1617 г., х.,м, 68.5 x 118 см., частная коллекция
художник: Питер Пауль Рубенс (1577-1640) теги: отрубленная голова медузы горгоны, змеи и другие гады Голова Медузы Холст, масло. 68,5 х 118. Инв. № 3834. Картинная галерея Художественно-исторического музея, Вена Не позднее 1635 г. и до 1648 г. картина находилась в собрании герцога Букингемского. Предположительно приобретена в 1648 г. для императора Фердинанда III. Prager Inventar 1685, Nr. 38. - В 1876 г. привезена из Праги в Вену. - Е. 1183, GNr. 846; Verzeichnis 1973, S. 147. Горгона Медуза, единственная смертная из трех дочерей морского божества Форкия, отличалась необыкновенной красотой, особенно прекрасными были ее волосы. Нептун обесчестил ее в храме Минервы, и богиня наказала ее, превратив волосы Медузы в змей. Под взглядом ее все превращалось в камень; она обитала в труднодоступной местности у подножья Атласских гор в окружении окаменевших людей и животных. Персей обезглавил Медузу с помощью хитрости: чтобы не быть превращенным в камень, он приблизился к спящей горгоне, глядя в медный щит на ее отражение. Из ее крови появились змеи, а также, согласно Овидию, - крылатый конь Пегас. Обилие змей в Ливии объяснялось тем, что из отрубленной головы Медузы капала кровь, когда Персей летел с ней над этой страной. После того как Персей при помощи головы горгоны умертвил множество врагов, он подарил ее Минерве. (Овидий, „Метаморфозы", IV, 615-661, 770-803). Классическим местом изолированного изображения головы Медузы является, в соответствии с ее функцией, отвращающий беду щит (Минервы). Известны металлические чеканные щиты, часто встречавшиеся в XVI в., и расписные деревянные щиты. Традиция украшать деревянные щиты вызывавшей ужас головой Медузы восходит к несохранившемуся юношескому произведению Леонардо да Винчи, которое находилось в XVI в. во владении Медичи и было описано Вазари в 1568 г. Собственностью Медичи был деревянный щит с головой Медузы, созданный Караваджо в последнем пятилетии XVI в. (в настоящее время в Уффици, Флоренция) и посланный кардиналом дель Монте около 1600 г. великому герцогу Фердинанду I. Рубенс, очевидно, знал если не сам оригинал, то данное Вазари описание щита Леонардо, а также щит Караваджо, который он мог видеть, побывав во Флоренции в 1600 г. Использование иконографии Медузы в политически устрашающем аспекте в конце XVI в. и в XVII в., о чем свидетельствуют источники и изображения того времени (Лудовико Дольче, Чезаре Рипа, Джамбатиста Марино; посвященная Алессандро Фарнезе гравированная аллегория правителя, выполненная Отто Вениусом), - все это, очевидно, было известно Рубенсу. Правда, он транспонирует эмблемно-знаковую интерпретацию темы Медузы XVI века в повествование, гуманистическое поучение. Поучение приобретает силу убеждения благодаря страшно достоверному воспроизведению бледной окровавленной отрубленной головы, из которой выползают натуралистически изображенные разнообразные рептилии. Эти твари написаны, вероятно, одним из художников мастерской Рубенса, специализировавшимся на изображениях подобного рода, возможно, Паувелем де Восом или, скорее, Франсом Снейдерсом, который, по видимому, и имелся в виду при самом раннем упоминании картины в 1635 г. Написана она была предположительно в 1617-1618 г., примерно в то же время, что и картина „Чудо св. Игнатия", предназначавшаяся для церкви иезуитов в Антверпене (ныне в Художественно-историческом музее в Вене) . Копии находятся в Дрездене (А. Вольфвут) и в Брно. Литература Западноевропейская живопись из художественно-исторического музея в Вене, Каталог выставки, Ленинград 1988
фото: Общественное достояние
Загружено: VaLeNt
Peter Paul Rubens (41-48)
Скрыть комментарии (1)
Случайные картины, в том числе современных художников:
|
Потрясающей красоты картина! Волосы Медузы, которые всегда считались её гордостью, словно продолжают жить даже после её смерти. А её застывшее лицо символизирует её страшную окаменяющую силу. Но главное - это глаза, которые просто приковывают взгляд. Полотно одновременно пугает и восхищает.
1