холст, масло, 1596г., Национальный музей Каподимонте, Италия
Выбор Геракла
«… Из того, что есть на свете полезного и славного, боги ничего не дают людям без труда и заботы…»
Ксенофонт Афинский о «встрече Геракла с Добродетелью и Порочностью» из «Воспоминаний о Сократе» Эпический сюжет картины «Выбор Геракла» написан итальянским художником Аннибале Каррачи под влиянием мифологических сказаний о славной жизни полубога Алкида (прозвище «Геракл» дал ему Дельфийский оракул). Тема трудного выбора правильного пути в жизни молодого еще героя затрагивала творчество многих художников. В исполнении Каррачи сцена метаний получилась не менее полной и содержательной по композиции и томной палитре цветов. В основу главного сюжета автор вложил тот момент, когда Порочность и Добродетель уже открыли карты юноше, демонстрируя совершенно разные дороги.
Легенда, которой посвящена работа, появилась на свет в повествовании греческого софиста Продика, с пересказом самим Сократом и увековечиванием на папирусе Ксенофонтом. Рассказанная некогда сказка стала аллегорией вечной диллемы человека и вошла в современный быт, как метафора сложного выбора верного решения. В художественном исполнении то, что существует в прозе, передать не так просто. Однако Аннибале удалось выразить сложную сцену и душевные терзания молодого Геракла понятно и доступно.
Как на ладони расположились «весы» порока и добра. Порок-нимфа, как принято, прекрасна и чиста. Она обнажена и практически не прикрыта дымкой ткани. Ее атрибутами в данной интерпретации служат маски, как олицетворение обмана и лицемерия. Как правило, дорога, что предлагает пройти Порок, имеет великолепные сады, поля, долины, она прямая без преград. Автор не стремился к подобным пейзажам. Зато извилистый тернистый путь Добродетели изобразил весьма темным, узким и скалистым. Сама же дева добра имеет весьма скромное облачение. У ее ног расположился поэт, что воспевает Героя.
Известно, что Геракл выбрал трудный путь испытаний. Полотно еще полно тайны решения. Юноша задумчив, прекрасен и силен. Его молодость может сыграть злую шутку и направить по дороге радости и наслаждений, не делая добра друзьям, не почитая богов.
Сцена выбора омрачена тяжелой палитрой картины. Она слишком темная, и печальная. Детали «забиты» обилием теней и полутонов. Очень крупные фигуры еле вмещаются в площадь холста, поэту тесно, и пейзаж надуман. Это видение автора, а зрителю же остается наслаждаться работой творца XVI века, подражателя Рафаэлю и Микеланджело. автор рецензии: Никонова Ирина © wm-painting.ru теги: Аллегория, нимфы, Геракл, выбор
фото: Общественное достояние
Загружено: Nika
Античная мифология (41-48)
Скрыть комментарии (0)
Случайные картины, в том числе современных художников:
|