Пользовательское соглашение
ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьдизайн интерьераКиноВход

Топ 100 лучших фильмов, Идеи подарков - на все случаи жизни, Английский стиль в дизайне - примеры с фото

Добро пожаловать на наш сайт! Сайт существует с 2006 года, множество энтузиастов приложило руку к его созданию и наполнению, чтобы предоставить вам увлекательные обзоры фильмов, интересные статьи о стилях интерьера и дизайне, а также захватывающие рассказы о картинах, художниках, музеях и необычных местах для путешествий.

Наши обзоры фильмов предоставляют глубокий и всесторонний анализ отдельных кинолент. Мы рассматриваем не только сюжет и актерскую игру, но и кинематографическую технику, музыкальное сопровождение и общую атмосферу фильма. Будь то новинки или классика, мы стараемся предоставить вам полное представление о фильме.

Наши статьи о стилях интерьера и дизайне помогут вам воплотить в жизнь ваши самые смелые идеи для дома. Мы делимся советами по подбору мебели, цветовой гаммы, освещения и аксессуаров, чтобы создать гармоничную и уютную обстановку. Вы узнаете о различных стилях интерьера, их особенностях и какие элементы помогут вам воплотить выбранный стиль.

Не только фильмы и дизайн, мы также рассказываем о картинах и художниках, которые вдохновляют мир искусства. Мы предлагаем интересные истории о знаменитых произведениях и талантливых художниках. Кроме того, мы погружаемся в мир музеев и подробно рассказываем о самых удивительных и необычных местах для путешествий, где можно насладиться прекрасными произведениями искусства.

Местные традиции - это еще одна тема, которую мы освещаем на нашем сайте. Мы погружаемся в культуру различных народов, рассказываем об их обычаях, праздниках и уникальных традициях. Вы познакомитесь с разнообразием мировой культуры и откроете для себя удивительные аспекты жизни разных народов.

Мы стараемся предоставить вам интересные, информативные и увлекательные материалы, которые помогут вам расширить свои знания и насладиться красотой мира вокруг нас. Добро пожаловать в наш увлекательный мир искусства, кино, дизайна и путешествий!

Рим - картины художников

Рим Древний (Roma) - первоначально община в Древней Италии, затем рабовладельческий город-государство (полис), подчинивший себе весь Аппенинский полуостров; впоследствии - рабовладельческая средиземноморская держава, включавшая значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию, Сирию. По преданию Рим был основан Ромулом в 754 (или 753) до н. э. Древнейший, так называемый царский период римской истории (8-6 века до н. э.) характеризуется переходом от первобытнообщинного строя к классическому рабовладельческому обществу. В конце 6 века до н. э. в Риме была уничтожена власть царей и установлена аристократическая республика, история которой в 5-4 веках до н. э. заполнена борьбой бесправных и малоземельных плебеев с родовой-аристократией-патрициями. Уравнение плебеев в правах с патрициями к началу 3 века до н. э. не означало, однако, демократизации общественного строя: на место прежнего патрициата стала патрицианско-плебейская знать (нобилитет), сосредоточившая в своих руках управление государством. В 5-2 веках до н. э. Рим вёл непрерывные войны (из которых наиболее значительными были Пунические войны), завершившиеся подчинением Риму всей Италии и покорением Испании (части), Македонии, Греции, Северной Африки, Пергама и др. Все эти завоевания создали необходимые предпосылки (в виде скопления массы рабов и материальных средств) для наиболее полного развития рабовладельческого способа производства в его классической форме. Развитие рабства, рост крупного землевладения и денежно-ростовщического капитала, разорение крестьянства, которое не могло выдержать конкуренции с крупными рабовладельцами, - всё это приводило к резкому увеличению имущественного неравенства. Разорение крестьянства вызвало, в свою очередь, упадок римской армии, комплектовавшейся главным образом из крестьян. Попытка братьев Гракхов (133-122 до н. э.) провести аграрную реформу окончилась неудачей. Борьба между крупными и мелкими землевладельцами продолжала обостряться. Однако основным социальным противоречием в Риме оставалось противоречие между рабами и рабовладельцами. Жесточайшая эксплуатация рабов приводила к массовым восстаниям (во 2-1 веках до н. э. в Сицилии, Малой Азии, Италии и др.).

