ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход



См. также:

Реклама: успейте присмотреть шкатулки для украшений по акции с выгодой до 30%.


Лучший необычный vip подарок под дизайн интерьера : копия картины - оригинальный подарок для руководителя, шефа
 
Багетные мастерские
 

список багетных мастерских

Багетные мастерские Москвы, России, адреса, телефоны, сайты

От: Михайлова Александра


Опубликовано: Январь 4, 2015

Испанское искусство

Испанское искусство - это искусство Испании.  Являясь важной частью западного искусства (особенно под влиянием Италии и Франции, особенно в периоды барокко и классицизма) и дав миру много известных и влиятельных художников (в том числе Веласкеса, Гойю и Пикассо) испанское искусство часто обладало отличительными особенностями и оценивалось в некоторой степени отдельно от других европейских школ. Эти различия частично можно объяснить мавританским наследием Испании (особенно в Андалусии) и политическим и культурным климатом в Испании во время контрреформации и последующего затмения испанской власти при династии Бурбонов.

Испанское искусство - Эль Греко (1541-1614 гг), Разоблачение Христа (El Espolio)  

Эль Греко (1541-1614 гг), «Разоблачение Христа» (El Espolio) (1577-1579 гг), является одной из самых известных алтарных росписей работы Эль Греко, чьи алтарные росписи славятся динамичными композициями и ощущением движения.

 

Леди База, древняя Иберийская скульптура из Базы, Гранада  

Леди База, древняя Иберийская скульптура из Базы, Гранада

 

Древняя Иберия

Ранние иберы оставили после себя многое; северо-западная Испания делит с юго-западной Францией области, где самые богатые находки предметов искусства верхнего палеолита в Европе находят в пещере Альтамира и на других участках, где найдены наскальные рисунки, созданные между 35 000 и 11 000 гг до н. э. Наскальное искусство Иберийского Средиземноморского бассейна (как определяет данный термин ЮНЕСКО) является искусством восточной части Испании, вероятно, примерно 8000-3500 годов до н.э., оно демонстрирует животных и сцены охоты, часто созданные с растущим чувством всей композиции масштабной сцены.  Португалия, в частности, богата на мегалитические памятники, в том числе Almendres Cromlech (Кромлех Алмендриш), а иберийское схематическое искусство - это каменная скульптура, петроглифы и наскальные рисунки из ранних железных веков, которые обнаруживают на всем Пиренейском полуострове, с геометрическими узорами, а также с более частым использованием простых пиктограммоподобных человеческих фигур, что характерно для аналогичных видов искусства из других регионов. Casco de Leiro - золотой ритуальный шлем позднего бронзового века может быть связан с другими золотыми головными уборами, найденными в Германии, а Сокровище Вильены -  это огромный клад геометрически оформленных сосудов и украшений, возможно, X века до нашей эры, включающий в себя 10 килограммов золота.

Иберийский скульптура до римского завоевания отражает контакты с другими передовыми древними культурами, которые создавали небольшие прибрежные колонии, в том числе с греками и финикийцами; финикийское поселение Са Калета на Ибице сохранилось для раскопок, большая его часть сейчас расположена под крупными городами, а Дама Гвардамар была найдена при раскопках на другом финикийском участке. Дама из Эльче (вероятно, IV век до н.э.), возможно, представляет Танит, но также демонстрирует эллинистическое влияние, как и Сфинкс из Агоста и Бича из Баласоте VI века. Быки Гисандо являются наиболее впечатляющим примером веррако - крупных кельто-иберийских скульптур животных из камня; Бык из Осуна V века до н.э. является самым развитым отдельным примером. Сохранились несколько украшенных фальката - характерных искривленных иберийских мечей, а также множество бронзовых статуэток, использовавшихся в качестве вотивных изображений. Римляне постепенно завоевали всю Иберию между 218 г до н.э. и 19 г н.э.

Как и везде в Западной империи, римская оккупация в значительной степени уничтожила местные стили; Иберия была важным сельскохозяйственным районом для римлян, и элита приобрела обширные поместья, производящие пшеницу, оливки и вино, некоторые более поздние императоры происходили из Иберийских провинций; при раскопках были обнаружены многие огромные виллы. Акведук в Сеговии, римские стены города Луго, мост Алькантара (104-106 гг н.э.) и маяк Башня Геркулеса являются хорошо сохранившимися крупными памятниками, впечатляющими примерами римской инженерной мысли, если не всегда искусства. Римские храмы достаточно хорошо сохранились в Вике, Эворе (ныне в Португалии) и Алькантаре, сохранились также их элементы в Барселоне и Кордове. Должны были существовать местные мастерские, производившие высококачественные мозаики, хотя большая часть лучшей отдельно стоящей скульптуры, вероятно, была импортирована. Миссорий Феодосия I - это известное серебряное блюдо поздней античности, которое было найдено в Испании, но, вероятно, создано в Константинополе.

