубизм»), 1912
12. Артур Доув 1911-1912, Based on Leaf Forms and Spaces, пастель на неизвестной основе. В настоящее время утеряна
13. Франсис Пикабиа, 1912, Tarentelle («Тарантела»), холст, масло, 73,6 х 92,1 см, Музей современного искусства, Нью-Йорк. Изображена в книге Du «Cubisme» («Кубизм»)
14. Василий Кандинский, 1912, Improvisation 27 (Garden of Love II) («Импровизация 27 (Сад любви II)»), холст, масло, 47 3/8 x 55 1/4 дюймов (120.3 x 140.3 см), Музей искусства «Метрополитен», Нью-Йорк. В 1913 году картина была выставлена на Armory Show («Арсенальная выставка»)
15. Пабло Пикассо, 1913-1914, Tête («Голова»), вырезанная и вставленная цветная бумага, гуашь, уголь, картон, 43,5 х 33 см, Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург
16. Анри Матисс, 1914, French Window at Collioure («Французкое окно в Коллиур»), Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж
17. Йожеф Чаки, Deux figures («Две фигуры»), 1920, рельеф, известняк, полихром, 80 см, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
18. Альбер Глез, 1921, Composition bleu et jaune (Composition jaune) («Композиция голубой и жёлтый»), холст, масло, 200,5 х 110 см
19. Пауль Клее, Fire in the Evening («Вечерний огонь»), 1929
20. Пит Мондриан, Композиция с жёлтым, чёрным, синим, красным и серым, 1921, Чикагский институт искусств
21. Барнетт Ньюман, Onement 1 («Единство I»), 1948, Музей современного искусства, Нью-Йорк
23. Тео ван Дусбург, неопластицизм: 1917, Composition VII (The Three Graces) («Композиция VII (три грации)»)
В честь Блерио (Дань уважения Блерио)
Роберт Делоне 1914, 250×251 см
1