ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

Вам могут быть интересны следующие ресурсы:


От: Миронова Анастасия
Опубликовано: Декабрь 20, 2007

Уход за картинами

Каждая подвесная картина требует хотя бы элементарного ухода. Конечно, речь не идет о том, чтобы лишь вытереть пыль с картин, а что нужно делать для того, чтобы картины сохранились как можно лучше и дольше. Принципиально мы не предпринимаем какого-либо серьезного вмешательства по отношению к ценным картинам, сами мы ухаживаем лишь за обычной, менее ценной продукцией.

ЧИСТКА КАРТИН
 
Речь идет о том, как можно добиться качественных результатов, используя простую технологию и соблюдая при этом все правила чистки.
Чисткой устраняется пыль, сажа и жир, постепенно осаждающиеся на картинах. Мы принципиально не чистим пастель, графику и рисунки красным мелом и подобными, мало связываемыми пигментами. Акварель, графику и рисунки не трем резинкой, таким образом уже было испорчено много хороших картин. Единственным способом чистки таких картин является осторожная чистка всей поверхности картины (не только ее части) свежей хлебной мякотью. Загрязнения картин могло и не быть, если бы они находились всегда под стеклом. В остальных видах техники (гуашь, темпера, масло) мы поступаем, в принципе, подобным образом:

Ход чистки
 
- На краю картины, находящейся под рамой, проверим, как картина будет реагировать на выбранное нами средство. Тем самым мы снизим возможность повреждения лака и красок; Проверка необходима главным образом у более старых картин, в которых состав слоев красок и лака бывает разным;
- Под картину, между блиндрамой и холстом, подложим стопку газет таким образом, чтобы блиндрама не продавила холст;
- Кусок ваты обмакиваем в выбранном нами растворе и удаляем им, не очень надавливая на холст, грязь с поверхности. При этом постоянно проверяем, не остается ли на вате кроме грязи и какая-нибудь краска (очень чувствительна, например, фиолетовая или черная у более старых картин). Если мы обнаружим на вате следы краски, то сразу же перестанем чистить и вымоем картину водой;
- Если на картине находится более толстый слой загрязнений или ввиду пастозности картины нельзя везде проникнуть ватой, то осторожно применим кисть для бритья, щетку или мягкую зубную щетку;
- Этот процесс мы повторяем несколько раз подряд до тех пор, пока вата не будет чистой.
 
Любителями используется ограниченная шкала средств для чистки:
а) Сухая чистка - если верхний слой картины стабилизирован, то можно чистить сухим способом. При этом мы используем фланелевую тряпочку и пластическую резинку на всей поверхности картины.
б) Вода - если грязь на картине - пыль, то для чистки достаточно одной теплой воды. Ее можно применить в том случае, если на всей поверхности картины нет трещин. В противном случае вода попала бы в нижние слои картины и повредила бы их. Воды нужно использовать как можно меньше, работать быстро. После чистки картины ее необходимо протереть мягкой тряпкой досуха. Вода не применяется, если речь идет о картинах с подкладкой из бумаги, включая и картон.

используемые чистящие средства
 
в) Терпентиновое масло - чаще всего используется для чистки картин, оно устраняет почти все загрязнения. Однако оно вредно для восковых лаков. Во время чистки терпентин быстро сохнет. Иногда хороший результат дает чистка, при которой поочерёдно используются вода и терпентин, причем самого высокого результата мы добиваемся в том случае, если на все время чистки картина остается мокрой.
 
Терпентин - это слабый растворитель. Поэтому перед чисткой необходимо удостовериться, не растворяет ли он некоторые краски. В первую очередь это касается произведений первой половины XX столетия, когда использовались и менее качественные масляные краски. Проверим на краю картины, который иначе закрыт планкой рамы. Если раствор будет иметь нежелательное воздействие, то мы должны нейтрализовать его водой. Более сильные растворы мы не используем.
 
г) Мыльный раствор - действуют те же правила, как и при чистке водой: больше всего он растворяет жирные нечистоты. Используется просто мыло, не содержащее щелочей. Из доступного мыла оправдало себя дешевое мыло для бритья. Мыльный раствор не должен быть сильным.
 
д) Остальные средства - иногда для чистки применяются и другие средства. Рекомендовать можно яичный белок и желток, также крахмальный клейстер, в которые добавляется немного глицерина. После чистки эмульсия устраняется с картины ватой, намоченной в терпентиновом масле.
Необходимо избегать так называемых проверенных средств для чистки картин дома, таких как керосин (он способен смягчить краски и таким образом привести в негодность и картины вековой давности), далее лук, картошка, кислая капуста, восковое мыло и т. п.


Г. Малли: Окучивание. Холст, масло, 80 х 110 см, конец 1920-х годов.
Г. Малли: Окучивание. Холст, масло, 80 х 110 см, конец 1920-х годов.


ЛАКИРОВАНИЕ КАРТИН

Фиксирование рисунков
 
От воздействия извне мы оберегаем картину прежде всего лакированием или фиксированием. Это нельзя использовать в картинах, написанных акварелью. Поверхность картин, исполненных пастелью, или более ценные рисунки, мы фиксируем специальным препаратом из смолы с низким световым преломлением. В наших специальных магазинах можно купить пастельный фиксатив PVA, пригодный и для рисунков. Фиксирование предохраняет растирание пигментов порошка на рисунке или сухой пастели. Однако можно ожидать, что после такой обработки краски частично поблекнут, изменятся. Поэтому необходимо все хорошо обдумать, в зависимости от ситуации. Фиксатив наносится как можно осторожнее распылением. Нанесение лака на поверхность картины (масло, темпера, частично гуашь) - это операция, предусматривающая двойную цель. Лаковая пленка - твердое и прозрачное покрытие, возникшее нанесением лака, - предохраняет цветовые слои от проникновения пыли, оксидирования и влажности. Это имеет и оптическое значение. Увеличивается насыщенность и яркость покрытых лаком слоев, подчеркивается глубина картины. В большинстве случаев это предусматривается художником заранее, когда он пишет картину. Освоение принципов правильного лакирования картин необходимо не только для ухода за картинами. Новую картину покрыть лаком придется, видимо, нам самим. Особенно у картин, написанных маслом, лак по технологическим причинам наносится приблизительно спустя год после ее написания. Если мы покрываем лаком слишком свежее масло, кроме всего остального, слой лака будет неравномерным.

Ход лакирования
 
Перед лакированием картина должна быть чистой и сухой. Лакирование проводится в сухом, непыльном, а самое главное, в теплом помещении. Лак наносится крест-накрест густой и широкой щеткой, или, если это необходимо, то осторожно тампоном из ваты.
М. Лалуга: У дома кривого Балажа. Холст, масло, 33 х 55 см, после 1970 г.

М. Лалуга: У дома кривого Балажа. Холст, масло, 33 х 55 см, после 1970 г.

Мы не уверены, изображает ли картина реальную действительность, или это абстрактная живопись. Без того, чтобы знать предыдущее творчество художника (смотри картины на стр. 47 и 96) мы, наверное, согласились бы скорее всего со вторым вариантом. В действительности на картине изображены крыши - изобразительные знаки трех (четырех?) разных конкретных домов из деревни Мичина, которые художник в разной степени абстракции применил и в других картинах. Стилизация и абстрагирование в выражении художника уже попали на границу художественных тенденций геометрической абстракции.
 
Мы работаем быстро. Поворачивая картину к свету, лишний раз удостоверяемся, не пропустили ли мы какую-нибудь часть поверхности. Лак наносим тонким слоем. Слой лака, наносимый щеткой, у обычно применяемых лаков блестящий. С точки зрения оптики, лучше наносить лак осторожно распылителем с большого расстояния. Распыляя лак, мы получим матовую поверхность, а это оптически выгоднее.
Недостатки в технологии лакирования проявятся помутнением лакового слоя на картине. Чаще всего этому способствует вода, нечистоты в лаке или охлаждение лакируемой поверхности.

Применение лаков
 
Лаки для ухода за картинами представляют собой растворы смолы, воска бальзамов и остальных веществ. Видов лака, используемых в живописи, было большое количество, и почти каждый художник имел свой рецепт на самый хороший лак. У хорошего лака должны быть следующие основные свойства: оптическая годность, постоянство и устранимость. При неправильной комбинации краски (соединителем низкого индекса преломления) с лаком, сильно преломляющим свет, картина может потемнеть и тем самым прийти в негодность. Таким образом, мы должны выбирать лак с низким индексом преломления. Такая опасность в практике угрожает прежде всего темпере. Следующим важным оптическим требованием является достижение неблестящего или немного блестящего лакового слоя. Устранимость лака - необходимое свойство, которое можно оценить при повреждении лака, а главное, по истечении определенного времени, когда лак, конечно, придет в негодность. Из доступных, производимых у нас лаков, лучше всего соответствуют этим условиям даммаровый лак, мастиковый лак и восковые лаки, которые можно устранить терпентином. Совсем непригодным является пропитывание картин льняным маслом и комбинациями с ним. Менее подходящими являются и лаки с высоким блеском, но трудноустранимые, например, копаловый лак и лаки со спиртом.
 
Если же мы хотим покрыть картину лаком, то лучше всего будет, если мы забудем о теории и будем применять такой способ, который не принесет никакого вреда. Необходимо соблюсти основные принципы при лакировании: чистоту, сухо, тепло - лак же мы приготовим сами простым способом:
- даммаровый лак с добавлением 15% полимерного масла или без добавок - получим высокий блеск;
- даммаровый лак с добавлением медицинского белого пчелиного воска или „Керотикса" (раствор приготовим с теплым лаком), соотношение выбираем в соответствии с требуемым блеском - получаем матовый блеск.
 
Лакирование, больше всего оправдавшее себя у непрофессионала, - это лакирование восковым лаком, например, „Керотиксом" (препарат, производимый промышленностью -лучше всего устраняемый, матовый, но непостоянный - его может повредить каждая чистка, и он очень чувствителен к холоду, (в холодном помещении лак помутнеет)! Такой процесс обеспечит, даже при допуске ошибок, безопасное и простое устранение лака терпентиновым маслом и можно начать все с начала или просто все бросить. Очень сложно проводить лакирование темперы, особенно тогда, когда неизвестно, каким соединителем связаны пигменты красок. Особенную прелесть темперы нельзя при лакировании полностью сохранить, картина получит ненужную насыщенность и глубину. Поэтому о лакировании темперы необходимо хорошо подумать и предоставить это сделать специалисту.

Галерейный тон картин
Для более полного представления, нужно еще вспомнить и так называемый галерейный лак, благодаря которому в картине создается медово-коричневый оттенок, а тем самым и иллюзия старых картин. О таких картинах потом говорят, что это картины с галерейным тоном. Любительски его приготавливают так, что в подготовленный лак добавляется коричневая, желтая и т. п. краска в соответствующем количестве.

Проверка действия лака
Если мы хотим убедиться в оптическом действии, произведенном лаком, то применим простой способ. Часть картины быстро протрем терпентиновым маслом. Пока оно мокрое, то придает картине такой же эффект, как и лак. Терпентиновое масло быстро испарится и на картине не оставит следа.
 
Э. Неван: Отдыхающая танцовщица. Холст, масло, 65 х 60 см, около 1940 г.
Э. Неван: Отдыхающая танцовщица. Холст, масло, 65 х 60 см, около 1940 г.

 
 
Хуго Грос: Букет. Холст, масло, 70 х 70 см, 1920 г.

Вред при чистке был нанесен картине, кроме неосторожности собирателя, также несоблюдением основной технологии при написании картины. Между холстом и написанным слоем не была нанесена грунтовка.
 
ущерб картине Г. Малли при реставрации 

Г. Малли: Трагедия на охоте. Холст, масло, первоначальные размеры 66x111 см, Размеры после неправильной реставрации 60 х 105 см, около 1915 г., - фотография в подлинной раме.

Что касается картин, то нас часто встречает много неожиданностей, к сожалению, и неприятных. В данном случае братиславский реставратор М. Б. грубо и непрофессионально совершила вмешательство в исключительную по своей тематике картину Г. Малли. Картина сначала находилась в изображенной раме в стиле модерн. Поскольку написанная картина в действительности была больше, выходила за грани блиндрамы, то я попросил реставратора, чтобы она вычистила картину, подклеила холстом и таким образом увеличила картину до настоящих размеров 66x111 см. Реставратор вопреки заданию, в противоречие этике своей профессии, сделала картину меньше, безвозвратно отрезала края картины на размер 66x105 см, будто бы хотела в рамках своей реставраторской „лицензии" сделать ее лучше. Таким образом картине был нанесён неустранимый вред.
 
