1895-1890 г., холст, масло, Частная коллекция
[гора Синай, Моисей на горе Синай] Нажмите для деталей. Библейские сюжеты в мировой живописи Быстрый переход в разделы: картины на библейские сюжеты Моисей, добывающий воду из скалы обретение Моисея
Моисей, 3 часть - земля обетованная
Моисей на горе Синай (холст, масло, XIX)
Француз, художник и яркий представитель академизма – Жан-Леон Жером, - оставил после себя большую коллекцию работ. Его творческий порыв скитался в поисках определенного стиля и жанра наравне с автором. Многочисленные путешествия по Африке, в частности Египетским пустыням и Востоку, нашли яркий отпечаток тематике Жерома. Среди картин художника есть те, что относят к салонным работам, портрету, жанровой живописи с закостенелым академизмом.
«Моисей на горе Синай» искусствоведы обозначили картиной позднего периода творчества Жерома. Она отражает внутренний мир художника и набожность, поклонение святому писанию и религиозный трепет. Одно из самых значимых событий в христианской религии – явление Бога Моисею на горе Синай, или Хорив, для передачи десяти заповедей на пятидесятый день после исхода из египетских земель.
Событие увидено автором в довольно-таки мрачных красках и вселяет в зрителя унылое настроение, сродни тому, что посетило измученный народ. Великий исход художник обозначил огромным скоплением людей, мелко прорисованных, буквально по крупицам. Стенания и протянутые руки странников олицетворяют жажду плоти и мучение души тех, кто поверил Иисусу. И вот Оно – явление создателя! Его не видно, лишь силуэт на фоне золотого свечения. Величие Бога Жером передал за счет его нарочито крупного облика и муравьиной горстки египтян у подножия Синая.
Благодаря темному колориту первого плана, небесный свод и ярко-желтое пятно, окружившее Создателя, выгодно «вытягивают» дальний план из мрака красок. Фиолетовая гора выбивается из общей теплой палитры, как чужеродное тело. Критики часто ругали Жана-Леона во фрагментарности работ, картинка которых словно мозаика распадалась на куски, не создавая целостности рисунка и цвета. «Моисей на горе Синай» - отличное тому подтверждение, с наличием двух абсолютно разных частей – теплой и холодной. Более того, небосвод с силуэтом горы и равнина живут сами по себе, об этом свидетельствует разная техника письма – четкая скрупулезная работа над мелкими деталями пустыни, в том числе песка и земли, и размытый прозрачный фон с «приклеенным» силуэтом Бога.
Полотно интересно по сути и композиции, пусть с явными нарушениями целостности. Оно повествует о событии, перевернувшем былой уклад всего христианского народа, спокойную жизнь, мораль и ценности. Жером отразил здесь собственное видение событий, быть может, вымышленных кем-то очень давно, но живо воспринимаемых верующими. Картина играет много ролей в историческом смысле – как иллюстрация к библейским сказаниям, и образец академической живописи художника ушедших столетий, и конечно, полотно не имеет цены, как материальный объект, разве что часть репродукций по мотивам сюжета великого Жана-Леона Жерома.
автор рецензии: Никонова Ирина © wm-painting.ru
фото: Общественное достояние
Загружено: Nika
Библейские сюжеты в живописи (1-8)
Скрыть комментарии (0)
Случайные картины, в том числе современных художников:
|