Рим - лучшие картины художников

 

Этторе Форти (-1897) У антикваров

Наиболее грандиозным было восстание рабов в Италии под руководством Спартака 74 (или 73)-71 до н. э. после подавления восстания Спартака, в обстановке кризиса рабовладельческой республики, усилилась борьба политических группировок за власть, вылившаяся в гражданские войны. Власть сосредоточилась в руках Юлия Цезаря, установившего военную диктатуру. Римская республика фактически пала. В результате последнего этапа гражданских войн власть перешла к Октавиану, получившему от сената титул Августа (27 до н. э.). При нём в Риме окончательно утвердилась военная монархия (империя). Август установил систему так называемого принципата, в котором монархия была прикрыта республиканскими формами. В период империи (1 век до н. э. - 5 век н. э.) пределы государства были значительно расширены завоеванием Британии, Дании и др. областей. Но уже в конце 2 века начался кризис рабовладельческой системы, который достиг большой остроты в середине 3 века. Для этого периода характерны развитие колонатных отношений, хозяйственный упадок собственно Италии и обострение социальных противоречий. Некоторая стабилизация положения империи была достигнута при Диоклетиане (284-305) и Константине I (306-337), которые подавили ряд народных движений, вновь объединили распадавшееся государство, превратив его в неограниченную военно-бюрократическую монархию (доминат). В 5 веке упадок сельского хозяйства, ремёсел, торговли усиление восстаний рабов и колонов, вызванные углублением кризиса рабовладельческого способа производства и вторжениями соседних с Римом племён, обусловили крушение Римской империи. В 395 империя распалась на Западную и Восточную. В 410 вестготы овладели г. Римом и разграбили его. В 476 вождь наёмников Одоакр низложил последнего западно-римского императора Ромула Августула. Эта дата считается годом падения рабовладельческой Западной Римской империи.

Жан-Леон Жером (1824-1904) Смерть Цезаря - Рим - лучшие картины художников

Жан-Леон Жером (1824-1904) Смерть Цезаря

Высокого развития в Риме достигли изобразительные искусства (замечательный своим реализмом скульптурный портрет), декоративно-прикладное искусство и особенно архитектура. Римскими зодчими были созданы новые типы жилых домов, величественных общественных зданий, различных утилитарных сооружений (акведуки, мосты и др.), разработаны новые инженерно-технические приёмы (строительство из бетона и т. д.). К числу выдающихся произведений римского зодчества относятся Колизей, триумфальная арка Тита (1 век), Пантеон, колонна Траяна (2 век), термы Каракаллы (3 век).

Рим - лучшие картины художников

Жозеф-Мари Вьен (1716-1809) Марк Аврелий раздает хлеб народу

Энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия». 1964.

* * *

Современная живопись и шедевры прошлых веков ( картины высокого разрешения с описанием - открываются в отдельном окне)



Поиск по фото
дворец Квиринал, Рим
дворец Квиринал, Рим :: Сержио Зампьери ( Италия)
Огни Рима
Огни Рима
Римский форум
Римский форум ( копия с картины неизвестного художника)
Падение Римской империи
картина Падение Римской империи :: Томас Коул
Падение Римской империи Опустошение
картина Падение Римской империи, Опустошение :: Томас Коул ( США)
Акведук возле Рима
Акведук возле Рима :: Томас Коул
Вид на Рим из Ватикана. Рафаэль в сопровождении Форнарины готовится к оформлению Ватиканской ложи
картина Вид на Рим из Ватикана. Рафаэль в сопровождении Форнарины готовится к оформлению Ватиканской ложи:: Уильям Тёрнер ( William Turner)
Рим - Форум с радугой
картина < Рим - Форум с радугой >:: Уильям Тёрнер ( William Turner)
Рим - Колизей
картина < Рим - Колизей >:: Уильям Тёрнер ( William Turner)
Рим - святой Пётр, смотрящий из усадьбы Барберини
картина < Рим - святой Пётр, смотрящий из усадьбы Барберини >:: Уильям Тёрнер ( William Turner)
Рим - вид с горы Авентине
картина < Рим - вид с горы Авентине >:: Уильям Тёрнер ( William Turner)
Рим - вид с горы Террацио
картина < Рим - вид с горы Террацио >:: Уильям Тёрнер ( William Turner)
Вилла папы римского в Туикнеме
картина < Вилла папы римского в Туикнеме >:: Уильям Тёрнер ( William Turner)
Римский форум для музея мистера Соуна
картина < Римский форум для музея мистера Соуна >:: Уильям Тёрнер ( William Turner)

