ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход

Монументальная живопись, архитектура, декор - терминология, а также стили интерьера

термины в архитектуре и дизайне


  Ниже - двери из мира прекрасного в мир реальных вещей и нужных услуг -> переход здесь :)

От: Бирюкова Ирина


Опубликовано: Февраль 4, 2011

картина  «Как нажито, так и прожито»

СТЕН, ЯН  ( JAN STEEN )
 

  картина  <Как нажито, так и прожито>  ЯН СТЕН  ( JAN STEEN )

На каминной полке надпись: Soo gewonne, Soo verteert, подпись и дата: 16 JSteen (J и S вместе) 61.

Холст, масло. 79X104 см.

   В центре богато убранной комнаты, за столом, сидит смеющийся мужчина, который лакомится устрицами (возможно, это сам Ян Стен). Возле него хлопочут старушка, раскрывающая ножом раковины с устрицами, и молодая женщина, протягивающая ему бокал вина. По мнению Джошуа Рейнолдса, персонажу, стоящему в глубине у камина, Ян Стен придал черты художника Франса ван Мириса. В раскрытую дверь видна другая комната, где двое кавалеров играют в трик-трак.
На камине (мотив, заимствованный Стеном с французской гравюры) начертаны слова: «Как нажито, так и прожито». Смысл этой пословицы раскрыт в декоративных элементах, украшающих камин. В центре, на полке, стоит фигура Фортуны, попирающей ногой игральную кость. Слева от нее помещены изображения, символизирующие несчастья: корабль, разбивающийся о скалы, и плачущий путто с костылями, а справа - эмблемы удачи: суда под парусами и смеющийся путто со скипетром. По сути, пословица является темой всей изображенной сцены. Разбогатевший человек растрачивает деньги на земные удовольствия и, вероятно, скоро их потеряет. Подтекст заключен в намеке на изменчивость удачи, которая сегодня дает возможность вести веселую и беззаботную жизнь, но в любой момент может обернуться несчастьем.
Картина служит великолепным примером живописного мастерства Стена, проявляющегося в пространственном построении композиции, в отточенности деталей и выразительности фигур. В более раннем варианте, датируемом 1660 (находился ранее в коллекции графа Лонсдейла, Эскем Холл, Пенрит), эти качества менее убедительны. Очевидно, существовала причина, по которой художник второй раз изобразил данный сюжет; причем в роттердамской версии, как отмечает Л. де Фрис, мастер значительно улучшил композицию.

Происхождение: Ян Бишоп, Роттердам, А. Хоуп, 1771; Т. X. Хоуп; лорд Фрэнсис Пелхэм Клинтон Хоуп, Дипден; антиквариат Кольнаги и Вертхеймера; аукцион в Лондоне, 4 июля 1919, № 17; Д. X. ван Бенинген, Вирхаутен; приобретена с собр. Д. X. ван Бенингена, 1958.

Выставки: Лондон, Британский институт, 1815; «Art Treasures of the United Kingdom, Collected at Manchester in 1857», Лондон, 1857, № 936; «Winter Exhibition», Лондон, Королевская академия, 1881, № 104; Лондон, Музей Южного Кенсингтона, 1891, № И; «Jan Steen», Лондон, 1909, № 24; ((Exposition Hollandaise» Париж, Музей Жё де Пом, 1921, № 102; (Jan Steens, Лейден, Музей Де Лакенхал, 1926, № 26, репр. 10; Лондон, 1929, № 186; Роттердам, 1935, № 78, репр. 104; Роттердам, 1938, № 137, репр. 106; Роттердам, 1949, № 68; Париж, 1952, № 121, репр. 40; Роттердам, 1955, № 120, репр. 127; Филадельфия, Берлин, Лондон, 1984, № 103, репр. с. 79.

Литература: Hofstede de Groot, I, nr. 854; Lun-singh Scheurleer Th. De schoorsteenontwerpen van I. Barbet en hun invloed in Nederland. - Oud Holland, 1935, 52, p. 264, afb. 3; Hannema, 1949, nr. 68, afb. 88-90; Martin, 1954, p. 38-39, afb. 25; Cat. 1962, p. 134; Cat. 1972, p. 223, afb. p. 95; De Vries, 1976, p. 18, 19, afb. 27; De Vries, 1977, p. 52, 53, 162, nr. 94; Naumann O. Frans van Mieris (1635-1681). The Elder. Doornspijk, 1981, p. 129; Haak, 1984, p. 75, afb. 101.
 
источник: 7 ( см. список литературы )   





Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.
« Картина <Деревенская свадьба> СТЕН, ЯН ( STEEN, JAN )картина <Натюрморт> БУЛЬ, ПИТЕР ( BOEL, PETER ) »