Опубликовано: Январь 28, 2015
Выставка «Магия тела»
Программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники" Период проведения: с 23 октября 2014 по 12 апреля 2015 Место проведения: Государственная Третьяковская галерея, залы 49-54, (Лаврушинский переулок, дом 10) В Лаврушинском переулке Замоскворечья в стенах Третьяковки открыта экспозиция в рамках проекта «Магия тела». Выставка - это вторая часть программы, предложенной зрителю, по горячим следам после скульптурного и живописного показов Галереи. Итак, предложение в стиле «ню» конца XIX и середины XX веков демонстрируется в залах рисунка и графики на Крымском валу. Тема обнаженной натуры, как символ единства человека и целомудрия природы, всегда затрагивалась живописцами разных эпох в большей или меньшей степени. В мировой истории искусств женщин и мужчин «раздевали» всегда и наибольший пик, а быть может спрос, на наготу пришелся на Возрождение и Ренессанс. Смелые порывы художников вновь окунуться в мир первозданной красоты человеческого тела обрели жизнь в расцвет урбанизации. Прелесть полотна с обнаженной натурой состоит в интимном диалоге автора и модели. Кто-то скажет, что написание подобных картин сродни процессу обучения новоиспеченных художников, однако погружение в изгибы и особенности природы мужской или женской натуры даже для профессионалов задача сложная. По той простой причине, что рисование с живого подлинника отдает эротизмом и привкусом тайны, трепетом и собственным восприятием. Глубина тема обнаженной модели впервые была затронута Московским училищем живописи ваяния и зодчества при Императорской Академии художеств в Северной столице России. Это был 1893 год - период расцвета промышленности и развития городов нашей страны, свободы в отношениях и права женского голоса. «Магия тела» предлагает собрание из более 200 работ из запасников и фондов графики России. Экспозиция раскрывает историю развития жанра «ню», демонстрируя величие и разницу живописи художественных школ Петербурга и Москвы, работы русских художников на базе французских ателье на старте ХХ века, авангард в бытовом жанре, особенности пуританского искусства в тандеме с обнаженной натурой. Акварель, графика и масло, уголь, сангина и тушь, мягкая масляная пастель, как материал для творчества, были использованы мастерами ушедших столетий. Авторство картин принадлежит Кончаловскому П. П., Серову В. А., Петрову-Водкину К. С., Григорьеву Б. Д., Вейсбергу В. Г., Ларионову М. Ф., Мавриной Т. А., Машкову И. И., Тырсе Н. А., Серебряковой З. Е. и другим именитым художникам. Особенной является женская манера исполнения обнаженного тела. Это иной взгляд и, отличная от мужской, внимательность к мелочам. Таким представителем художественного искусства явилась Зинаида Серебрякова, участница объединения «Мир искусства» и ученица Браза. Наряду с житейскими передрягами, оторванностью от детей и Родины, ее композиции всегда были уютными и по-женски теплыми. Независимо от внешнего неудобства картины Зинаиды радостны и хранят свет солнца и оконные блики. Соратница по цеху, Татьяна Маврина - заслуженный художник РСФСР, график и иллюстратор, - предпочла маслу акварель и технику письма по-мокрому. Текучая и полупрозрачная краска особым образом передает красоту и чувственность кожи, игры светы на обнаженном теле. Ее работы оттенены толикой юмора и пикантными подробностями. Среди представленных полотен есть те, что принадлежат художникам-участникам объединения «Бубновый валет». В группу «Валета» входили и П. П. Кончаловский, и А. А. Барышников, и В. Г. Бехтеев, и В. С. Барт, и многие известные живописцы. Нюансом творчества мастеров было отрицание академизма и в том числе реализма. Абстракция и примитивизм двигали их талантом. «Ню» в исполнении этих мастеров обладало сухостью и угловатостью, намеком на совершенство прямых линий. Например, Ларионов Михаил Федорович, как основоположник русского авангарда, предпочитал сочность цвета, контраст и яркость сюжетным подробностям. Его «тела» имели четкий контур и охристо-красную гамму. В продолжение темы урбанизации в искусстве Павел Чернышев, как представитель строительно-монументальной живописи, изобразил дам с некой детскостью, не стремясь повторить естество женского тела. Напротив, его работы лишь намекают на сексуальность и предлагают схематичное решение красоты. В середине 90-ых, когда Чернышев основал школу-студию рисунка обнаженного тела, живопись лишь претерпевала возврат к истокам классическому рисунку. Уже потом в творчество художника ворвались легкость и романтика на смену рациональности и сдержанности по отношению к телу. Как противовес насыщенности красок предшественников, картины Вейсберга 70-ых годов, полны света и обилия бумаги как фона. Его карандашные наброски и акварельные работы выдают несмелость мастера по отношению к женскому началу, стирают лица и пикантные подробности. Контраст поколений и эпох искусства, предложенных «Обнаженной натурой», выдают отношение художников к человеческим порокам и истинной красоте. На выставке экспонируется авторское видение реалий и желания приукрасить или, наоборот «запечатать» те мгновения, когда состоялся диалог холста и натуры. Третьяковская галерея взяла за правило знакомить обывателя с отдельными жанрами русского и мирового искусства. Конкретные темы позволяют провести собственный анализ и найти мнение о той или иной проблеме самовыражения авторов и приобщиться к миру прекрасного, как банально это не звучит.
От: Никонова Ирина,  
Похожие темы:
|