Пользовательское соглашение
ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьдизайн интерьераВход

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!


Опубликовано: Май 31, 2010

Из произведений последнего времени (1962), где сказываются поиски новой современной орнаментики, можно привести выполненную с большим вкусом художником-ювелиром Р. В. Харитоновым (Ленинград) крупную брошь. В ее середине помещен дымчатый агат с черными черточками и серыми пятнами органических вкраплений. Камень оправлен в светлое неяркое золото, что хорошо выделяет его, придавая ему теплый розоватый оттенок. Агат окружен асимметрически расположенными «черточками», состоящими из мелких бриллиантов-роз (огранка камня на конус с трехсторонними гранями в количестве 12—18—24 граней), утвержденных на асимметрично же расположенных тонких золотых лучиках. Этот орнамент, несколько напоминающий китайский, в данном случае весьма оправдан, поскольку он перекликается с рисунком естественных прожилок агата. Следует обратить внимание и на ширину всей оправы, согласованную с размером агата.

Еще отчетливее сказываются орнаментальные формы в броши В. Г. Поволоцкой. Желая обострить декоративные свойства своего сравнительно большого изделия, носимого ныне чаще всего сбоку у плеча, художница придала ему несколько неправильные, как бы случайно смятые формы. На фоне переплетающихся, словно нити, то сужающихся, то расширяющихся, то сходящихся, то расходящихся, тонких «ленточек-нишей» бледного золота помещен крупный якутский бриллиант желтоватого оттенка. Цвета золота и камня хорошо согласованы друг с другом. Отдельно размещенные на металлических «нитях» розы, вспыхивая искорками, напоминают далекие звезды.

Изучение природы образования кристаллов позволило перейти к искусственному созданию рубинов, александритов, аквамаринов и других драгоценных камней, что связано с нуждами промышленности (вспомним, например, роль рубинов для производства точных часов). Естественно, что часть искусственного камня стала применяться в ювелирном деле. Чаще всего встречается искусственный рубин, достигающий порой значительных размеров. Однако его клюквенно-красный цвет, несколько отличающийся от цвета настоящего рубина, отрицательно влияет на художественные свойства ювелирных изделий. Последние часто выглядят, как говорится, неправдоподобными, напоминая фальшивые драгоценности.

Искусственные же александриты — зеленоватые днем и кроваво-красные или с красными отсветами при искусственном освещении неизменно, при хорошей огранке, производят самое лучшее впечатление. В качестве образца можно привести брошь, выполненную мастером А. И. Ефимовым, умело оправившим три разных по величине александрита в оксидированную серебряную скань с зернью. Светлые зернышки последней, словно мелкие жемчужинки, своими бликами поддерживают игру отсветов камней. Хотя в рисунке узора скани чувствуется воздействие старых приемов, тем не менее эта брошь по цельности композиционного построения, по хорошему показу камня может свободно считаться примером удачной работы современного мастера-ювелира.

Наряду с драгоценным камнем большую роль играет поделочный пестроцветный камень — вишнево-розовый с серыми и черными прожилками орлец, разнообразный по расцветкам, с белыми слоистыми полосами агат, изумрудно-зеленый малахит со сложным, как бы «разбитым» на части, строением своих прожилок, серовато-зеленый полупрозрачный нефрит и богатейшая по подбору цветов и яркости яшма. «Я не знаю другого минерального вида, — пишет крупный советский знаток камня академик Л. Е. Ферсман, — который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма: все тона, за исключением чисто синего, нам известны в яшме, и переплетаются они иногда в сказочную картину».

Искусство обработки твердых пород поделочного пестроцветного камня началось в XVIII веке, когда в Петергофе, Екатеринбурге и Колывани на Алтае были созданы шлифовально-гранильные предприятия. Здесь изготовлялись как крупные архитектурные детали — облицовочные плиты, карнизы, даже целые колонны, шедшие на украшения тогдашних дворцов, так и более мелкие изделия, начиная от каменных ваз и кончая небольшими предметами туалетного назначения. Проекты для всех этих произведений делались в большинстве случаев известными русскими зодчими того времени, что немало способствовало развитию вкуса рядовых мастеров-камнерезов. Однако как бы ни был совершенен присланный проект, мастер должен был обладать так называемым «чувством камня», то есть художественным чутьем, умением выбрать определенный рисунок, узор прожилок камня, подходящий для формы задуманного произведения. Мастер-камнерез устанавливал соответствующий распил каменного блока с тем, чтобы показать всю красоту камня, совершенствованную последующей шлифовкой и полировкой.

