1882 г.
художник: Эдуард Мане стиль: импрессионизм теги: французская живопись конца 19 века, городской пейзаж, клумбы, пейзаж Живописное произведение «Дом в Рюэле» было создано Мане в 1882 году. С конца 1870-х годов художник всё чаще чувствовал недомогание и боли в ногах и спине. Но поставленный позднее тяжёлый диагноз не повлиял на творческую волю Мане, и он продолжал напряжённо трудиться и творить всё новые и новые работы. Однако болезнь давала о себе знать. Всё чаще у художника возникали проблемы с координацией мелких движений. В первую очередь страдала мелкая моторика, которая отвечала за навыки рисования и умение держать кисть. Но художник боролся изо всех сил со своим недугом и не впадал в уныние. В этот нелёгкий жизненный период Мане созданы такие прекрасные живописные полотна, как «Осень» (1881), «Портрет Анри Рошфора» (около 1881), «Бар в Фоли-Бержер»(1881-1882), «Дом в Рюэле» и многие другие.
Работа над написанием картин отнимала у Эдуарда Мане много сил. Он редко совершал прогулки, посещал друзей. Художник практически всё своё время проводил в мастерской. Он понимал, что в таком положении ему не стоит терять ни дня, ни минуты. Поэтому он рисовал, рисовал неистово и самоотверженно.
Всё чаще Мане стал отказываться от создания масштабных, широкоформатных работ, и сосредоточил своё внимание на небольших по размеру натюрмортах и пейзажах, напоминавших милые красочные зарисовки, одной из которых можно назвать «Гвоздику и клематис в хрустальной вазе» (около1882). Тонкий, лёгкий маленький букетик Мане изобразил в простой вазе, без ненужных украшений, которые смотрелись бы излишне. Спокойный сиренево-лавандовый фон создаёт ощущение дымки, нежной невесомой затуманенности. Свет и воздух чувствуется в каждом лепестке. Фон спокоен и не пестрит рисунками и пышными орнаментами, что позволяет сконцентрировать внимание именно на красоте созданной Мане флористической композиции из гвоздики и клематиса, для которой характерны и недосказанность, и призрачность, и трепет, и зыбкость контурных линий. Мане любил изображать разнообразные виды цветов, выстраивать цветочные композиции.
В картине «Дом в Рюэле» также прослеживается этот важный для живописи Мане цветочный мотив. Напротив ярко освещённого дома изображена клумба, с посаженными на ней всевозможными цветами и растениями.
На картине как будто остановилось время. Здесь всегда светит солнце, никогда не бывает пасмурных дней, цветёт и радует глаз изумительная природа. Красивым колористическим сочетанием можно считать выбор художником для декорирования дома жёлтого, синего и кораллового оттенков. Синие ставни смотрятся изысканно, не вычурно и подчёркивают нежный тон стен дома. Кораллового цвета бордюр служит необходимым цветовым акцентом. Ближе к потоку солнечных лучей ставни выглядят светло-голубыми белесоватыми пятнами, в то время как, если двигаться вглубь сада, окна дома приобретают насыщенный глубокий синий цвет. В самом саду стоят скамейки, выкрашенные в белый цвет. Всё создано для отдыха и наслаждения жизнью, созерцания её размеренного течения в отрыве от суеты и мирских проблем. Тени на дорожке, ведущей к дому, исполнены сходного синего оттенка, что и цвет оконных ставен. Переходы от света к тени осуществляются стремительно и дерзко. Травяной покров газона рядом с домом состоит из различных оттенков зелёного цвета, охристых вкраплений, тёплых желтоватых красок. Деревья опушены ажурной листвой, сквозь которую просвечивает свет и создаётся особая воздушная атмосфера. Картина получилась многоцветной, оптимистичной. Даже не верится, что работа «Дом в Рюэле» создавалась в столь нелёгкий для художника период жизни, когда его самочувствие было подорвано тяжёлой болезнью, для которой на тот момент не существовало лекарства и оптимального лечения. Этюдная зарисовка «Дома» дышит светом и теплом. В ней нет ноток грусти или тревожных переживаний, всё наполнено умиротворением и тихой радостью. Не хватает только, быть может, какого-нибудь милого юного лица или беззаботного взгляда, брошенного случайно кем-то из добрых друзей художника, приятного разговора или лучезарного детского смеха. Тем не менее, живые сочные краски, в которых решена картина, рождают цельный приятный сердцу образ дома. Дом – главное слово в жизни каждого человека наряду с семьёй, поэтому и для живописи Мане концепт дома и семейного очага оставался ценным и важным на протяжении всей его творческой деятельности. Дом – это место, которое соединяет близких людей, скрепляет семейные узы, служит защитой от неприятностей и неудач. Семейные связи самые важные, без них человеку очень трудно приходится. Когда у тебя есть семья всегда легче, всегда есть тот, на кого можно положиться и на чьё плечо опереться. Дом – это крепость, ограждающая нас от неурядиц и душевных смятений. Мы всегда заботимся о том, чтобы наше жильё было уютным и тёплым. Для этого мы всячески облагораживаем его, украшаем, ухаживаем за садовыми растениями, пытаемся сохранить и сделать приятным и неповторимым каждое мгновение нашей совместной жизни.
Для импрессиониста Мане всегда главным оставалось каждое мгновение жизни, каждая частица бытия. Поэтому он стремился до конца своей жизни в полной мере уловить всю красоту окружающего мира, и с помощью красок и особого художественного видения воплотить её на холсте без «приглаживаний», что было характерно для мастеров академической живописи. А создать свой индивидуальный взгляд, который бы проявлялся в живописных полотнах и был доступен для восприятия людей-ценителей его творчества и просто восхищённых зрителей. Живопись Мане, по словам Золя, оказывала терпкое и даже суровое впечатление. Но это впечатление было первым, затем всегда происходил необходимый и неизбежный процесс погружения в картину, в структуру её образов, складывающихся из хаотичных на первый взгляд пятен.
автор: Леушина Ольга 2013-07-17
фото: Общественное достояние
Загружено: Nika
Edouard Manet (33-40)
Скрыть комментарии (0)
Случайные картины, в том числе современных художников:
|