 

Древняя Иберия  

Бизон из пещеры Альтамира (между прибл. 16 500 и 14 000 лет назад)

 

Сокровище Виллены, вероятно, X в до н.э.  

Сокровище Виллены, вероятно, X в до н.э.

 

Дама из Эльче, вероятно, IV век до н.э.  

Дама из Эльче, вероятно, IV век до н.э.

 

Быки Гисандо  

Быки Гисандо, фото: Rafaelji, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

Раннее средневековье

 

Фрагмент вотивной короны Реккесвинта из сокровища Гварразар  

Фрагмент вотивной короны Реккесвинта из сокровища Гварразар, сейчас в Мадриде. Висящие буквы гласят [R]ECCESVINTUS REX OFFERET  (Король Р. жертвует это). Общественное достояние.

 

Христиане вестготы правили Иберией после распада Римской империи, и богатое сокровище Гварразар VII века, вероятно, хранилось, чтобы избежать мародерства во время мусульманского завоевания Испании, в настоящее время оно представляет собой уникальный сохранившийся пример христианских вотивных корон из золота; несмотря на испанский стиль, данная форма, вероятно, затем использовалась элитой по всей Европе. Другими примерами вестготского искусства являются металлоконструкции, в основном ювелирные изделия и пряжки, а также каменные рельефы, сохранившиеся, чтобы дать представление о культуре этих изначально варварских германских народов, которые держали себя в очень значительной степени отдельно от их иберийских современников, и чье правление рухнуло, когда прибыли мусульмане в 711 году.

Украшенный драгоценными камнями Крест Победы, Библия Ла Кавы и Агатовый Ларец Овьедо - это сохранившиеся примеры богатой дороманской культуры региона Астурия IX-X века на северо-западе Испании, который оставался под христианским правлением; банкетный дом Санта-Мария-дель-Наранко с видом на Овьедо, завершенный в 848 году, а затем переоборудованный в церковь, является уникальным сохранившимся примером архитектуры того периода в Европе. Вигиланский кодекс, завершенный в 976 году в районе Риоха, демонстрирует сложную смесь нескольких стилей.

 

Мусульманская и мосарабская Испания

Мусульманская и мосарабская Испания  

Украшенная арабесками панель из Мадины аз-захра, robven - http://www.flickr.com/photos/robven/3048203629/

 

Великолепный дворец-город Мадина аз-захра близ Кордовы был построен в X веке для династии Омейядов халифов Кордовы, он должен был стать столицей исламской Андазузии, раскопки ведутся до сих пор. Сохранился значительный объем очень сложной отделки основных зданий, демонстрирующий огромное богатство этого очень централизованного государства. Дворец в Альхаферии относится к более позднему периоду, после того, как Исламская Испания была разделена на несколько царств. Известными примерами исламской архитектуры и ее украшений являются храмы-мечети Кордовы, исламские элементы которых были добавлены на этапе между 784 и 987 годами, и дворцы Альгамбра и Хенералифе в Гранаде, относящиеся к финальному периоду мусульманской Испании.

Пизанский Грифон является крупнейшей известной исламской скульптурой животного и самой зрелищной скульптурой из группы Аль-Андалуз, многие из этих скульптур были созданы, чтобы поддержать бассейны фонтанов (например, в Альгамбре), или в редких случаях для курения благовоний и других подобных целей.

Христианское население мусульманской Испании разработало стиль мосарабского искусства, самыми известными сохранившимися примерами которого являются несколько иллюстрированных рукописей, несколько комментариев к книге Откровений астурийского Святого Беата (Беатус) Лиебанского (ок. 730 - ок. 800 гг), которые создали тему, позволившую ярко окрашенному примитивистскому стилю в полном объеме продемонстрировать свои качества в рукописях X века. Например, это манускрипты Беатус Моргана, вероятно первый, Беатус Жероны, украшенный женщиной-художником Энд (Ende), Эскориальский Беатус и Беатус Сен-Север, который на самом деле был создан на некотором расстоянии от мусульманского правления во Франции. Мосарабские элементы, в том числе фон из ярких цветных полосок, можно увидеть на некоторых более поздних романских фресках.

