ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
Рекомендуем информацию о :

Не знаете, что подарить близкому человеку? У нас идеи подарков в большом количестве!

Наша группа в социальных сетях - Присоединяйтесь!

Опубликовано: Май 13, 2010

Ритм

Какой бы способ размещения фигур и предметов в живописи или в любом другом виде искусства мы ни рассматривали, всегда в композиции образуются более ясные, четкие линии, массы и формы, а также формы более раздробленные и мелкие. Эта возникающая в каждом произведении система линии, цвета и массы порождает определенный ритм и движение, являющиеся важным элементом композиции.

Понятие «ритм» знакомо, вероятно, всем читателям. Ритмом в музыке, поэзии называют периодическую повторяемость одинаковых или схожих элементов. Говорят еще: ритмичные движения, ритмичная работа, ритм жизни. Действительно, ритм сопровождает нас всю жизнь. Почувствовать ритм какого-либо процесса, попасть в ритм значит очень многое: понять его структуру, уметь предсказать его развитие, овладеть им. Чувство ритма присуще всем, поэтому любой ритм, а также отклонения от него небезразличны людям и имеют определенную эмоциональную окраску.

В отличие от ритмов музыки и поэзии, проявляющихся во времени, ритм в изобразительном искусстве осваивает пространство, существуя на плоскости или в объемных формах.

Другая важная особенность ритмов в изобразительном искусстве — их, сравнительно с временными искусствами, менее строгая и труднее уловимая организация. Ведь мир форм бесконечно разнообразен, и, кроме того, если время имеет одно измерение и единственное направление, то у плоскости два измерения, у пространства три. Поэтому ритм в изобразительном искусстве, как правило, состоит из неодинаковых повторов, отличающихся лишь одним или несколькими признаками. Такими признаками могут оказаться: цвет, очертания фигур, объемная форма, направление линий и масс, размеры форм, расстояния между формами, жесты, наклоны, повороты—словом, все то, что зримо, и все, что изображено в произведениях.

Чтобы обнаружить ритмическую основу произведения— подобные элементы среди прихотливо сочетающихся форм, — часто необходим осознанный, целеустремленный поиск, логическое умение сравнивать и сопоставлять. Ведь если музыка и поэзия сами «ведут» нас во времени — нужно только, подобно усталому пловцу, отдаться их течению, — то здесь существенную роль в восприятии ритма играет последовательность перемещения взгляда вдоль изображений, т. е. развитие ритма в конечном счете устанавливает сам зритель. Разумеется, художник расставил нужные акценты и направления, но если мы окажемся нечутки и невнимательны, то пройдем мимо этих вех.

Рассмотрим несколько крупных картин, в которых достигнута высокохудожественная организация всех элементов композиции, в том числе и ритма. Этот ритмический порядок всегда подчинен художественной идее произведения и помогает выявить замысел художника. В центре картины В. Сурикова «Боярыня Морозова» образ боярыни, выступившей против церковной власти за старообрядчество. Ее страстная убежденность, ее воля потрясали современников и возбуждали симпатию и сочувствие многих людей. Все это Сурикову нужно было рассказать зрителю выразительным языком живописи. И художник мобилизовал все средства своего искусства, чтобы сразу был ясен смысл изображенной сцены, чтобы без слов и объяснений зритель мог не только почувствовать страсть, силу и героизм женщины, но и понять, за что именно она борется. Одним из самых выразительных средств, раскрывающих идею картины, стала композиция. В ней поражает такое распределение групп и всех элементов картины, в результате которого все основные линии оказались направленными непосредственно к простертой руке боярыни, сложенной по-старообрядчески — в двуперстие. А двуперстие было символом, знаком старой веры, объединяющим всех ее многочисленных приверженцев. Этот символ и, конечно, полное страсти и призыва лицо самой боярыни и стали центром картины, притягивающим к себе все взгляды, все внимание толпы.

 

Картина В. И. Сурикова Боярыня Морозова

 

Народ и личность, народ и его герой — так можно определить тему «Боярыни Морозовой». Если прищурить глаза, чтобы стали неразличимыми отдельные фигуры, лица и жесты, то вы увидите колеблющуюся, переливающуюся красивыми тонами единую массу и посреди резко контрастное ей иссиня-черное пятно одеянья боярыни. Ни один другой образ в картине не может сравниться с образом боярыни по накалу самозабвенных страстей, по фанатической и лютой убежденности, нигде в толпе не повторяется этот жест, исполненный царственной гордыни и великолепного по силе призыва, нигде больше не мелькнет этот хищный и одухотворенный профиль. А народ действительно колеблется, будто многоголосие вступающего в песню грандиозного хора: протянутые руки, склоненные в поклонах головы, движения идущих рядом с санями, и масса, которая казалась в общем пестрой и красивой, почти радостной, на самом деле заключает море трагически противоречивых чувств: от глубокой скорби до любопытства и потехи, от скрытой силы до смиренной слабости, от слепой веры до раздумья. Так мастер умелой организацией множества элементов, частей и деталей картины направляет внимание зрителя прежде всего на самое главное. Художник ведет зрителя за собой, последовательно раскрывая в построении групп, в позах, в движениях фигур, в образах людей всю глубину и сложность своего замысла.