Красота формы изделия из камня, как и красота узора его прожилок, неизменно возрастала при включении в его композиционную структуру металла. В XVIII веке чаще всего применяли золоченую бронзу. В наше время нередко можно заметить в отделке того или иного произведения даже нержавеющую сталь. Металл оттеняет отдельные части произведения или дает возможность в отдельных случаях прибегнуть к различным по цвету породам камня, повышая декоративность произведения.

Среди многочисленных изделий русского камнерезного искусства прошлого особенно богата разнообразием форм группа ваз, так полно представленная в собрании Государственного Эрмитажа, Русского музея и дворцов-музеев Ленинграда. Так, например, обращает на себя внимание ваза из ревневской яшмы, выполненная в первой четверти XIX века по проекту А. Н. Воронихина и К. И. Росси (рис. 19). На небольшом постаменте, украшенном бронзовыми накладками, утверждено само тулово вазы. Оно, словно цветок или плод, вырастает из держащих его золоченых бронзовых листьев. Ближе к узкому горлу вазы помещены ее бронзовые
ручки, выполненные в виде женских фигур. Мастер согласовал рисунок отдельных элементов золоченой бронзы с ревневской яшмой, благодаря чему достиг редкой согласованности камня и металла. Вместе с тем последний привносит в форму вазы обостренную силуэтность, что так необходимо в пространстве большого дворцового зала.

Не менее притягательны и относительно дешевы небольшие изделия, выполненные из разных пород камня, получившие распространение в начале XIX века, например небольшие ларчики — принадлежности женского туалетного стола. Чаще всего они выполнены из пластинок хорошо подобранного по цвету и узору агата, скрепленных тонкими полосками легко орнаментированной золоченой бронзы. Ширина бронзовых полосок нередко соответствует ширине полос слоистого рисунка камня, чем достигается единство произведения. Цвет золоченой бронзы также соответствует оранжево-красной расцветке чаще всего применяемого агата. Такие ларчики, как правило, ставятся на ножки-шарики, что приподнимает прямоугольный объем ларчика от поверхности стола, внося вместе с тем определенный декоративный элемент в крайне простой силуэт вещи.

Советское камнерезное искусство унаследовало большинство видов художественной обработки поделочного камня, которые сложились в дореволюционном русском искусстве. С одной стороны, наши предприятия производят крупные изделия из камня, связанные с архитектурой, с другой — продолжает развиваться искусство художественной обработки камня, близко соприкасающееся с ювелирным делом.

Здесь достаточно напомнить отделку камнем станций метро, которая во многом определяется условиями их технической и хозяйственной эксплуатации. Однако камень выступает здесь и как великолепный отделочный материал, что в содружестве с металлом повышает его художественные свойства. Так, например, на станции московского метро «Кировская» обращает на себя внимание сочетание серо-белого с разводами уфалейского уральского мрамора с решетками из нержавеющей стали. Холодный серебряно-белый цвет металла поддерживает и усиливает цветовую гамму мрамора, чему также вторит свет искусственного освещения. Аналогичную гармонию цветов мы можем проследить и на станции «Бауманская», где красный порфир хорошо связывается с золоченой бронзой вентиляционных решеток.

Художественная обработка поделочного камня для ювелирного искусства в советское время имеет свою историю. Ее начало относится к 20-м годам, когда возник трест «Русские самоцветы», на предприятиях которого сосредоточилось производство из камня или с применением камня бус, брошей, колец, туалетных коробочек и даже портсигаров с крышками из тонких каменных пластинок. Увлечение этим видом изделий из поделочного камня в противовес изделиям, где применяется драгоценный камень, вполне закономерно. Во-первых, поделочный пестроцветный камень обладает высокими художественными свойствами и качествами, во-вторых, он относительно дешев, а следовательно, доступен и, наконец, очевидно что драгоценный камень как помещение капитала уже не может играть в нашем обществе той роли, которую он играет в капиталистических странах. Дорогостоящие ювелирные изделия, выполненные из драгоценных камней, золота или платины, как бы художественно совершенны они ни были, находят себе все меньшее и меньшее распространение, в то время как внимание к поделочному камню заметно возрастает.