Испано-мавританская керамическая посуда появилась на юге, по-видимому, в основном для местных рынков, но мусульманские гончары позже начали мигрировать в регион Валенсия, где христианские владыки продавали свою роскошную люстровую керамику элите по всей христианской Европе в XIV и XV веках, в том числе Папам Римским и английскому королевскому двору. Испанская исламская резьба по слоновой кости и текстиль были также очень высококачественными; современные предприятия, производящие плитки и ковры на полуострове, обязаны своим происхождением в основном исламским королевствам.

После изгнания исламских правителей во время Реконкисты значительная часть мусульманского населения и христианские мастеров, прошедших подготовку в мусульманском стиле, остались в Испании. Мудехар (Mudéjar) - это термин, обозначающий произведения искусства и архитектуры, созданные этими людьми. Объекты архитектуры в стиле мудехар в Арагоне признаны объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Двор Девичье патио XIV века, построенный для Педро Кастильского в Севильском Алькасаре, является еще одним ярким примером. Данный стиль может также гармонично сочетаться с христианскими европейским средневековым стилем и стилем Возрождения, например, в сложных потолках из дерева и лепных потолках, а работы в стиле мудехар часто продолжали создавать в течение нескольких столетий после того, как какая-либо территория передавалась под управление христиан.

 

Мусульманская и мосарабская Испания - Шкатулка из слоновой кости аль-Магира, Мадина аз-захра, 968 г  

Шкатулка из слоновой кости аль-Магира, Мадина аз-захра, 968 г, Общественное достояние

 

Мусульманская и мосарабская Испания - Пизанский грифон  

Пизанский грифон, фото: Memorato, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

Мусульманская и мосарабская Испания - Страница из Беатуса Моргана
 

Страница из Беатуса Моргана

 

Мусульманская и мосарабская Испания - Страница из Беатуса Моргана  

Испано-мавританский кувшин с гербом Медичи, 1450-1460 гг

 

 

 

Живопись

 

Романский стиль в живописи Испании

 

Романский стиль в живописи испании  

Апсида церкви Санта-Мария в Таулле, каталонская фреска в Лериде, начало XII века, фото: фото: Ecemaml, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

В Испании искусство романского периода представляло собой плавный переход от предыдущих прероманских и мосарабских стилей. Многие из лучше всего сохранившихся романских церковных фресок, которые в то время обнаруживались по всей Европе, происходят из Каталонии. Известные примеры расположены в храмах регионе Валь-де-Бой; многие из них были обнаружены только в XX веке.  Некоторые из лучших примеров были перемещены в музеи, особенно в Национальный музей искусства Каталонии в Барселоне, где расположена знаменитая центральная апсида Сант Климент в Таулле и фрески из Сихены. Самыми прекрасными примерами кастильских романских фресок считаются фрески в Сан-Исидоро в Леоне, картины из Сан-Бауделио-де-Берланга, сейчас в основном расположенные в различных музеях, включая Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке, и фрески из Санта-Крус-де-Мадеруело в Сеговии.  Есть также несколько антепендиумов (завеса или перегородка перед алтарём) с росписью по дереву и других ранних панно.

 

Готика

Готическое искусство Испании постепенное развивалось от предшествовавших ей романских стилей, руководствуясь внешними моделями сначала из Франции, а затем из Италии. Еще одним отличительным аспектом был включение элементов стиля мудехар. В конце концов, итальянское влияние, у которого были позаимствованы византийские стилистические приемы и иконография, полностью вытеснило первоначальный франко-готический стиль. Каталония была по-прежнему процветающей областью, где было создано много прекрасных алтарей; однако регион пришел в упадок после того, как акцент на торговлю переместился в Атлантику после открытия американских колоний, что отчасти объясняет присутствие там множества средневековых пережитков, поскольку не было денег на переоборудование церквей в стиле Возрождения и барокко.

 

Раннее Возрождение

 Благодаря важным экономическим и политическим связям между Испанией и Фландрией с середины XV века, раннее Возрождение в Испании находилось под сильным влиянием нидерландской живописи, что привело к выделению  испано-фламандской школы живописцев. Ведущими представителями были Фернандо Гальего, Бартоломе Бермехо, Педро Берругете и Хуан де Фландес.

