Николай Константинович РерихОтечественный живописец, театральный художник, общественный деятель, путешественник и философ Николай Константинович Рерих был рожден в Санкт-Петербурге 27 сентября (9 октября) 1874 года в семье нотариусов. Николай Константинович - олицетворение человека-легенды, одна из ярчайших фигур отечественного модерна и символизма. В 1893 году он поступил в Петербургский университет на факультет юриспруденции, и в то же, время в Академию художеств, где учился в мастерской Куинджи Архипа Ивановича. В течение года (1900-01 гг.) Рерих обучался в кормоновской студии в Париже. До революционных событий преимущественно проживал в родном Петербурге, часто путешествовал.
На границе столетий живописец создал целый цикл пейзажей архитектурно-исторического жанра таких городов, как Псков, Великий Ростов, Изборск и иных старинных городов нашей родины. Сцены прошлого предстают в работах Николая Константиновича в образе красочнейших символов-обобщений, к примеру, «Город строят» 1902 года, «Гонец» (Восстал род на род) написанный также в 1902 году и т. д. Средоточием образов в художественных работах мастера часто становились легендарные фигуры святых и героев, к примеру «Три радости», «Пантелеймон-целитель».
Этапным для сценографии модерна стал дизайн театра, необыкновенно красочный, и, в тот же момент, соучаствующий «режиссерски» в ритмике самого спектакля, к примеру, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Весна священная» И. Ф. Стравинского, где Николай Константинович выступил в роли соавтора либретто для антрепризы С. П. Дягилева в столице Франции в Париже. Данный прекрасный художник выполнил также огромное количество монументально-декоративных работ, но самые значимые произведения в этом направлении, такие как панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани», а также росписи Святодуховской церкви в Талашкине, расположенном под Смоленском, до нашего времени, к сожалению, либо не дошли, либо сохранились лишь частично.
Вначале не приняв начавшуюся революцию и выразив свой страх перед вандализмом, который может последовать за ней, в символической драме «Милосердие», Николай Константинович с 1918 года, оказавшись за границей в Финляндии жил за границей. В 1920 году эмигрировал в США и основал там вместе со своей супругой Е. И. Шапошниковой «Общество Агни-Йоги», для того чтобы распространять учение «Живой Этики», которое призвано морально улучшать человечество на основе древнейших религий, прежде всего буддизма, и теософии современности.
В 1923 году Рерих начал собственную Трансгималайскую экспедицию из Сиккима с целью топографического и исторического изучения Центральной Азии. Данная экспедиция два раза пересекла Центральную Азию, пройдя труднодоступные районы Монголии, Индии и Тибета. В 1925 году приехав через Синьцзян в Москву, Николай Константинович налаживает контакты с руководством Советского Союза, а в 1926–1928 годах через Алтай возвращается обратно в Сикким. Постоянным местом времяпрепровождения Николая Константиновича Рериха стал Институт гималайских исследований, расположенный в долине Кулу, неподалеку от Наггара (Северная Индия), который был образован им же. Духовным результатом путешествий стали произведения «Алтай-Гималаи», «Шамбала» и «Сердце Азии», которые были написаны в своеобразном, как будто бы «мистико-археологическом» жанре, наполненном ярчайшими поэтическими образами. Еще более популярны многочисленные живописные результаты тех лет, которые были написаны темперой. Они также завораживающе яркие, обладают «самоцветными» пейзажами, где величавая горная природа сочетается с символикой древнейших вер, к примеру, цикл работ «Майтрейя», который хранится в Художественном музее Нижнего Новгорода и т. д. С каждым годом Рерих с супругой все больше сил отдают теософии, которая ими понимается не только как мистическое, но и как общественное движение. Рериховских последователей в различных странах мира интересует и провозглашенная Николаем Константиновичем миссия охраны исторических памятников, и памятников искусства от разрушительного натиска цивилизации современности. Собственные проповеди о философии живописец собрал в книжных произведениях «Твердыня пламенная» и «Держава Света». Его же мысли «Мира через культуру» в результате были все-таки воплощены в специальном именном Пакте, который был взят за основу международной конвенцией об охране культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенный в 1954 году в Гааге. В поздние года Николай Константинович продолжал активно работать в качестве живописца. Новости, поступавшие с фронтов Великой Отечественной войны вдохновляли его на национально-романтический циклы на темы отечественных былин. Николай Константинович также написал громадные циклы мемуарных очерков, например, «Моя жизнь». Его вернейшими соратниками всегда были супруга и сыновья - художник Святослав Рерих и востоковед Юрий Рерих. Скончался художник в Кулу 13 декабря 1947 года. Музей его имени был открыт в Нью-Йорке в 1924 году. В Москве же с 1992 года функционирует Международный центр Рерихов, в котором расположен собственный музей.
От: winkArt,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|