Рим (Roma), столица Италии, административный центр Римской провинции в области Лацио. 2160,8 тысяч жителей (1961). Расположен на реке Тибр, в 27 км от его впадения в Тирренское море. Большая часть города лежит на 7 холмах - Палатине, Капитолии, Квиринале, Виминале, Эсквилине, Целии, Авентине. В пределах города находится Ватикан. Музеи (Ватиканский, Капитолийские, Национальный и др.). Рим - центр международного туризма. Памятники архитектуры Древнего Рима (Форум, Колизей, Пантеон), Возрождения и барокко (палаццо Канчеллерия, Фарнезе, Барберини, дворцовый комплекс Ватикана, собор святого Петра, ансамбли Капитолия, площадей Пьяцца Навона, Пьяцца дель Пополо, виллы, фонтаны). Основан, по преданию, в 754 (или 753) до н. э.

Энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия». 1964.

* * *

Василий Васильевич Верещагин.
Распятие на кресте у римлян.
1887.

Василий Верещагин. Распятие на кресте у римлян. 1887.

- Вот, - сказал он, пересаживаясь на Катину лавку, - чтобы вам лучше представить, каковы из себя были римляне перед гибелью, послушайте одно место из Аммиана Марцеллина. Он так описывает этих владык вселенной:
«Длинные одежды из пурпура и шелка развеваются по ветру и дают возможность рассмотреть под ними богатую тунику, украшенную вышивками, изображающими различных животных. Сопровождаемые свитой в пятьдесят человек прислуги, их закрытые колесницы потрясают мостовую и дома, мчась по улице с необыкновенной быстротой. Если кто-нибудь из них входит в бани, обычно соединенные с магазинами, ресторанами и местами для прогулок, - он повелительным тоном требует, чтобы предметы общего употребления были отданы в его исключительное пользование. Выходя из бани, он надевает перстни и пряжки с драгоценными камнями и облекается в дорогой халат, полотна которого хватило бы на двенадцать человек. Затем следуют верхние одежды, которые льстят его самолюбию; при этом он не забывает принять величественную осанку, которой нельзя было бы простить и великому Марцеллу, завоевателю Сиракуз. Впрочем, иногда и он предпринимает смелые походы с огромной свитой слуг, поваров, клиентов и отвратительно обезображенных евнухов в свои итальянские поместья, где забавляется охотой на птиц и кроликов. Если случайно, особенно в жаркий полдень, он имеет храбрость переплыть на раззолоченной барке озеро Лукрин, отправляясь на свою приморскую дачу, он сравнивает потом это путешествие с походами Цезаря и Александра. Если муха проникает за шелковую занавеску палубы или сквозь складки упадет луч солнца, он оплакивает свое бедствие, сетуя, что не родился в странах киммерийских, где вечный мрак. Лучшими гостями у знатных считаются паразиты и льстецы, умеющие рукоплескать каждому слову хозяина. Они смотрят с восторгом на мраморные колонны комнат и мозаичные полы. За столом птицы и рыбы необыкновенной величины вызывают всеобщее удивление. Приносят весы, чтобы удостовериться в полновесности этих яств, и в то время, когда благоразумные гости отворачиваются от такой сцены, паразиты требуют нотариуса, чтобы составить протокол в достоверности подобных чудес...»
- Да, sic transit... - сказал немец, захлопывая записную книжку. - Эти люди пошли бродить в поисках пропитания по дорогам и разрушенным городам. А волны варваров продолжали катиться с востока, опустошая и грабя. В какие-нибудь пятьдесят лет от Римской империи не осталось и следа. Великий Рим зарастал травой, среди покинутых дворцов паслись козы. Почти на семь столетий опустилась ночь над Европой.
Это произошло потому, что христианство могло разрушать, но не знало идеи организации труда. В заповедях не говорится о труде. Их моральные законы применимы к человеку, который не сеет, не жнет, а за которого сеют и жнут рабы. Христианство стало религией императоров и завоевателей. Труд остался неорганизованным и вне морали.

Алексей Толстой. Восемнадцатый год.

* * *

Василий Иванович Суриков.
Сцена из римского карнавала.
1884.

Василий Суриков. Сцена из римского карнавала. 1884.

Римские Сатурналии были праздником рабов, где господа в эти дни служили своим рабам: это, если можно так выразиться,.. нравственное переряживание жизни навыворот.

Д. Шеппинг. Мифы славянского язычества. Москва, «ТЕРРА» - «TERRA». 1997.

* * *

Василий Иванович Суриков.
Римский карнавал.
1884.

Василий Суриков. Римский карнавал. 1884.

Ни в каком другом государстве не насчитывалось в зверинцах такого количества диких животных, как в Древнем Риме в пору его наивысшего расцвета. В римском виварии их содержали тысячами. Причем слонов, носорогов, львов, бегемотов, крокодилов, страусов здесь во множестве уничтожали для потехи зрителям на аренах цирков в травлях и гладиаторских боях. Известно, в частности, что только гладиатор по имени Комот умертвил в поединках более сотни львов. На смену убитым привозили новые сотни и тысячи обреченных на смерть животных из многих стран мира.

Валентин Краснопевцев. «Братья меньшие» вчера и сегодня. «Лениздат». 1991.

* * *

Василий Иванович Суриков.
Собор Святого Петра в Риме.
1884.

Василий Суриков. Собор Святого Петра в Риме. 1884.

В №9 за 1978 год я прочитал заметку о «Словаре ложных истин», выпущенном в США Г. Барнемом. Подобная же книга вышла и во Франции под названием «Лексикон предрассудков». Ее автор, журналист К. Валетте, долго собирал часто встречающиеся утверждения, воспринимаемые всеми как аксиомы. Тщательная проверка показала, однако, что во многих случаях эти утверждения не согласуются с действительностью.
- Многие думают, что Рим стоит на семи холмах, тогда как он раскинулся на восьми.

Лексикон предрассудков. «Техника - молодёжи».

* * *

Генрих Семирадский.
Римская оргия блестящих времён цезаризма.
1872.

Генрих Семирадский. Римская оргия блестящих времён цезаризма. 1872.

Капля пурпура в римской крови

У древних римлян тоги пурпурного цвета имели право носить только императоры, цари, судьи и полководцы. Специальная торжественная одежда полководцев - паладаментум - предназначалась для посещения Капитолия после победных сражений. Она выглядела как пурпурный плащ из тяжёлой ткани, оставлявший открытой правую руку. На правом плече он закреплялся дорогой застёжкой.
Впоследствии эта одежда стала исключительно привилегией императоров, предшественницей королевских мантий в Европе. Пурпурный цвет в Древнем Риме стал символом власти. С его помощью можно было легко определить социальный статус человека.
Символом гражданского достоинства римлянина была тога, её не имели права носить рабы, чужеземцы и преступники. Несовершеннолетний свободный римлянин носил тогу с двумя широкими пурпурными полосами, такие же нашивки были у магистратов. На тоге сенатора была нашита широкая вертикальная полоса (клавус), на тунике всадника - две узкие полосы. Полководец-триумфатор облачался в пурпурную тогу, затканную золотом.
Римские матроны, которые вначале облачались исключительно в белые одежды со скромной каймой пурпурного цвета, несмотря на запреты власти, постепенно начали шить одежду из ярких тканей, в том числе пурпурных цветов.

Ирина Винокурова. Пурпурная ярмарка тщеславия. «Чудеса и приключения» №10 2011.

* * *

Генрих Семирадский.
Дорога из Рима в Альбано.
1873.

Генрих Семирадский. Дорога из Рима в Альбано. 1873.

Когда въехал в Рим я в первый раз, не мог дать себе ясного отчета: он показался маленьк[им]; но, чем далее, он мне кажется большим и большим, строение огромнее, виды красивее, небо лучше; а картин, развалин и антиков смотреть на всю жизнь станет. Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу - и уж на всю жизнь.

Н. В. Гоголь - А. С. Данилевскому. Рим, апрель 1837 года.

* * *

Генрих Семирадский.
Сцена из римской жизни.
1883.

Генрих Семирадский. Сцена из римской жизни. 1883.

Во времена правления Нерона, то есть в 50-60-е годы I века, на Агриппских озерах ежегодно устраивались шумные празднества. Огромные плоты и суда, увешанные гирляндами цветов, сновали по водной глади. К началу новой эры римляне достигли значительных успехов в строительстве большегрузных морских судов. Водоизмещение отдельных кораблей составляло 1200 тонн! В 40 году императору Калигуле понадобилось перевезти по морю из Египта обелиск сорокаметровой высоты. Для этого построили судно водоизмещением 1300 тонн. Обычно суда строили из кедровых, пихтовых или кипарисовых бревен. Часто корпус ниже ватерлинии обивали листовой медью или свинцом. Паруса были обычно полотняными. Трюмов в нашем понимании часто не было, пассажиры укрывались от непогоды и солнца под навесами.
Огромные зерновозы совершали регулярные рейсы между Александрией и римскими портами. Императоры предпочитали их быстрым галерам - так было безопаснее. Зерновозы брали на борт несколько сотен пассажиров и по размерам намного превосходили фрегаты XIX века. Наряду с грузовыми и пассажирскими существовал особый тип судов для перевозки диких зверей из Африки и Азии. Для того чтобы животные выжили и достойно показали себя на аренах цирков, их нужно было быстро доставить на место, а для этого требовались скоростные суда.
Широкое распространение получили у римлян либурны, подвижные и легкие в управлении корабли, использовавшиеся вначале пиратами для погони за добычей. Однако римские купцы отняли у пиратов их изобретение. После некоторых переделок либурны стали использоваться торговцами и военными в борьбе с самими же морскими разбойниками.
Римские мореходы ориентировались по звездам и знали направление ветров. Существовали и письменные инструкции капитанам - периплы, которые передавались из поколения в поколение. Среди известных - «Перипл Ганнона» (VI век до н. э.), «Перипл внутреннего моря Псевдо-Скилака» (IV век до н. э.), «Перипл Каспийского моря» (III век до н. э.), «Перипл Эригейского моря» безымянного автора (датируется I-III веками н. э.). наверняка пользовались они и справочниками для плавания в Атлантике, но последние до нас не дошли.
Таким образом, империя, вступившая в 1-ю Пуническую войну с эскадрой из 20 судов, прошла огромный путь. Римские горожане ели хлеб, испеченный из пшеницы, выросшей в Египте; рыбу, выловленную и высушенную в селениях близ Гибралтара; жарили пищу на оливковом масле из Северной Африки; пользовались медными горшками и сковородами, выплавленными в печах Массилии; пили вино с Иберийского полуострова. Женщины носили одежды из шелка, привезенного из Китая, украшали себя самоцветами из Индии и Цейлона, употребляли в пищу перец и пряности с Малабарского берега, ели греческий мед, а косметика их была из Аравии. Мебель делали из драгоценных пород африканского и красного дерева. Мрамор привозили из Малой Азии, а слоновую кость из Западной и Восточной Африки. Римские путешественники побывали с военными и торговыми целями во многих уголках Старого Света.

Николай Непомнящий. Необъяснимые явления. Москва, «АСТ. Олимп». 1999.

* * *

Генрих Семирадский.
Портрет молодой римлянки.
1889.

Генрих семирадский. Портрет молодой римлянки. 1889.

Генрих Семирадский.
Римская деревня. За водой.
Конец. 1880-х.

Генрих Семирадский. Рим

В римских законах были предусмотрены случаи, когда отец может убить своего ребенка, и таковых случаев тринадцать.
Первый. Если сын поднял руку на отца.
Второй. Если сын жестоко оскорбил отца.
Третий. Если сын обвинил отца в тяжком преступлении, кроме оскорбления величества и измены отечеству.
Четвертый. Если сын связался со злонравными людьми.
Пятый. Если сын строит козни, посягая на жизнь отца.
Шестой. Если сын вступил в кровосмесительную связь с женой отца по второму браку или с его наложницей.
Седьмой. Если сын отказывается выкупить отца, посаженного за долги в тюрьму.
Восьмой. Если сын насильственно принуждает отца написать завещание.
Девятый. Если сын против воли отца стал гладиатором или комедиантом.
Десятый. Если дочь, отказавшись от вступления в брак, ведет распутную жизнь.
Одиннадцатый. Если дети отказывают в заботах больному отцу.
Двенадцатый. Если дети не намерены выкупить отца или мать, попавших в плен к неверным.
Тринадцатый. Если сын отрекся от католической религии.

Александр Дюма. История знаменитых преступлений.

* * *

Генрих Семирадский.
Римская идиллия.
1885-1890.

Генрих Семирадский. Римская идиллия. 1885-1890.

Француз Шатобриан: «У кого нет больше связи с жизнью, тот должен переселиться в Рим. Там он найдет собеседником землю, которая будет питать его мысли и наполнит снова его сердце. Там узнает прогулки, которые всегда что-нибудь скажут ему. Самый камень, на который там ступит его нога заговорит с ним, и даже в пыли, которую ветер поднимает за ним, будут заключены какие-то человеческие свершения».
Англичанин Байрон: «О, Рим! Мое Отечество, город души, к тебе должны идти обделенные сердцем».
Немец Гётё: «Кто хорошо видел Италию, и особенно Рим, тот никогда больше не будет совсем несчастным».
А вот стихи русского поэта Баратынского:

Рвется душа нетерпеньем объята
К гордым остаткам падшего Рима.
Снятся мне долы, леса благовонны,
Снятся упадших чертогов колонны!

Русский писатель Гоголь замечал в 1837 году в послании к П. А. Плетневу: «Что за земля Италия! Никаким образом не можете вы ее представить себе. О, если бы вы взглянули только на это ослепляющее небо, все тонущее в сиянии! Все прекрасно под этим небом; что ни развалины, то и картина; на человеке какой-то сверкающий колорит; строение, дерево, дело природы, дело искусства - все, кажется, дышит и говорит под этим небом. Когда вам все изменит, когда вам больше ничего не останется такого, что бы привязывало вас к какому-то уголку мира, приезжайте в Италию. Нет лучшей участи, как умереть в Риме; целой верстой здесь человек ближе к Божеству».

Борис Тарасов. Чаадаев. Москва, «Молодая гвардия». 1986.

* * *

Генрих Семирадский.
Портрет римлянки.
1890.

Генрих Семирадский. Портрет римлянки. 1890.

Рим

Возможно, Рим был самым влиятельным городом в мировой истории. Древние римляне считали, что город основан легендарным Ромулом, но существуют и другие версии. Возможно, слово «Рим» образовалось от древнего италийского названия реки, на которой вырос город, или от имени обитавшего в тех краях племени.
Равнина, на которой расположен Рим, называлась Лациум. Римская легенда связывает название долины с древним королем по имени Латин, однако, по другой версии, название происходит от слова, означавшего «широкий», поскольку для узкой и гористой местности долина действительно была широкой. Как бы там ни было, в Лациуме зародился латинский язык, предок современных романских языков. Область, в которую входит римская провинция, сейчас называется областью Лацио.
Примерно до 350 г. до н. э. Рим оставался довольно незначительным городом-государством, однако впоследствии, в результате завоеваний, он овладел всем Средиземноморьем. Римом стали называть не только сам город, но и территории, которые он контролировал. До 27 г. до н. э., когда Август провозгласил себя императором, существовала Римская республика, потом же заговорили о Римской империи.
Постепенно Рим пришел в упадок; проблемы становились все более сложными, и одному императору становилось все труднее управлять обширными территориями. Поэтому в 286 г. император Диоклетиан разделил империю на две части. Сам он правил восточной, более богатой, а соправитель - западной частью империи. Так появились Западная и Восточная Римская империи. Иногда (поскольку в античные времена и Средние века европейцы признавали только одну империю) их называли просто Западная и Восточная империя.
Западная империя прекратила свое существование в 476 г., когда был свергнут последний римский император на Западе, Ромул Август, и в Италии правил германский вождь Одоацер. Восточная империя продержалась еще тысячу лет, до 1453 г., и до самого конца называлась Римской империей.

Айзек Азимов. Слова на карте. 1962.

* * *

Генрих Семирадский.
Римский пейзаж.

Генрих Семирадский. Римский пейзаж.

Рим, видишь ли, ему надоел...

Многие недоумевали, зачем императору Нерону понадобилось спалить Рим. В конце прошлого века итальянский историк Ланчиани выдвинул любопытную гипотезу: принимая роковое решение, император руководствовался не прихотью, а суровой необходимостью. Нерон будто бы не раз обращал внимание римлян на тесноту и грязь на улицах вечного города и предлагал заново перестроить столицу. Горожане отказывались крушить дорогие их сердцу храмы и общественные здания, и тогда Нерон решил добиться своего вопреки возражениям сограждан. Он загодя приказал архитекторам Северу и Целару спроектировать новый город, заготовил множество палаток и провиант для расселения и пропитания погорельцев. И добился своего: после пожара Рим восстал из руин в большем великолепии, чем прежде!

Читая «Чудеса и приключения». Москва, «Десница». 2002 год.

* * *

Джованни Пиранези.
Мост Салерно. Из серии «Виды Рима».

Джованни Пиранези. Мост Салерно. Из серии

Первая мысль путешественника - отправиться смотреть остатки языческого Рима, в создание которого вкладывали свои усилия консулы и императоры, - триумфальные арки, храмы, дворцы, старинные дороги, бани, акведуки, гробницы.