 

Возрождение и маньеризм

В целом Возрождение и последующий за ним стиль маньеризм сложно классифицировать в Испании из-за сочетания фламандских и итальянских влияний и региональных различий.

Главным центром влияния итальянского Возрождения,  проникшего в Испанию, была Валенсия благодаря своей близости и тесным связям с Италией. Это влияние ощущалось благодаря импорту произведений искусства, в том числе четырех картин Пьомбо и репродукций Рафаэля, а также переезду художника итальянского Возрождения Паоло де Сан Леокадио и испанских художников, которые провели некоторое время, работая и обучаясь в Италии. Это были, например, Фернандо Яньес де Альмедина.(1475-1540) и Фернандо Льянос, который продемонстрировал черты Леонардо в своих работах, в частности, тонкие, меланхоличные выражения и мягкость исполнения в моделировании черт.

 
Возрождение и маньеризм в живописи испании  

«Пиета», Луиса де Моралеса

 

В других регионах Испании влияние итальянского Возрождения было менее явным с относительно поверхностным использованием методов, которые сочетались с предшествующими фламандскими методами работы и обладали особенностями маньеризма, в связи с относительно поздним появлением примеров из Италии, так как итальянское искусство было уже в значительной степени маньеристским.  Помимо технических аспектов, темы и дух Возрождения были преобразованы, чтобы соответствовать испанской культуре и религиозной среде. Следовательно, изображалось очень мало классических тем или обнаженных женщин, и работы часто демонстрировали чувство благочестивой преданности и религиозной силы - атрибуты, которые будут оставаться доминирующими в большей части  искусства Контрреформации в Испании на протяжении XVII  века и позже.

Известными художниками-представителями маньеризма были Висенте Хуан Масип (1475-1550 гг) и его сын Хуан де Хуанес (1510-1579 гг), художник и архитектор Педро Мачука (1490-1550 гг) и Хуан Корреа де Вивар (1510-1566 гг). Тем не менее, наиболее популярным испанским художником начала XVII века был Луис де Моралес (1510? -1586), Современники называли его «Божественный» из-за религиозной насыщенности его картин.  От Возрождения он также часто заимствовал мягкое моделирование и простые композиции, но сочетал их с точностью деталей, характерной для фламандского стиля. Он изображал многих библейских персонажей, в том числе Деву Марию с Младенцем.

 

Золотой Век испанской живописи

 В испанский Золотой век - период политического господства Испании и последующего спада, наблюдалось масштабное развитие искусства в Испании. Считается, что данный период начался в определенный момент после 1492 года и закончился или с Договором о Пиренеях в 1659 году, хотя в искусстве его начало откладывается до царствования Филиппа III (1598-1621 гг), или непосредственно перед ним, и конец также относят к 1660 годам или более позднему периоду. Таким образом, данный стиль является частью более широкого периода барокко в искусстве. Здесь наблюдается значительное влияние великих мастеров барокко, таких как Караваджо и позже Рубенс, своеобразие искусства того времени также включало в себя влияния, которые модифицировали типичные барочные характеристики. Среди них было влияние живописи современного ему голландского Золотого Века, а также родной испанской традиции, которая дала большей части искусства этого периода интерес к натурализму, и избегание грандиозности большей части искусства барокко. Значительные ранние представители этого периода - Хуан Баутиста Маино (1569-1649 гг), который принес новый натуралистический стиль в Испанию, Франсиско Рибалта (1565-1628 гг) и Санчес Котан (1560-1627 гг) влиятельный художник, писавший натюрморты.

 

Эль Греко (1541-1614) был одним из самых индивидуалистических художников того периода, он разработал очень маньеристский стиль, основанный на его происхождении из пост-византийской критской школы, на контрасте с натуралистическими подходами преобладавшими тогда в Севилье, Мадриде и других регионах Испании. Многие из его работ отражают серебристо-серые и яркие цвета венецианских художников, таких как Тициан, но при этом они сочетаются со странным удлинением фигур, необычным освещением, устранением перспективного пространства и заполнением поверхности очень явной и выразительной живописной манерой.

Работавший в основном в Италии, особенно в Неаполе, Хосе де Рибера (1591-1652 гг) считал себя испанцем, и его стиль иногда использовался в качестве примера крайне контрреформационного испанского искусства. Его работа была очень влиятельной (в основном за счет циркуляции его рисунков и гравюр по всей Европе) и демонстрировала значительное развитие в течение его карьеры.

