Раздел:
По жанру (830 )
| По художнику (2671 )
| Фрески и роспись стен (119 )
| |
1931 г.,
х., м., 140 x 98 см., частная коллекция
[бессознательное в сюрреализме]
художник: Сальвадор Дали (Испания) (1904-1989) Старость Вильгельма Телля: в пространстве мифа. Картина Сальвадора Дали «Старость Вильгельма Телля» – собрание диссонансов и аллюзий. Первое, за что цепляется взгляд, – пустыня. Ровное выжженное солнцем пространство. Выше горизонта – синева, ниже – песок. Дали вообще любил помещать свои безумно-гениальные озарения в рамку песка и неба. Но менее пустынный и более оживленный край, чем место действия этой картины, трудно себе представить. Этот пятачок пространства являет собой скопище предметов и столпотворение фигур. Можно было бы сказать – людей, но подсчитать количество изображенных мастером людей здесь – задача нелегкая. Многие из фигур – повторяющиеся образы, фантомы самих себя. Если обратиться к мнению специалистов, можно узнать, что пожилой мужчина с женской грудью в центре полотна – Вильгельм Телль, зловещее олицетворение отца – тирана и самодура. Отца, приносящего в жертву собственного сына. Дали переосмыслил образ легендарного швейцарского лучника, вложив в него свои детские обиды и горечь семейного конфликта. Этот персонаж фигурирует в нескольких картинах мастера, создавая новое мифологическое пространство. Сцена очерчена несколькими живописными руинами в античном стиле. Розы напоминают скорее о терниях, нежели об Эдеме. Занавес – натянутая простыня – стыдливо скрывает от зрителя часть происходящего. Две женские фигуры, прильнувшие к центральному персонажу, явно отыгрывают какой-то эротический этюд. Пара, покидающая арену, раздавленная стыдом и отчаянием, – это сын Вильгельма со своей избранницей, изгнанные отцом из Рая. Уходя, они оставляют здесь часть себя: два безжизненных тела в левой части картины – это тоже они. Жертва, принесенная ради права уйти. На горизонте изгнанников поджидает пара, обнявшаяся в странном танце. Быть может, танцоры на фоне скалы – это будущее новых Адама и Евы. И, наконец, последнее живое существо, которое присутствует на картине и одновременно находится вне ее. Лев. Точнее – тень льва. Наблюдатель, судия, палач? Можно трактовать этот образ по-разному, но, определенно, это зловещий штрих, таящий в себе угрозу и намек на возмездие. Один из архитектурных элементов в правой части картины украшен барельефом с характерным наполеоновским профилем. Император отвернулся от происходящего на сцене. Взор его устремлен в сторону скалы и танцоров, в будущее. Роза у нижней кромки полотна втоптана в песок. Возможно, она напомнит зрителю о необратимости времени, которое для кого-то окажется лекарем, а для кого-то – палачом. Ушедшие молоды. Вильгельм Телль стар. В этом свете лев напоминает скорее гиену-падальщика, замершую на берегу и ждущую, когда же по реке проплывет труп врага. автор рецензии: Белова Елена
Загружено: Bella
Мировые шедевры, репродукции картин (1-8)
Скрыть комментарии (1)
Случайные картины, в том числе современных художников:
|
Пришло время оставить Эдем. Время пришло и заняло все пространство, не оставив места Адаму с Евой, вытеснив их со сцены, залитой палящим солнцем. Вечерние тени резки и длинны, их краями можно пораниться. Адам не смотрит вперед, не смотрит под ноги. Он ощущает на своем темени вес лежащего яблока-мишени, незримого для остальных. Эта ноша пригибает его голову к земле. Стыд, отчаянье, бесплодные сожаления толпятся вокруг, душат, оглушают его.
Оплавленным воском стекают тела, брошенные позади. Золотые волосы Евы расплескались по верхушке капители, сплелись с колючим розовым побегом. Заклание свершилось, и шипы уже не ранят. Андромеда досталась чудовищу, Персей разделил ее участь.
Старый Вильгельм, принимающий ласки двух одалисок, застыл изваянием, как памятник собственной непримиримости. Он залит в прозрачный куб из света, воздуха, расплавленного времени. Изгнанники достигнут горизонта, а трое за полотняной драпировкой так и будут стоять в песках, замерев в пароксизме сладострастия, пока [Развернуть]
Подставив широкое приземистое тело закатному солнцу, на песчаном бархане стоит лев. Тень его падает на простыню, разъедая ее подобно щелочи. Лев ждет: спокойно, по-хозяйски уверенно. Он готов стоять здесь, покуда не осыплются песком человеческие фигуры, пока их плоть не смешается с плотью пустыни. Время работает на него.
Адам ищет руку Евы, вслепую тянется к ее пальцам. Но руки ее прижаты к лицу. Она бредет рядом: раздавленная горем, не глядя вдаль. А раскаленный ветер уже сменяется волной чуждых звуков и запахов, и на сетчатке глаз под закрытыми веками ослепительное солнце вырисовывает силуэты двух танцоров.
1