Опубликовано: Январь 28, 2009
Музей Фитцуильяма, Кембридж
Музей Фитцуильяма назван в честь Седьмого виконта Мерриона, Ричарда Фитцуильяма (1745-1816). Поместье его семьи находилось неподалеку от Дублина, в Ирландии, но жил он в основном в Лондоне и Париже. Ричард Фитцуильям был хорошо образован, славился своими оригинальными суждениями о литературе, музыке и живописи. Виконт собрал обширную библиотеку и лучшую во всей Англии коллекцию гравюр Рембрандта, в которую вошли картины и иллюстрированные манускрипты. Ричард Фитцуильям завещал свою коллекцию Кембриджскому университету, в котором он когда-то учился. Кроме того, Ричард Фитцуильям оставил 100 тысяч фунтов стерлингов на строительство здания для своей коллекции. В 1821 году университет приобрел земельный участок, но само строительство здания началось только в 1837 году и продолжалось одиннадцать лет. В 1848 году музей открыл свои двери для посетителей, однако отделочные работы велись вплоть до 1875 года.  За время своего существования музей претерпел ряд реконструкций и ремонтов. Выставочные залы и интерьеры также подверглись отдельным изменениям. В настоящее время музей Фитцуильяма является одним из лучших музеев в Великобритании. В нем превосходно представлена итальянская и голландская живопись. Украшением музея считается авторская копия тициановской картины "Тарквиний и Лукреция"(1571). Кроме полотен, здесь находятся греческие и римские экспонаты древности, рисунки, монеты, а также коллекция корейской керамики - лучшая в мире, находящаяся за пределами Кореи. Директора музея Фитцуильяма заслуживают отдельного разговора. Интересным человеком, занимавший этот пост с 1893 по 1908 год был М.Р.Джеймс, один из знаменитых медиевистов того времени. Он занимался немного наукой, но хорошо запомнился английской публике своими рассказами о приведениях и духах. Эти рассказы и сейчас - классика жанра. Говоря по чести, для музея гораздо больше сделал сэр Сидни Коккерелл, его преемник, который занимал пост директора музея до 1937 года. Когда он принял музей Фитцуильяма, выставочные залы были переполнены, а экспонаты в музее находились в чудовищном беспорядке. Новый директор взялся за наведение порядка. Второстепенные полотна были отправлены в запасники. Интерьер музея он оживил с помощью живых цветов и напольных ковров. Благодаря стараниям этого директора музей преобразился. В музее Фитцуильяма экспонируется замечательное собрание работ Блейка, благодаря которому, можно понять основные замыслы творческих периодов художника. Гравюры, картины и "иллюминированные книги" мастера можно увидеть в самых разных выставочных залах мира. Крупнейшие коллекции работ Уильяма Блейка находятся в Великобритании и Америке. Музей Виктории и Альберта, Британский музей, галерея Тейт и Йельский центр британского искусства располагают представительными собраниями этого художника. Однако музей Фитцуильяма в Кембридже оставляет все эти галереи далеко позади. Он интересен не только представленной здесь коллекцией работ художника, но и тем, что связан с людьми, сыгравшими существенную роль в судьбе Блейка. Первую картину Блейка музей приобрел при жизни художника, в начале 1818 года. В 1872 году, через много лет, музей Фитцуильяма получил в дар прекрасную копию "иллюминированной книги" художника "Брак Неба и Ада". В дальнейшем коллекция произведений Блейка в музее пополнялась не только за счет приобретений, но и благодаря пожертвованиям. В 1935 году Т.Рич сделал щедрый вклад в собрание музея. Он был женат на внучке Джона Линнела, покровителе Уильяма Блейка. От Джона Линнела и перешли к Т.Ричу гравюры и другие работы художника. В 1949 году, коллекцию другого покровителя Блейка, Томаса Баттса подарили музею. В нее входили шесть превосходных полотен художника. Исследователь творчества Блейка, сэр Джеффри Кейнс, скончавшийся в 1982 году завещал музею Фитцуильяма свою коллекцию, которая стала наиболее существенным поступлением за последние годы. Благодаря подобным дарам собрание Уильяма Блейка в музее Фитцуильяма - вполне уникально, тем более что в нем находятся также портреты Блейка, написанные другими мастерами и прижизненная маска художника, сделанная в 1823 году. [музеи Великобритании] Художественная галерея леди Левер, Порт Санлайт | Музей Джона Соуна, Лондон | Национальная портретная галерея Лондона | Дом-музей Лейтона, Лондон | Аббатство Уобурн, Бедфордшир | Британский музей, Лондон | Лондонская Национальная галерея [ Национальная галерея (Лондон) ] (National Gallery, London)) | Галерея Клоур, Лондон | Галерея Куртольда | Королевская академия художеств (Лондон, Великобритания) | Музей и галерея искусств Бирмингема | Собрание Уоллес, Лондон | Собрание Эсторика, Лондон | Уилтон-хаус, графство Уилтшир | Хоулкхэм Холл, Норфолк | Музей Виктории и Альберта, Лондон | Лондонский музей Веллингтона | Дом-музей, Чарльстон | Дом-музей Гейнсборо, Седбери | Городская художественная галерея, Лидс |
От: Bira,  
Похожие темы:
|