Будучи воротами в Новый Свет, Севилья стала культурным центром Испании в XVI веке. Она привлекала со всей Европы художников, стремящихся получить заказы со всей растущей империи, а также от многочисленных религиозных домов богатого города. Начиная с сильной фламандской традиции подробной и гладкой манеры письма, что показано в работах Франциско Пачеко (1564-1642 гг), в течение долгого времени развивался  натуралистический подход с влиянием Хуана де Роеласа (ок. 1560-1624 гг) и Франциско Эрреры Старшего (1590-1654 гг). Этот в большей степени натуралистический подход под влиянием Караваджо стал преобладающим в Севилье и сформировал учебный фон для трех мастеров Золотого века: Кано, Сурбарана и Веласкеса.

 

Франциско Сурбарана (1598-1664 гг) известен благодаря решительному и реалистичному использованию светотени в своих религиозных картинах и натюрмортах. Хотя казалось, что он ограничен в своем развитии, и ему тяжело даются сложные сцены. Великолепная способность Сурбарана вызвать религиозные чувства принесла ему множество заказов в консервативной Контрреформационной Севилье.

Разделяя влияние того же мастера-живописца - Франциско Пачеко - как и Веласкеса, Алонсо Кано (16601-1667) также активно работал со скульптурой и архитектурой. Его стиль перешел от натурализма его раннего периода к более тонкому, идеалистическому подходу, выявив венецианские влияния и влияния Ван Дейка.

 

Веласкес

 Золотой Век испанской живописи - Диего Веласкес Менины, 1656-1657 гг

Диего Веласкес «Менины», 1656-1657 гг

 

Диего Веласкес (1599-1660 гг) был ведущим художником при дворе короля Филиппа IV. В дополнение к многочисленным изображениям сцен исторического и культурного значения он создал десятки портретов испанской королевской семьи, других известных европейских деятелей и простолюдинов. На многих портретах Веласкес придал достойные качества таким непривлекательным членам общества, как нищие и карлики. В отличие от этих портретов, боги и богини Веласкеса, как правило, изображаются как простые люди без божественных черт. Помимо сорока портретов Филиппа работы Веласкеса, он писал портреты других членов королевской семьи, в том числе принцев, инфант (принцесс) и королев.

 

Позднее барокко

 

Золотой Век испанской живописи - Бартоломе Эстебан Мурильо  

Бартоломе Эстебан Мурильо, «Непорочное Зачатие Богородицы (Soult)»

 

Элементы позднего барокко появились как иностранное влияние, благодаря визитам Рубенса в Испанию и циркуляции художников и меценатов между Испанией и испанскими владениями Неаполя и Испанских Нидерландов. Известные испанские художники, представители нового стиля - Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685 гг), Франсиско Ризи (1614-1685 гг) и Франсиско де Эррера Младший (1627-1685 гг), сын Франсиско де Эрреры Старшего, инициатор натуралистического акцента в школе Севильи. Другие известные художники барокко: Клаудио Коэльо (1642-1693 гг), Антонио де Переда (1611-1678 гг), Матео Серезо (1637-1666 гг) и Хуанде Вальдес Леаль (1622-1690 гг).

Выдающимся живописцем этого периода и самым известным испанским художником до признания заслуг Веласкеса, Сурбарана и Эль Греко в XIX веке был Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682 гг). Большую часть своей карьеры он проработал в Севилье. Его ранние работы отражали натурализм Караваджо с использованием приглушенной коричневой палитры, простого, но не резкого освещения и религиозных тем, изображенных в естественной или домашней обстановке, как в его картине «Святое семейство с птичкой» (ок. 1650). Позже он включил в свои работы элементы фламандского барокко Рубенса и Ван Дейка. В картине «Непорочное Зачатие (Soult)» используется более яркая и сияющая палитра цветов, кружащиеся херувимы направляют весь фокус на Богородицу, взгляд которой обращен к небу, а вокруг нее распространяется теплый светящийся ореол, делая ее эффектным благочестивым образом, важным компонентом этого произведения; тема Непорочного Зачатия Девы Марии была представлена у Мурильо около двадцати раз.