 

Рассмотрим композицию и другого произведения русской реалистической школы XIX века — «Проводы покойника» В. Перова. В этой драматической картине показана печальная, страшная судьба бедной крестьянской семьи, потерявшей своего кормильца. В центре композиции — поникшая фигура вдовы. Согнутая линия ее спины становится лейтмотивом всего композиционного построения картины. Она почти полностью повторяется в линии спины лошади, ее изгиб варьируется в форме саней, в контуре одетого в тулуп мальчика, в крае гроба и даже в некоторых линиях пейзажа. Эта ритмически повторяющаяся изогнутая линия, действуя как однообразный печальный мотив, намного усиливает скорбное содержание произведения.

 

картина Проводы покойника Перов

 

Некоторым зрителям может показаться, что этот появившийся в картине ритм возник оттого, что художник, не думая о нем, просто следовал самой жизни. Но в реальной действительности, если даже художник непосредственно и наблюдал подобную сцену похорон, могли возникнуть положения, хотя и естественные, но далеко не во всем соответствующие драматическому содержанию события. Лошадь, не понимающая трагедии смерти хозяина, могла шагать бодро и бойко, дети в какой-то момент, естественно, могли отвлечься от дум о своем сиротстве, вдова могла больше обращать внимания на своих детей. Однако Перов как наблюдательный и глубоко думающий художник отбросил все эти вполне возможные, но не связанные с замыслом картины моменты, передал только самые бьющие в цель позы, движения и линии, подчинив их определенному ритму и настроению.

 

Иные задачи произведения влекут совершенно другую ритмическую конструкцию. Вот уже несколько веков существует жанр группового портрета, который считается среди художников особо сложным, поскольку диктует трудно совместимые требования: изобразить сразу многих людей, выразить то общее, что есть между ними, со вниманием отнестись к каждой модели и добиться при этом равноценности каждого портретируемого. Посмотрим, как решены эти задачи современным советским художником Д. Жилинским в картине «Гимнасты СССР».

Д. Жилинский картина Гимнасты СССР

 

Д. Жилинский картина Гимнасты СССР

Художник изобразил портретируемых несколько сверху, что дало возможность вывести большое число людей практически в один план и одинаково внимательно обрисовать каждого из них. Отчетливо читаются не только лица, но и фигуры большинства спортсменов, резко выделенные из красного фона. Группа образует сложную фигуру, похожую на зигзаг в виде буквы N с плотно обрамляющей его вершину дугой. Таким образом, фигуры скомпонованы в два равноценных и легко просматриваемых вместе яруса. Ритм фигур четок и прерывист. В нем выделяются три плана: общая постановка фигур, основной мотив которой — упругая вертикаль и острый угол; движения рук, то прямо опущенных, то согнутых в локтях; повороты лиц, где контрастно чередуются фас и профиль. Ритм словно повторяет отлаженные гимнастические упражнения, где красота, мастерство и сила определяются именно четкой, фиксированной в каждом положении линией тела атлета. Каждое движение исполнено внутренней собранности, скрытой взрывной силы, оттого так суровы и почти неприступны в своей самопогруженности лица спортсменов. Это не просто портреты, а изображения людей, поглощенных подготовкой к трудной, требующей полной отдачи сил работе.

Приведем еще один пример активной организации линий и форм в композиции картины. Речь идет о «Девочке на шаре» — одной из ранних работ П. Пикассо. Распределение основных линий этой композиции наглядно показывает, что прямые линии и квадратные формы выявляют в фигуре атлета его грубую силу, а гибкие, изящные линии в фигуре девочки подчеркивают ее хрупкость. На противопоставлении этих двух контрастных фигур, показанных на фоне монотонного, печального пейзажа, и строятся композиция, ритм и художественный образ этой картины из жизни артистов старого бродячего цирка.



От: Бирюкова Ирина,  22699 просмотров


-

Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Композиция в живописиПередача движения и времени в искусстве »

следующая информация будет вам интересна: