1892 г.,
Масло на мешковине, натянутой на холст,
72.4 x 92.4 см., Галерея Альберта Кноха, Баффало, Нью-Йорк
художник: Поль Гоген «Дух мёртвых ожидает» (Manao tupapau) — холст, масло. Эта картина, написанная Полем Гогеном в 1892 году, изображает обнажённую островитянку с Таити. Девушка лежит на животе, а позади неё сидит старая женщина. Если соотносить название картины с мифологией Таити, оно может означать как то, что девушка представляет себе приведение, так и то, что призрак думает о девушке. Предметом вдохновения для этого полотна стала супруга Гогена, Теура, которой на тот момент было 14 лет. Когда художник пришёл домой, он застал её в крайне испуганном состоянии. Вот, что он рассказывал: «Неподвижная, обнажённая, уткнувшаяся лицом в кровать, с огромными, наполненными страхом глазами… Могла ли она, с её испуганным лицом, принять меня за очередного демона или призрака, тех, что не дают спокойно спать её народу?» Дух, которого она боится представлен на картине в виде старой женщины, сидящей слева. Яркие насыщенные цвета символизируют коренную Полинезийскую веру в то, что светящиеся огоньки есть не что иное, как проявление духов умерших. Картина принадлежит к серии «испуганные Евы», которую Гоген создал в 1889 году. Искусствовед Ненси Моулл Мэтьюс считает, что этой работой Гоген хотел показать качество создаваемых им линий, динамику картины, лёгкий эротизм, а страх представляет собой сюжет картины. Если можно так выразиться это своеобразное «объяснение женских эмоций». Мэтьюс подвергает сомнению объяснения Гогена, что Теура обескуражила его своей иррациональной боязнью призраков, темноты, однако, вполне допускает, что страхи девушки могли быть вызваны агрессивным поведением художника, и вызваны физическим насилием над этой женщиной. Другие ученые увидели смысл этого сюжета в том, чтобы представить сексуальность в искусстве более приемлемой для закрепощённой европейской публики. В одном из писем Гоген объяснял цветовую гамму и символизм этой картины таким образом: «Исключительная гармония, мрак, грусть, страх, воздействуют на зрителя, как траурный звон. Фиолетовый, тёмно-голубой, и жёлто-оранжевый. Я сделал бельё жёлто-зелёным потому что, во-первых, постельное бельё этой дикарки отличается от нашего, а во-вторых, оно создаёт эффект искусственного света (женщины Канака никогда не спят в темноте), и я не хочу светового эффекта от лампы. В-третьих, это жёлтое бельё создаёт гармоничный цветовой ансамбль с жёлто-оранжевыми и синими нюансами на картине. На заднем плане картины есть несколько цветков, но они не должны быть реалистичны. Будучи образными, они походят на искры. Канака считают, что свечения по ночам исходят от духов мёртвых, они верят в это и боятся их. В итоге я создаю призрак очень простым: в виде маленькой старухи. Ведь молодая девушка, не знакомая с французскими представлениями о духах, может себе представить призрака разве что в виде собственной смерти, то есть это должен быть кто-то вроде неё самой». Гоген рассказывал, что светящиеся в темноте огоньки, которых так боятся и принимают за шалости призраков коренные жители Таити, действительно встречаются на островах по ночам. На самом деле они вызваны они грибами, растущими на деревьях. Характер картины мог бы сказать, что у художника много общего с работой Пьера Лоти, который представлял духа как монстра с голубым лицом и острыми клыками. Решение изобразить старуху вместо причудливого демона могло быть обусловлено желанием использовать символичность, которая ближе для европейской аудитории.
фото: Общественное достояние
Загружено: Nona
Paul Gauguin (9-16)
Скрыть комментарии (2)
Случайные картины, в том числе современных художников:
|
Красивая и глубокая картина, полная любви
1
Всё бы здорово, но немного режут взгляд несоответствующие друг другу пропорции тела. Но... Художнику виднее)
2