 

Испанское искусство XVIII век

 

Испанское искусство XVIII век, Луис Эджидио Мелендес  

«Натюрморт с апельсинами, флягами и коробками конфет», Луис Эджидио Мелендес

 

Начало правления династии Бурбонов в Испании при Филиппе V привело к большим изменениям в сфере меценатства, новый  двор, ориентированный на Францию, предпочитал стили и художников Франции Бурбонов. Несколько испанских художников были наняты двором - редким исключением был Мигель Хасинто Мелендес (1679-1734 гг) - и потребовалось некоторое время, прежде чем испанские художники освоили новые стили рококо и неоклассицизм. Ведущие европейские художники, в том числе Джованни Баттиста Тьеполо и Антон Рафаэль Менгс, были активными и влиятельными.

 Без королевского спонсорства многие испанские художники продолжали работать в стиле барокко при создании религиозных композиций. Это относится к Франциско Байе-и-Субиасу (1734-1795 гг), опытному мастеру фресковой живописи, и Мариано Сальвадору Маелле (1739-1819 гг), оба они развивались в направлении строгого неоклассицизма Менгса.  Еще одним важным направлением для испанских художников была портретная живопись, которой активно занимались Антонио Гонсалес Веласкес (1723-1794 гг), Хоакин Инза (1736-1811 гг) и Агустин Эстеве (1753-1820 гг).  Но для жанра натюрморта можно еще было  получить королевскую поддержку, это касалось таких художников, как придворный художник Бартоломе Монтальво (1769-1846 гг) и Луис Эгидио Мелендес (1716-1780 гг).

Продолжая работать в испанской традиции натюрмортов Санчеса Котана и Сурбарана, Мелендес создал серию картин для шкафов по заказу принца Астурийского, будущего короля Карла IV, предназначенных для демонстрации полного спектра пищевых продуктов из Испании. Вместо того чтобы просто создавать формальные обучающие материалы по естественной истории, он использует резкое освещение, низкие точки зрения и тяжелые композиции для того, чтобы драматизировать предметы. Он проявил большой интерес и внимание к деталям отражений, текстур и ярких участков изображения (таких как яркие участки на узорной вазе в «Натюрморте с апельсинами, флягами и коробками конфет»), отражающим новый дух эпохи Просвещения.

 

Гойя


Испанское искусство, Франсиско Гойя, Третье мая 1808 года  

Франсиско Гойя, «Третье мая 1808 года»

 

Франсиско Гойя был портретистом и придворным художником испанского двора, летописцем истории, и, по его неофициальной занятости, революционером и провидцем. Гойя написал портреты испанской королевской семьи, в том числе Карла IV Испаниского и Фердинанда VII. Его темы варьируются от веселых праздников для гобелена, эскизов сатирического содержания до сцен войны, боевых действий и трупов. На ранней стадии своего творчества, он нарисовал эскизы сатирического содержания в качестве шаблонов для гобеленов и фокусировался на сценах из повседневной жизни с яркими цветами. В течение своей жизни Гойя также сделал несколько серий "Grabados" - офортов, на которых запечатлен упадок общества и ужасы войны. Самая известная серия его картин - это Мрачные (Черные) Картины, написанные в конце его жизни. Эта серия включает в себя произведения, мрачные как по цвету, так и по смыслу, вызывающие беспокойство и шок.

 

XIX век

Испанское искусство 19 век, Фредерико Прадилья, Донья Хуана Ла Лока (Хуана Безумная)  

Фредерико Прадилья, «Донья Хуана Ла Лока (Хуана Безумная)»

 

Различные художественные направления XIX века повлияли на испанских художников, во многом благодаря им художники проходили обучение в иностранных столицах, в частности в Париже и Риме. Таким образом, неоклассицизм, романтизм, реализм и импрессионизм стали важными направлениями. Однако, они часто задерживались или трансформировались под влиянием местных условий, включая репрессивные правительства и трагедии Карлистских войн.  Портреты и исторические сюжеты были популярными, и искусство прошлого - в частности стили и приемы Веласкеса - имело большое значение.

В начале века доминирует академизм Висенте Лопеса (1772-1850 гг), а затем неоклассицизм французского художника Жака-Луи Давида, например, в работах Хосе де Мадрасо (1781-1859 гг), основателя влиятельной линии художников и директоров галерей. Его сын, Федерико де Мадрасо (1781-1859 гг), был ведущим представителем испанского романтизма, вместе с Леонардо Алензой (1807-1845 гг), Валериано Домингесом Бекером и Антонио Марией Эскивелем.