По дороге, называвшейся в античном Риме «священной» (по ней проходили победные шествия), можно пройти к Капитолийскому холму и подняться на него по лестнице. Отсюда открывается величественная панорама античного и католического Рима, неизменно венчающаяся куполом собора св. Петра.
Правда, античный Рим в большинстве случаев представлен одними руинами, но путешественники тем не менее с благоговением приближаются к развалинам храмов Фортуны, Свободы, Согласия, Ромула и Рема, Антонина и Фаустины, Венеры, Весты, Бахуса, Геркулеса, Эскулапа, к остаткам дворцов и цирков, театров и бань, могил и мавзолеев.

Глядя на эти руины, Чаадаев не мог не задавать себе вопросов, нашедших впоследствии отражение в его творчестве. «Блестящие цивилизации, древностью равные миру, взлелеянные всеми силами земли, приобщенные ко всякой славе, ко всем величиям и всем земным владычествам, связанные, наконец, с обширнейшей властью, когда-либо тяготевшей над миром, со всемирной империей, - каким образом могли вы обратиться в прах? - риторически вопрошал он в «Философических письмах». - К чему же вела вся эта вековая работа, все эти гордые усилия разумной природы, если новые народы, явившиеся Бог весть откуда и не принимавшие в них никакого участия, должны были со временем разрушить все это, ниспровергнуть великолепное здание и провести плуг по его развалинам? Так для того созидал человек, чтобы увидеть когда-нибудь все творение рук своих обращенным в прах? Для того он накопил так много, чтобы все потерять в один день? Для того поднялся так высоко, чтобы еще ниже упасть?»

Борис Тарасов. Чаадаев. Москва, «Молодая гвардия». 1986.

* *

«Невозможно ждать лучшего от судьбы, чем умереть в Риме. Здесь человек находится ближе всего к Богу, чем в других местах». (*Письмо В. А. Жуковскому от 30-18 октября 1837 г.)

Анри Труайя. Николай Гоголь.

* * *

Карл Павлович Брюллов.
Политическая демонстрация в Риме в 1846 году.
1850.

Карл Брюллов. Политическая демонстрация в Риме в 1846 году. 1850.

Марк Бергин.
Римская дорога.

Марк Бергин. Римская дорога.

Римляне первыми начали строить и широко использовать дороги. Рим славился не только как могущественная империя строителей, но и прекрасными инженерами. Они достигли высокого уровня строительства дорог и мостов. В Риме существовала широкая сеть дорог через все государство. Поскольку Рим покорил итальянские Альпы, Британию, Испанию, проник на Восток, то для ведения как военных действий, так и торговых операций дороги были просто необходимы. Первой и самой известной была Аппиева дорога, построенная в 312 г. До н. э. Она имела 11 м в ширину и шла на юг от Рима до Капуи, всего на 260 км. Сельскохозяйственная продукция из провинции доставлялась в Рим в обмен на мануфактуру и всяческие диковинные товары из далеких стран. В дальнейшем прокладка дорог стала развиваться довольно быстро, и ко времени Адриана (117-138 гг.) дороги в Риме простирались от столицы до северной Европы и Среднего Востока. Скорость передвижения транспорта в то время была 8 км/ч, а через каждые 60 км была стоянка для отдыха.
Римляне научились использовать различные средства передвижения. Легкие грузы перевозились на небольших повозках, запряженных лошадью или мулом. Более тяжелая поклажа загружалась в телеги, запряженные волами или мулами. Бедняки могли переезжать из города в город на четырехколесных повозках, богатые горожане наслаждались поездками в двухколесных экипажах (карпентум). На короткие расстояния можно было передвигаться на повозке (цизиум), которую вез раб; туда помещалось не более двух пассажиров. Римляне первыми испытали транспортные перегрузки. Дороги были так загружены, что пришлось ввести специальные правила движения, где приоритетом пользовались военные и государственные чиновники. Во многих городах днем транспорт был запрещен. По городу можно было передвигаться на закрытых носилках - литтерах, которые несли рабы.

Эрил Девис. Транспорт. Москва, «РОСМЭН». 1994.

* * *

Марк Бергин.
Строительство римской дороги.

Марк Бергин. Строительство римской дороги.

Пётр Васильевич Басин.
Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима.
1830.

Пётр Басин. Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима. 1830.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин.
Новый Рим. Замок Святого Ангела.

Сильвестр Феодосиевич щедрин. Новый Рим. Замок Святого Ангела.

Фёдор Михайлович Матвеев.
Вид Рима. Колизей.
1816.

