Опубликовано: Ноябрь 6, 2009
Клод Моне. «Впечатление, восход». 1873. Париж, музей Мармоттан «Обои в зачаточном состоянии более закончены, чем этот морской пейзаж», - сказал об этой картине Луи Леруа, художественный критик, когда она впервые выставлялась на импрессионистской выставке в 1877 году. Это пример того, как большинство критиков того времени реагировали на эту картину, более того, ко всему импрессионистскому направлению (именно этой картине направление обязано своим названием). Не удивительно, что никто тогда не предложил за неё назначенную цену в 1000 франков. О картине
«Впечатление. Восход солнца» (фр. Impression, soleil levant) — картина Клода Моне, написанная в 1872 году, впервые показанная на выставке, которая впоследствии стала известна как «Выставка импрессионистов» в Париже в апреле 1874 года. Эта картина считается источником вдохновения для названия импрессионистского движения. Что изображено на картине «Впечатление. Восход солнца» изображает порт Гавра, родной город Моне. «Впечатление. Восход солнца» изображает порт Ле-Авра на рассвете, где двумя главными элементами являются две маленькие лодки на переднем плане и красное солнце. На среднем плане изображены другие рыболовные лодки, а на заднем плане, с левой стороны картины, находятся клиперы с высокими мачтами. За ними видны другие смутные формы, которые «не являются деревьями, а дымовыми трубами грузовых и пароходов, в то время как справа вдали видны другие мачты и дымовые трубы, силуэт которых выделяется на фоне неба». Чтобы показать эти черты индустрии, Моне убрал существующие дома с левой стороны причала, оставив фон незаслонённым.
После поражения Франции в Франко-прусской войне 1870–71 годов возрождение Франции было символизировано процветающим портом Ле-Авра. Искусствовед Пол Такер предполагает, что контраст таких элементов, как пароходы и краны на заднем плане, с рыбаками на переднем плане, представляет собой политические последствия: «Моне мог рассматривать эту картину высоко коммерческого места как ответ на послевоенные призывы к патриотическим действиям и искусству, которое могло бы вести. Поскольку это поэма света и атмосферы, картина также может рассматриваться как ода силе и красоте обновлённой Франции».
Изображение Ле-Авра, родного города Моне и центра промышленности и торговли, отмечает «обновлённую силу и красоту страны... окончательное утопическое высказывание Моне». Искусство, демонстрирующее возрождение Франции, изображение восхода солнца в Ле-Авре отражает обновление Франции. История создания
Моне посетил свой родной город Ле-Авр в северо-западной Франции в 1872 году и создал серию работ, изображающих порт. Шесть написанных полотен изображают порт "в разное время суток: на рассвете, днём, на закате и в темноте, с различных точек зрения, некоторые с воды, а другие из гостиничного номера с видом на порт".
"Впечатление. Восход солнца" стало самым известным произведением в этой серии после дебюта в апреле 1874 года в Париже на выставке группы "Художники, скульпторы, гравёры и др. Инк.". Среди тридцати участников выставки ведущими были Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и Альфред Сислей, и на ней было представлено более двухсот работ, которые увидели около 4000 человек, включая некоторых довольно недоброжелательных критиков.
В 1985 году картина была украдена из музея Мармоттан Моне Филиппом Жамином и Юссефом Химуном. Она была восстановлена и возвращена в музей в 1990 году, а в 1991 году снова выставлена. СмыслНеясная сцена "Впечатление. Восход солнца" отклонилась от традиционной пейзажной живописи и классической, идеализированной красоты. Пол Смит предположил, что с помощью этого стиля Моне хотел выразить "другие убеждения о художественном качестве, которые могут быть связаны с идеологиями, формировавшимися у возникающей буржуазии, к которой он принадлежал". Свободные мазки кисти, призванные передать сцену, а не миметически ее воспроизводить, демонстрируют зарождающееся импрессионистское движение. На фоне возникающей индустриализации во Франции этот стиль выражал инновационную индивидуальность. Учитывая это, Смит утверждает, что "Впечатление. Восход солнца" было поиском Моне спонтанного выражения, но при этом было направлено определенными и исторически специфическими идеями о том, что такое спонтанное выражение. КритикаБольшинство критиков не считали «Впечатление. Восход солнца» одной из самых значительных работ; она была упомянута всего пять раз во всех рецензиях на выставку. Однако рецензии на выставку и на картину Моне дают представление о развитии движения, а также о работе и развитии самого Моне как художника.
Филипп Бюрти в газете «La République Française» писал о открытии выставки, восхваляя атмосферу пространства и взаимодействие картин: «Стены залов, покрытые коричнево-красной шершащей тканью, чрезвычайно хорошо подходят для картин. Дневной свет проникает в комнаты с боков, как это бывает в квартирах».
Однако эта идиллическая перспектива выставки не была общей для всех критиков. Луи Лерой, пишущий для «Le Charivari», часто цитируется в своей рецензии на работы Моне. Его статья «Выставка импрессионистов» написана в форме диалога с воображаемой точки зрения старомодного художника, шокированного работами Моне и его соратников:
«Ах, вот он, вот он!» — воскликнул он перед картиной № 98. «Я его узнаю, любимчик папы Винсента! Что изображает этот холст? Посмотрите в каталог».
«Впечатление. Восход солнца».
«Впечатление — я был в этом уверен. Я только что говорил себе, что, поскольку я впечатлён, в этом должно быть какое-то впечатление... и какая свобода, какая легкость в исполнении! Обои в своем эмбриональном состоянии более закончены, чем этот морской пейзаж». — Луи Лерой, «Выставка импрессионистов», Le Charivari, 25 апреля 1874 года. Рецензия Лероя является скрытой насмешкой над прогрессивностью картины «Впечатление. Восход солнца» и часто приписывается использование термина «импрессионизм» впервые.
Жюль Кастаньяр в газете Le Siècle написал, что группу художников можно описать только новым термином «импрессионисты», поскольку они передают «ощущение, вызванное пейзажем», а не сам пейзаж. Он утверждал, что «само слово вошло в их язык: не пейзаж, а впечатление, в названии, данном в каталоге для картины М. Моне «Восход солнца». С этой точки зрения они оставили реальность позади ради царства чистого идеализма», что характерно для картины Моне «Впечатление. Восход солнца».
Теодор Дюре написал, что передача идеализированных впечатлений вместо пейзажей является тем, что олицетворяет работу Моне и импрессионистское движение. Рассматривая «Впечатление. Восход солнца» и работы Моне после выставки 1874 года, Дюре написал: «это, безусловно, особые качества картин Клода Моне, которые впервые предложили термин импрессионизм». Утверждая, что «Моне — импрессионистский художник в высшей степени», Дюре настаивал на том, что Моне вдохновил новый способ видеть и рисовать, что Моне «больше не рисует лишь неподвижный и постоянный аспект пейзажа, но также мимолетные образы, которые случайности атмосферы представляют ему; Моне передает необычайно живое и яркое ощущение наблюдаемой сцены». см. также: Клод Моне картины
фото: Общественное достояние
Ссылки:Картина на английской вики. Другие картины Моне порта Ле Гавр
Восход (Marine) 1873, фото: Общественное достояние
Вход в порт Ле Гавр, 1870 год (The Entrance to the Port of Le Havre 1870), фото: Общественное достояние
От: Nika,  
Похожие темы:
|