(1922 г., холст, масло)
Одалиска в красных шароварах, описание картины
Великий Анри Матисс – художник, нашедший собственный стиль в живописи, автор красочных полотен, упрощенных в отображении, но при этом насыщенных цветом и фактурным мазком.
Одалиски, как героини полотен, сопровождают целый ряд произведений Матисса с одноименными названиями. Красные шаровары мелькали в портретах девушек с середины 10-ых годов 19 века, словно визитная карточка определенного периода творческой жизни живописца.
Картина «Одалиска в красных шароварах», именно та, что представлена на этой странице, написана в 1922 году. Размер подлинника составляет 84х67 см. Здесь же отражен лишь фрагмент работы, но и он позволяет созерцать затейливое письмо Анри Матисса.
Хочется разобрать на составляющие детали портрета, так как манера художника такова, что каждый сантиметр покрытия маслом имеет своеобразный характер мазка – от лессировки до жирных слоев с фактурной поверхностью. Такое непостоянство объяснимо поисками Матиссом, в свое время, удобного стиля и простой художественной техники. Он писал импрессионизм, работы с точечным нанесением краски (пуантилизм), а также примитивные формы. Так, живопись француза Анри приобрела отголоски фовизма с его насыщенной палитрой и упрощенной конфигурацией образов.
«Одалиска» Матисса имеет простую компоновку, построенную на первом – основном плане и втором с видом на обстановку комнаты. Фрагмент, к сожалению, не охватил всего интерьера. Однако видно, что стены оклеены белыми обоями с синим орнаментом, а пол устлан пурпурным паласом. Вот, здесь отображена характерная для Матисса контрастность и сочность цвета.
Девушка помещена на топчан из коричневого дерева. Не смотря на то, что поза ее непринужденна, лицо кажется напряженным и неестественно сосредоточенным. Почему? Да потому, что черты женского личика имеют схематичный характер – «точка, точка, запятая». В этой простоте есть свои плюсы – обобщение форм, акцент на всю работу в целом, а также минусы, связанные с отсутствием черт героини, свойственных каждому человеку, выражающих настроение и мимику.
При этом живописец подчеркнул аристократичность дамы – ее белой коже с розовым отливом и блеском наливного яблока, убранству одежды (или той части, что осталась на теле). Отобразив женщину в направлении «ню», так популярном в античные времена, но обретшем короткое звучание – Ню, - сегодня, творец оставил своей одалиске кружевной чепец и такие яркие штаны! О да, они стали, чуть ли, не главной деталью полотна.
Узорчатая вышивка покрывает брючины из бархатной ткани. По крайней мере, глубина цвета и объемные заломы складок очень напоминают тяжелый и шершавый бархат. Распахнутый халат имеет прозрачную невесомую фактуру, чепец – кружевной головной убор, - придает образу некой детскости и озорства. И сразу видно, что гостья только что проснулась.
Обращает на себя внимание незаконченность и схематичность форм – мебели, также самой девушки и рисунка на стенках. Даже эллипс столешницы написан кривовато и, в какой степени, не аккуратно. Такие нюансы характеризуют отношение Анри Матисса к конкретике образов и предметов – во главе целое, а не отдельно стоящие объекты.
Напоследок хочется добавить, что эта работа, в случае Матисса, довольно сложна в повествовании, ее можно бы еще и еще сократить до простых силуэтов и поделить, как дробное число. Но пока, художник ищет собственную простоту и говорит, что для него «…речь идет об упрощении. Вместо того, чтобы рисовать контур и заполнять его краской — причем одно изменяет другое…», ведь «упрощение гарантирует точность соединения обоих процессов, образующих теперь единое целое. Это не начало, а завершение».
фото: Общественное достояние
Загружено: Nika
Картины ню, эротика в шедеврах живописи (1-8)
Скрыть комментарии (0)
Случайные картины, в том числе современных художников:
|