Фёдор Матвеев. Вид Рима. Колизей. 1816.

Мне кажется, теперь... по крайней мере, если бы мне предложили - натурально, не какой-нибудь государь-император или король, а кто-нибудь посильнее их - чт? бы я предпочел видеть перед собою - древний Рим в грозном и блестящем величии, или Рим нынешний в его теперешних развалинах, я бы предпочел Рим нынешний. Нет, он никогда не был так прекрасен. Он прекрасен уже тем, что ему 2588-й год, [Годом «основания Рима» принято считать 753 г. до нашей эры. Гоголь ошибся здесь (и в заголовке письма) на три года. ] что на одной половине его дышит век языческий, на другой - христианский, и тот и другой - огромнейшие две мысли в мире.

Но вы знаете, почему он прекрасен. Где вы встретите эту божественную, эту райскую пустыню посреди города? Какая весна! Боже, какая весна! Но вы знаете, что такое молодая свежая весна среди дряхлых развалин, зацветших плющом и дикими цветами. Как хороши теперь синие клочки неба промеж дерев, едва покрывшихся свежей, почти желтой зеленью, и даже темные, как воронье крыло, кипарисы, а еще далее - голубые, матовые, как бирюза, горы Фраскати и Албанские, и Тиволи! Что за воздух! кажется, как потянешь носом, то по крайней мере семьсот ангелов влетают в носовые ноздри. Удивительная весна!

Гляжу - не нагляжусь. Розы усыпали теперь весь Рим, но обонянию моему еще слаще от цветов, которые теперь зацвели и которых имя я, право, в эту минуту позабыл. Их нет у нас. Верите ли, что часто приходит неистовое желание превратиться в один нос: чтобы не было ничего больше - ни глаз, ни рук, ни ног, кроме одного только большущего носа, у которого бы ноздри были в добрые ведра, чтобы можно было втянуть в себя как можно побольше благовония и весны...

Н. В. Гоголь - М. П. Балабиной. Рим, месяц апрель Год 2588 от основания города.

* * *


Римская матронна
Римская матронна :: Джон Уильям Годвард
Римляне под игом
Римляне под игом :: Шарль Глейр, описание картины
Птицы в клетках
Птицы в клетках (римский интерьер) :: Леон Глейз (Leon Glaize)

теги: Древний Рим в живописи

ссылки:

Древний Рим, Египет - картины (библиотека шедевров)



От: Nika,  






Скрыть комментарии (4)

UP
НовА   Активность: 5465  Март 28, 2018


Древнеримские сюжеты, пейзажи и монументальные здания захватывают своим величием, красками и романтизмом. Каждая картина хороша по-своему. Мне особенно понравились полотна: "Римская деревня. За водой" полотно конца 1880г., "Римская идиллия" 1885-90г., "Сцена из Римской жизни", "Римская оргия блестящих времен цесаризма" 1872г. - художник Генрих Семирадский. Очень впечатлила картина П.В.Басина "Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима".

  1


KV   Активность: 186  Апрель 4, 2018


Что может объединять картины о Риме? Это настолько разноплановый, многосторонний город, древнее государство, с тысячей разных лиц, что, конечно, каждый художник видит его по-своему. Плюс богатейшая история, в которой были взлеты и падения, события, которыми можно гордиться или стыдиться их, так что аспектов и ракурсов для рассмотрения предостаточно. Например, Колизей Герасимова и Тернера: вид изнутри и снаружи, вроде похожие образы, но второй вариант имеет более античный оттенок, он окружен лужайкой, первый же не показывает пейзажа снаружи, но создается ощущение, что это более современный вид. Одним из частых объектов рисования является архитектура города, в которой представлены, пожалуй, все направления, начиная с античности. "Дворец Квиринал" Зампьери очень фотографичен, с четкими линиями, геометрией, ясной палитрой, а его же "Огни Рима" - уже более эскизная работа, с более монохромной гаммой вечерних оттенков, которыми мягко окутан, завуалирован пейзаж. А графика "Мост Салерно" демонстрирует [Развернуть]

  2


Julyamp   Активность: 629  Август 26, 2019


Рим прекрасен и многогранен! Однажды там побывав, он остается в сердце навсегда. С упоением просмотрела картины, очень мечтаю туда вернуться!

  3


Алина   Активность: 766  Ноябрь 11, 2019


Очень яркие и интересные работы. Глаза радуются!!!

  4



Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Самые известные натюрморты - топ 10Иерархия жанров живописи »