 
Л. Фулла: Ревуцкая мадонна следы длительного воздействия света на бумажную основу картины 

Л. Фулла: Ревуцкая мадонна. Бумага, цветная ксилография, 37x29 см, 1926 г.

На этой графике видны следы длительного воздействия света на бумажную основу картины. Картина очень пожелтела, первоначальная краска сохранилась только на более бледном краю, который был закрыт паспарту и к нему не было доступа света.



СТАРЫЕ КАРТИНЫ

 
Старые картины требуют особого ухода и специальной квалификации, поэтому для профессиональной обработки они вверяются в руки специальных реставраторов. Если речь идет о менее ценных картинах, то не имеет смысла обращаться к реставраторам, кое-что сделать мы можем относительно успешно и сами. Самым простым вмешательством является освежение лака на картине. Со временем лак на картинах теряет блеск, мутнеет. Это обычно происходит на темных картинах, написанных светотенью, где теряются подробные элементы в темных местах, картины и матовая поверхность, покрытая лаковым слоем, очень рассеивает свет, падающий на картину.

Перелакировка картины

 
Сравнительно хороших результатов можно добиться с помощью перелакировки картины, предварительно очистив ее. Лак нужно использовать в соответствии с принципами, указанными в главе о лакировании картин. Если проявляемые недостатки лака более обширны, то необходимо обратиться к надежному реставратору. Если поверхность слоя лака на картине станет синей, то это почти всегда вызвано влиянием влажности на картину. Этот недостаток в большинстве случаев можно устранить, необходимо только протереть поверхность фланелью. Если синий цвет появится снова, то повреждение слоя лака, очевидно, велико. В таком случае слой лака необходимо удалить.

Удаление лака
 
Слой лака необходимо устранить и картину еще раз протереть лаком даже в том случае, если слой лака поврежден механически или оптически стал таким непрозрачным, что его нельзя восстановить освежением. Этот способ для непрофессионала несет с собой и повышенный риск. Картину можно повредить и механически, потому что и слой краски картины частично пропитается растворителем и станет мягким. Опасность угрожает, главным образом, более новым картинам с незатвердевшим слоем краски, покрытым твердым лаком, трудно растворимым (копаловый, спировой и т. п.). Очень сложно удалять лак с картин, написанных темперой. Надежно можно удалять только лак, устраняемый терпентиновым маслом (даммара, восковые лаки, мастике) с картин, написанных маслом. Делается это таким образом, что вату или щетку намочат в терпентиновом масле и нанесут на поверхность слоя лака. После того, как лак растворится, его остатки удаляются ватой, смоченной в лаковом бензине. Если слой лака таким способом не удастся устранить, то постараемся не прибегать к другим растворителям и картину вверим в руки специалиста!

Небольшой ремонт
 
У менее ценных картин попробуем сами отремонтировать рамы, небольшие повреждения слоя краски и полотна. Ремонт слоя краски и подкладки слишком сложен и требует специальных знаний, умения и терпения, но одновременно является своего рода приключением.


ХРАНЕНИЕ И КОНСЕРВАЦИЯ КАРТИН
 
Самым большим неприятелем всех картин при их хранении является влажность. Если картины не выставлены, то мы стараемся их хранить в сухом, проветриваемом помещении. Рисункам, графике и акварели вредит и свет, особенно солнечный, так как они постепенно желтеют. Много вреда во время неосторожного обращения с картинами наносится как слою красок, так и, главным образом, планкам рамы. Они обычно бывают покрыты лепниной, которая не выдерживает ударов.

Хранение
 
Картины, написанные на холсте, хранятся в хорошо натянутом состоянии, так как продавлива-ние блиндрамой холста - это частый и не очень приятный результат не соблюдения этого принципа. Холст натягивается так, что в углы блиндрамы равномерно вбиваются гвозди.

Консервация
 
Самим можно проводить консервацию только картин, написанных маслом таким образом, что их обратная сторона натрется жидким пчелиным воском. Хорошие результаты мы получаем, используя препарат „Керотикс". Это необходио делать особенно у картин, написанных на холсте из джута. Акварель, графику и рисунки нужно хранить в твердых, достаточно больших папках, в стоячем положении, лучше всего в паспарту. Для коллекций небольшого размера используются коробки и твердые картонные папки разных размеров.





Источники: (3)

перейти: Список литературы