ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

список багетных мастерских

Багетные мастерские Москвы, России, адреса, телефоны, сайты

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


Опубликовано: Май 31, 2010

Декоративно-прикладное искусство

Под декоративно-прикладным искусством мы понимаем различные по виду, назначению и материалу изделия, предназначенные не только украшать жилые комнаты и общественные помещения, но и служить повседневным нуждам человека. Так, под термин «декоративно-прикладное Искусство» подойдут и ткань занавеса, и брошь, и ваза, и чайный или столовый сервиз. Естественно, что в отдельных предметах, как, например, в ювелирном произведении, декоративно-художественное начало будет ведущим, определяющим, в то время как в чайном сервизе оно должно находиться в гармонической связи с назначением чашек, блюдец, сахарницы, чайника, тарелок.

Декоративно-прикладное искусство

 

фото: © wm-painting.ru

Декоративно-прикладное искусство охватывает самые разнообразные по форме, назначению и материалу изделия. Производство большинства из них в настоящее время связано с техническим, часто сложным заводским оборудованием, что, естественно, ограничивает возможность заниматься изготовлением тех или иных предметов на равных с работой скульптора или живописца началах. Поэтому в настоящем выпуске читатель ознакомится лишь в самых общих чертах с приемами производства отдельных видов изделий. Для полного овладения мастерством в области технологии материалов и их художественной обработки требуются как талант, так и специальные знания. Последние можно почерпнуть в соответствующей специальной литературе.

Обратите внимание на художественные свойства и качества произведений декоративно-прикладного искусства как прошлого, так и, в особенности, настоящего. Анализ тех или иных предметов ведется под углом зрения соответствия их формы назначению, показа художественных и технических свойств материала, из которого они изготовлены, и рассмотрения художественных качеств произведений, делающих их украшением жилища советского человека и общественных зданий. Иначе говоря, подбор и показ изделий декоративно-прикладного искусства призваны способствовать показу наилучшего, с тем чтобы воспитать художественный вкус каждого любящего и интересующегося этим видом искусства.

Нетрудно заметить, что в нашем современном декоративно-прикладном искусстве появились новые формы, новые орнаментальные приемы. Их облик часто условен как по рисунку, так и по цвету. Особенно много нового нашло себе место в геометрическом орнаменте. Эти новые формы некоторые лица неоправданно называют абстрактными, поскольку вся их выразительность строится на ритме линий, пятен или иных геометрических фигур. Если придерживаться такой точки зрения, то следовало бы осудить и прославленный греческий геометрический орнамент-меандр, и простой «горох» наших тканей, восходящий к глубокой древности, и многое другое, в том числе все народное искусство, что было бы, конечно, грубейшей ошибкой. Дело же в том, что каждая эпоха создает свои формы орнамента. Их создало и наше время. По сравнению с орнаментальными формами прошлого современный орнамент крупней, ярче, декоративней, конкретней в отдельных своих элементах. Он нередко заимствует формы из окружающего нас мира, в том числе и из техники. В этом нет ничего плохого. Плохим же следует считать то, когда художник, пренебрегая красотой форм, предлагает вместо орнамента «систему» брызг, клякс, грязных полос и т. д. с целью лишь показать свою оригинальность в ущерб истинному искусству.

Виды декоративно-прикладного искусства

МЕТАЛЛ
СКАНЬ
ЧЕРНЬ
ФИНИФТЬ (ЭМАЛЬ)
КАМЕНЬ И ЯНТАРЬ
КОСТЬ И РОГ
СТЕКЛО
КЕРАМИКА
ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
МАЙОЛИКА
ФАЯНС. ФАРФОР
ПЛАСТМАССА
ДЕРЕВО
РОСПИСЬ
РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ
ЛАКИ
КРУЖЕВО

Разновидности и жанры декоративно-прикладного искусства столь же разнообразны, как разнообразны назначения вещей и используемые при их изготовлении материалы. Перечислим лишь основные из них: ис­кусство оформления текстиля, моделирование одеж­ды, мебель, бытовая керамика, художественный фарфор, стекло, изготовление игрушек, бытовых украше­ний, ювелирное искусство.

Огромное значение в восприятии вещей имеет ма­териал. Привлекательный на ощупь, приятно тяжеля­щий руку или, напротив, поражающий своей невесо­мостью, обладающий красивой поверхностью, материал в большой степени определяет наше положительное отношение к вещи, когда эти качества увязаны одно с другим, с формой и назначением. А некоторые прак­тичные материалы часто воспринимаются отрицатель­но, так как их ощутимые качества вступают в проти­воречия друг с другом или с иными элементами вещи. Например, часть изделий из пластмассы (посуда, бы­товые украшения) плохо конкурирует с аналогичными вещами из других материалов в силу противоречия между плотной на ощупь поверхностью и легкостью, полупрозрачностыо и интенсивной окраской, мягко­стью и недостаточной упругостью. Изделиям, конст­руктивно составленным из нескольких материалов, мы чаще предпочитаем «цельнокроенные», однако некото­рые материалы, вводимые как оформление вещи (по­лированный металл, дерево и др.), способны усиливать эстетический эффект.