Позже наступил период романтизма, представленный в истории живописи в работах Антонио Гисберта (1834-1901 гг), Эдуардо Росалеса (1836-1873 гг) и Франсиско Прадильи (1848-1921 гг). В их работах приемы реализма часто использовались в применении к романтическим темам. Это можно ясно увидеть в картине «Донья Хуана Ла Лока» - знаменитой ранней работе Прадильи. Композиция, мимика и драматическое бурное небо отражают эмоции сцены; а также точно прописанная одежда, текстура грязи и другие детали демонстрируют великий реализм в отношении и стиле художника.  Мариано Фортуни (1838-1874 гг) также разраотал сильный реалистический стиль, после того, как оказался под влиянием французской романтической Эжена Делакруа и стал известным художником своего века в Испании.

 

Испанское искусство 19 век, Хоакин Соролья, Мальчики на пляже, 1910, Музей Прадо  

Хоакин Соролья, «Мальчики на пляже», 1910, Музей Прадо

 

Хоакин Соролья (1863-1923 гг) из Валенсии преуспел в искусном представлении народа и ландшафта под воздействием солнечных лучей его родной земли, тем самым  отразив дух импрессионизма во многих своих произведениях, в частности в знаменитых приморских картинах. В его картине «Мальчики на пляже» он делает отражения, тени, блеск воды и кожу своим главным сюжетом. Композиция очень смелая, горизонта нет, один из мальчиков обрезан, и сильные диагонали создают контрасты, насыщенность левой верхней части работы повышена.

 

Испанское искусство и живопись XX век

 

Испанское искусство и живопись XX век, Хуан Грис, Кружка пива и игральные карты, 1913, Музей искусств Колумбуса, штат Огайо  

Хуан Грис, «Кружка пива и игральные карты», 1913, Музей искусств Колумбуса, штат Огайо.

 

Подпись Пабло Пикассо   

Подпись Пабло Пикассо

 

В первой половине XX  века многие ведущие испанские художники работала в Париже, где они способствовали  развитию модернистского движения в искусстве, а иногда и руководили им. Возможно, главным примером является Пикассо, который работал вместе с французским художником Браком, создавая концепцию кубизма; и суб-движение синтетического кубизма осуждалось за то, что нашло свое чистейшее выражение в картинах и коллажах Хуана Гриса, родившегося в Мадриде.  Аналогичным образом Сальвадор Дали стал центральной фигурой сюрреалистического движения в Париже; а Жоан Миро имел большое влияние в абстрактном искусстве.

Голубой период Пикассо (1901-1904 гг), который состоял из мрачных, тонированных картин, попал под влияние поездки через Испанию. В Музее Пикассо в Барселоне хранятся многие из ранних работ Пикассо, созданных в то время, когда он проживал в Испании, а также обширная коллекция Хайме Сабартеса, близкого друга Пикассо из периодя его проживания в Барселоне, который в течение многих лет был личным секретарем Пикассо. Есть много точных и подробных исследований изображений, созданных им в юности под опекой отца, а также редких произведений периода его старости, которые ясно демонстрируют, что в работах Пикассо была твердая основа из классических методов. Пикассо отдал самую долговечную дань Веласкесу в 1957 году, когда воссоздал его Менины в своей манере кубизма. В то время как Пикассо беспокоило, что, если он скопирует картину Веласкеса, то это будет выглядеть только как копия, а не как уникальное произведение, он продолжил делать это, и огромная работа - крупнейшая из созданных им со времен «Герники» в 1937 году - заняла значимое место в испанских канонах искусства. В Малаге, месте рождения Пикассо, расположены два музея со значительными коллекциями: Музей Пикассо в Малаге и Дом-музей Пикассо.

Сальвадор Дали был ведущим представителем сюрреалистического направления в Париже. Хотя Дали критиковали за принятие режима Франко, Андре Бретон, сюрреалистический лидер и поэт, попросил его представлять Испанию на выставке Сюрреализма в 1959 году, которая отпраздновала сорокалетие сюрреализма. В соответствии с целями сюрреалистического движения Дали заявлял, что его художественная цель состоит в том, чтобы «... мир воображения и конкретной иррациональности объективно мог стать столь же очевидным ... как и внешний мир...», и эта цель может прослеживается в наиболее известном его произведении «Постоянство памяти». Здесь он пишет в точном, реалистическом стиле, основанном на исследования голландских и испанских мастеров, но с темой, которая растворяет границы между органическим и механическим и которая больше похожа на кошмарные сцены нидерландского живописца Иеронима Босха, чей «Сад земных наслаждений» создал модель для центральной спящей фигуры в работе Дали.