Чувство гармонии, красоты и целесообразности при создании современных ювелирных изделий, призванных украшать женскую одежду, должно сочетаться со знанием ее покроя и развития моды. Ювелирное украшение часто бывает необходимым дополнением женского платья. Нередко ювелирное изделие можно встретить даже на верхней одежде — вплоть до зимнего пальто. Оно призвано оттенять красоту, как правило, простых и в общем строгих линий современной женской одежды, ее цвет и фактуру материала.

Недорогие ювелирные изделия, их к слову сказать часто меняют (в этом их специфика), должны поэтому обладать хорошо видимым, запоминающимся силуэтом и рисунком, известной яркостью и контрастностью цветовых сочетаний. Именно эти требования к современным ювелирным изделиям ярко проявили себя в крупных по масштабу и форме произведениях художников Свердловска — Н. А. Кашиной, В. М. Храмцова и Л. Ф. Устьянцева. Обычно здесь применены круглые, многоугольные или прямоугольные различных цветов и рисунков пластинки яшмы, малахита, ляпис-лазури, орлеца, агата. Все эти изделия, как правило, имеют сравнительно широкую оправу из серебра в виде то витой веревочки, то крупных зубчиков, то розочек-цветочков с зернью, так часто применяемых в скани, то просто гладких слегка профилированных полос металла. Все разнообразие оправ уральских изделий далеко не случайно, поскольку мастера согласуют узор оправы с узором камня. В браслетах и кольцах с поделочным камнем свердловские художники нередко прибегают к темному оксидированному серебру, чем подчеркивают ведущую роль цвета камня.

Особенно оправдывает себя такая оправа при красных камнях. Поделочный пестроцветный камень получил применение и в различного рода мелких туалетных вещицах, как, например, в лоточках, небольших круглых чашечках, низких вазочках. Чаще всего они выполняются токарным способом. Умение находить гармоничные пропорциональные отношения вещей в целом и их деталей всегда приносит ощутимые положительные результаты. Особенно важно построение бликов на округлой или вогнутой поверхности полированного камня, их сочетание с умелым показом естественных прожилок и вкраплений. Однако до сих пор иногда попадаются изделия, где бросаются в глаза натуралистически выполненные скульптурным способом из различных пород камня веточки, плоды и даже целые пейзажи, что, естественно, не может быть признано ни целесообразным, ни художественно значимым.

В наше время на некоторых местных промышленных предприятиях—Пермской (Павлово) и Горьковской (Борнуково) областей, а также на Урале широко распространена обработка мягкого камня. К мягким камням принадлежат золотисто-слоистый селенит, коричневый кальцит, темно-серый серпантин и ряд других близких им камней. Большое распространение получил разнообразный по расцветкам гипсовый камень, обычно неверно называемый ангидритом. Его масса чаще всего окрашена в белый, голубавото-серый, розовый, песчаный, зеленоватый цвета. В тон им, но несколько темнее многочисленные красивые по узору прожилки. Мягкий камень по своим техническим свойствам поддается обработке куда легче, чем твердые породы. Его легко пилить, резать и обрабатывать стамеской, рашпилем, даже ножом. Он также легко полируется при покрытии его тонким слоем парафина или бесцветного лака, благодаря чему его декоративность сильно возрастает. Эти свойства мягкого камня дали возможность изготовлять из него и мелкую скульптуру. Однако особенности мягкого камня положили определенный отпечаток на небольшие декоративные скульптуры; чаще всего звери или птицы удаются лишь тогда, когда обобщена их форма, когда умело подобран кусок камня, прожилки которого зрительно не разрушают естественный облик животного, когда его поза декоративна и хорошо смотрится со многих точек зрения. Такова, например, небольшая скульптура художника А. Н. Комарова «Лайка», выполненная из белого гипсового камня. Здесь не только соблюдены изложенные выше требования, но и с первого взгляда уже ясно, что это пластическое по своим свойствам произведение сделано именно из камня, а не из какого-либо другого материала. Следовательно, и здесь «чувство камня» является обязательным для художника. Декоративные и пластические свойства мягкого камня часто сильно возрастают, когда художник с тактом соединяет в одном произведении различный по расцветке и породе материал. Такова, например, туалетная коробочка, выполненная художником Е. В. Николаевым из белого камня, на крышке которой распростерлась огненно-рыжая лиса, выполненная из селенита. Не только контрастное сопоставление двух разных по цвету и породе камней повышает декоративность этого весьма простого изделия, но той же цели служит контрастное сопоставление гладкой поверхности крышки с мягкой округлостью форм лисы. Не меньшими, если не большими, художественными достоинствами отличается набор различных по форме и назначению лоточков, чашечек и пудрениц, предназначенных для женского туалетного стола, созданных М. А. Тоне и Е. В. Николаевым. Предметы выполнены из чуть розоватого просвечивающего камня и обрамлены тонкими золочеными полосками бронзы. Эти обрамляющие металлические полоски "не только подчеркивают красоту камня, но и предохраняют ломкий камень от повреждения — полезное сочетается таким образом с красивым. Токарные округлые формы этих произведений просты для выполнения и производят отрадное впечатление, благодаря своим простым, но хорошо прорисованным и найденным формам.