Характер обработки материала может быть очень различен: ткачество, гончарное ремесло, резьба, рос­пись и т. д. Если говорить именно об изделиях декора­тивно-прикладного искусства, а не о вещах вообще, то определенную ценность представляет, конечно, уни­кальность их изготовления. И все же уникальный ха­рактер — качество не решающее. Определяет ценность работы отпзчаток руки мастера, отличающий эти из­делия от промышленной продукции (к ней мы возвра­тимся в связи с дизайном). Понимать слово «отпеча­ток» следует не всегда буквально — оно имеет прежде Бсего внутренний смысл, тот, что преобразование ма­териала здесь соразмерно силе, искусности именно ру­ки, вооруженной простейшими инструментами ремес­ла, а не сложных технологических процессов. Напри­мер, малопривлекательна чеканка, отштампованная массовым тиражом, казалось бы, в точности по моде­лям, потому что наш взгляд замечает мельчайшие по­дробности (которые мы подчас и не осознаем), свиде­тельствующие о «механичности», обезличенности про­цесса. Чеканка же, изготовленная художником обычно с мелкими просчетами, небрежностями, неровностями фактуры от ударов по чекану молотком и т. п., обладает большей красотой.

Качества материала и его обработки проявляют­ся в форме изделия. Форма должна отвечать функци­ям вещи, но, как правило, одной и той же функции способны служить несколько форм. Так, в Древней Гре­ции сложилось около десяти типов сосудов для хране­ния жидкостей (в то же время каждый из них более тонко соответствовал особенности содержимого). Мож­но сказать, что красота формы очень тесно связана с ее способностью наилучшим образом отвечать своим функциям. Однако, с другой стороны, красивая форма сама по себе часто убеждает, что она наилучшая.

Законченность художественному изделию прида­ет украшение, которое также должно органически увязываться с его формой и назначением.

Накладной рельеф наносится обычно на уже гото­вую поверхность формы. Он придает поверхности бо­гатство фактуры, игру светотени. Плоский рисунок — почти обязательный тип украшения. Его разновидно­сти чрезвычайно обширны: от одноцветных орнаментированных линий до сложного многокрасоч­ного узора и фигурной композиции. Наносится по го­товой форме.

На последнем типе необходимо остановиться по­дробней, поскольку он наиболее последовательно отра­жает ведущий художественный принцип вида — деко­ративность. Рисунок всесторонне связан со своей основой — формой. Так, рисунок ковра не просто вы­полнен на плоскости — всем своим строем, узором, условностью он выявляет плоскость. А простые поло­сы линий на древнем кувшине с острова Крит, изготов­ленном за две с половиной тысячи лет до нашей эры, прекрасно подчеркивают объем кувшина.

Изображение предметов совсем не противопоказа­но декоративно-прикладному искусству. С давних вре­мен вещь служила не только украшением, но и позво­ляла мастеру выразить свое представление о мире, о жизненных явлениях. Так, на греческих вазах в классическую эпоху запечатлены многофигурные композиции на мифологические сюжеты, фран­цузский фарфор XVIII века изобилует пасту­шескими сценками и т. д. Во многих районах Рос­сии была распространена яркая, богато декорированная сюжетная роспись. Крестьянские художники любили писать сцены пирушек, чаепитий, катаний на санях, свадеб, и все это в окружении пышных стилизованных цветов, замысловатых орнаментов с фантастическими птицами и зверями. Замечательные образцы таких росписей представляют, например, прялки.

Народное декоративное творчество служит неисчерпаемым источником для художников-профессионалов Современные советские художники нередко развивают и используют декоративные мотивы, найденные на родными мастерами много веков назад. Так, туркменская художница В. Тылпыева, создавая ковер «Ликбез», следовала богатейшим национальным традициям орнамента. Фигурки обучающихся органично вплетены в узор и оттого как бы стали достоянием целостной истории народа. Нарядная декоративность становится здесь также емким символом единства истории страны, преемственности нового.

Однако в современном декоративном искусств рождается много решений, связанных не столько традициями, сколько с непосредственными впечатлениями, полученными в природе и окружающей жизни, и это, естественно, обогащает искусство новыми ритмами и формами. Такова, например, композиция из стекла «Сокольники» Л. Савельевой. «Это три пластических объема, в форме которых словно запечатлены дыхание стеклодува и живая пульсация расплав ленного стекла. Их покрывает легкая графика черных ветвей и силуэтов людей и птиц. Стекло прозрачно, слегка окрашено опаловой синевой и будто растворя­ется в воздухе. Игра смягченных форм похожа на плывущие облака. Все это передает ощущение ветренного осеннего дня, опустевшего городского парка, грусть одиночества. «Сокольники» Л. Савельевой — своеобразный «этюд настроения» в стекле».

Декоративно-прикладное искусство

Любовь Савельева

Это обогащает наше понимание декоративности еще одним важным соображением. Декоративность не есть и не может быть просто украшением. Форма и украше­ние отражают движения души художника, которые придают вещам человеческое содержание и тем самым оживляют стекло, глину, ткань или металл. В этом смысле декоративно-прикладное искусство едино с ви­дами, рассмотренными раньше.



От: Бирюкова Ирина,  27693 просмотров


-

Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Основные понятия в изобразительном искусстве 2Дизайн »