 

Испанское искусство и живопись XX век, Жоан Миро, Урок катания на лыжах  

Жоан Миро, «Урок катания на лыжах», 1966, Музей современного искусства им. Софии Имбер в Каракасе, Венесуэла

 

Жоан Миро был также тесно связан с сюрреалистами в Париже, которые особенно одобряли использование им автоматизма в композиции и исполнении, предназначенном для разоблачения подсознания. Хотя его более поздние и более популярные картины более изящны, причудливы и, видимо, созданы без усилий, в его влиятельный период в 1920-е и 1930-е годы были созданы работы, которые были провокационными в своей сексуальной символике и образах, и использованы грубые, экспериментальные материалы, в том числе наждачная бумага, непроклеенные холсты и коллажи. В картине зрелого периода «Урок катания на лыжах» очевиден его характерный язык знаков, цифр и черных линейных форм на более текстурированном и живописном фоне.

 Игнасио Зулоага и Хосе Гутьеррес Солана также были значимыми живописцами первой половины XX века.

 

Испанское искусство после Второй мировой войны

В послевоенный период каталонский художник Антони Тапиес прославился своими абстрактными работами, во многих из которых использованы очень толстые текстуры и задействованы нестандартные материалы и объекты. Тапиес получил несколько международных наград за свои работы.

 

Скульптура

Стиль Платереско существовал с начала XVI века до последней трети столетия, и его стилистическое влияние проникло в произведения всех великих испанских художников того времени. Алонсо Берругете (скульптор, художник и архитектор) называют «Принцем испанской скульптуры» из-за величия, оригинальности и выразительности, которых он сумел достичь в своих работах. Основными его работами были верхние резные каменные сиденья в хоре собора в Толедо, гробница кардинала Таверы в этом же соборе и алтарный образ Благовещения в церкви Санта-Урсула в той же местности.

Другие известные скульпторы: Бартоломе Ордоньес, Диего де Силое, Хуан де Хуни и Дамиан Формент.

 

Испанское искусство и живопись после второй мировой войны  

«Святой Иоанн Креститель», Алонсо Кано, фото: Rubén Ojeda, лицензия Creative Commons Attribution 3.0 Unported

 

Другой период в испанской скульптуре Возрождения - барокко - охватывал последние годы XVI века, продолжался в XVII веке и достиг своего окончательного расцвета в XVIII веке, создав подлинно испанскую школу и стиль скульптуры, более реалистичной, интимной и творчески независимой по сравнению с предыдущей, которая была привязана к европейским тенденциям, особенно тенденциям Нидерландов и Италии. Существовали две школы с особым вкусом и талантом: севильская школа, к которой принадлежал Хуан Мартинес Монтаньес (так называемый севильский Фидий), его самыми великими произведениями являются распятие в соборе Севильи и еще одно в Вергаре и Святой Иоанн; и гранадская школа, к которой принадлежал Алонсо Кано, которому приписываются Непорочное Зачатие и Богородица Розария.

Другими известными скульпторами, представителями андалузского барокко были Педро де Мена, Педро Ролдан и его дочь Луиза Ролдан, Хуан де Меса и Педро Дуке Корнехо.

Вальяолидскую школу XVII века (Грегорио Фернандес, Франсиско дель Ринкон) сменила в XVIII веке Мадридская школа, хотя и обладавшая меньшим блеском, к середине века она превратилась в чисто академический стиль. В свою очередь, андалузскую школу сменила школа Мурсии, которую олицетворял Франсиско Сальсильо в первой половине века. Этот скульптор отличается оригинальностью, текучестью и динамической обработкой своих работ, даже тех, которые  представляли великую трагедию. Ему приписывают более 1800 работ, самыми известными его творениями являются скульптуры, которые выносят на процессию в Страстную пятницу в Мурсии, наиболее заметными среди которых являются Моление о чаше и Поцелуй Иуды.

В XX веке наиболее выдающимися испанскими скульпторами были Хулио Гонсалес, Пабло Гаргалло, Эдуардо Чиллида и Пабло Серрано.


« Голландское искусство и живопись 17 векаВьетнамский университет изобразительных искусств »