Подобных привлекательных произведений, где порой сочетается гипсовый камень различных расцветок с камнями других пород, становится за последнее время все больше и больше. Однако до сих пор можно встретить изделия такого же назначения, выполненные из того же материала, где авторы, в погоне за ложно понятой красотой стремятся украсить их всевозможной резьбой, что идет в ущерб художественным качествам. Ведь резьба — рельефная и сквозная, становится часто самодовлеюща. С ней вступает в противоречие структура рисунка камня. В итоге задуманный предмет становится мало интересным, невыразительным, а резьба выглядит чуждой, никчемной бутафорией.

Хотя янтарь, как известно, является не камнем, а окаменевшей смолой, мы рассмотрим его в настоящем разделе, поскольку его применение в искусстве в основном связано с ювелирным делом. В прошлом янтарем сильно увлекались. Из него делали кубки, подсвечники и другие относительно крупные изделия, являвшиеся в XVII—XVIII веках чуть ли не обязательным украшением дворцовых залов. Им пробовали облицовывать даже целые комнаты («Янтарная комната» в Царскосельском дворце). Во всех этих изделиях, как бы сами по себе они ни были хороши, янтарь, как красивый и своеобразный материал, утрачивал свои декоративные свойства. В то же время прозрачный золотистый янтарь, начиная от светло-соломенного оттенка и кончая цветом сильно пережженного сахара (непрозрачный, словно «дымчатый», янтарь искусственного изготовления), неизменно служит превосходным материалом для бус. Помимо токарных хорошо полированных шариков различного масштаба, нанизанных на нить в том или ином порядке, за последнее время получили широкое распространение ожерелья из кусочков янтаря, напоминающих камушки различной формы. Такие ожерелья, при хорошем подборе янтаря, наделены своеобразными декоративными качествами.

Используется янтарь и для других украшений. Янтарные тонкие пластины, скрепленные друг с другом либо металлом, либо эластичными нитями, применяются также в виде широких браслетов. При всем внимании художника к форме пластин и рисунку янтаря глубина его золотистого цвета в этих изделиях все же исчезает. В то же время умело подобранный, хорошо распиленный и отполированный кусок янтаря с интересными вкраплениями и сохраненной внешней шероховатой бурой «корочкой» сохраняет глубину цвета в крупных брошах-фибулах, столь ныне распространенных. Асимметричность или даже неправильная форма таких брошей привносит дополнительный элемент декоративности, необходимый для современных украшений женской одежды. Вместе с тем следует предостеречь от применения янтаря в изготовлении мелких скульптур то в виде животных, то в виде различного рода веточек с ягодками или цветами, так как янтарь для этих целей не пригоден. Его декоративные качества почти полностью пропадают.




« Предыдущая страница | Страница 2 из 2

От: Bira,  






Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы: