ГлавнаяО проектеГалерея картинЖивописьКопии картинРоспись стендизайн интерьераВход
 
информер
 





 
Галерея сайта
 

Галерея картин современной живописи, где можно картину купить, картины художников разных стран

Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других. Классика и современность.

От: Волков Олег


Опубликовано: Июнь 14, 2007

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного
душевного потрясения. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке
которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание
непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние.
Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое
лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. По сравнению с ним лицо
умирающего царевича выглядит гораздо более одухотворенным, человечным,
живым. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам —
жалости к отцу и прощения. Они очищают его душу, возвышают ее над всеми
мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели.
«Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный,
тиран, владыка, — ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь,
который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», — передавал
свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа
умирающего царевича. Кстати сказать, судьба самого Гаршина была также
трагична: три года спустя после создания Репиным картины он в припадке
психической болезни бросился с пятого этажа в пролет лестницы и разбился
насмерть.
Колорит картины «Иван Грозный» —мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-
красный — эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой
драмы, которая разыгрывается на его глазах. Эпизод, происшедший в связи с
картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для
реакции на нее зрителей. Однажды один из посетителей галереи, Абрам
Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к
полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови ...»
располосовал его ножом в нескольких местах.
Анализируя картину, следует подчеркнуть, что гнев художника, его
пафос обличения направлены не против бесчеловечности грозного царя-зверя, а
против тех условий, которые сделали его таковым, против самодержавной
власти, убивающей и калечащей в человеке все истинно человеческое. Обер-
прокурор синода Победоносцев правильно уловил целенаправленность картины, с
возмущением написав о ней Александру III: «.. . Удивительное ныне
художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с
тенденцией критики и обличения. И к чему тут Иван Грозный? Кроме тенденции
известного рода не подберешь иного мотива».
Картина «Иван Грозный и сын его Иван» была показана в 1885 году на
XIII Передвижной выставке в Петербурге и вызвала бурную реакцию публики.
При открытии выставки в Москве последовало распоряжение — работу Репина не
экспонировать. Этот запрет оставался долгое время в силе и после того, как
произведение было куплено П. М. Третьяковым.
Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном
«Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Это полотно принадлежит к
числу наиболее значительных произведений исторической живописи Репина и в
то же время является одним из самых народных его творений. Демократизм
идеалов художника, глубокое понимание им психологии народа, любовь ко всему
яркому и героическому позволили Репину написать это замечательное полотно.
Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века.
Сокровищница русской демократической живописи пополнилась в эти годы
монументальными полотнами Сурикова, Репина, Васнецова, в которых народ
впервые в истории русской живописи предстал в своем величии, непобедимости
и мощи. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам».
Запорожская вольница, которой посвятил свое полотно Репин, была в его
представлении той народной республикой, где нашли осуществление лучшие
демократические идеалы человечества. Тот факт, что Репин идеализировал
Запорожскую Сечь, не имеет в данном случае большого значения. Важно то, что
художник утверждал в своей картине эти высокие демократические принципы
всеобщей свободы, равенства и братства, показал красоту и величие народа,
защищающего свою независимость, свое боевое товарищество.
Картина написана на сюжет знаменитого письма запорожцев турецкому
султану. Народные предания донесли до нас этот эпизод в следующем виде:
разгневанный на казаков за истребление ими 15-тысячного войска султан
Махмуд IV прислал им грозное письмо, повелевая добровольно сдаться и
угрожая в случае отказа поголовным уничтожением; запорожцы ответили султану
насмешливым письмом, бросив ему открытый вызов. История написания этого
письма и легла в основу картины.
На переднем плане Репин изобразил запорожцев, которые собрались за
наспех сколоченным дощатым столом, чтобы дать отповедь заклятому врагу.
Дружно трудятся они над составлением издевательской грамоты и широко по
степи разносится их гомерический хохот. Тут и кошевой атаман Серко,
сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных
глаз; и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный
и властный «Тарас Бульба»; и лукавый писарь, с ехидной старательностью
нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему
полуобнаженный казак-острослов;
и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей»; и дюжий рубака-
воин, серьезный и простодушный, как дитя; и заливающийся тонким визгливым
смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие. В безудержном смехе
запорожцев над жестоким врагом накануне боев с ним обнаруживается их
героический дух, независимость, удаль и боевой задор.
Репин показывает крепкую боевую сплоченность запорожских рыцарей,
великую силу их товарищества. Оно проявляется и в том, как тесно сгрудились
запорожцы вокруг стола, кровно заинтересованные в общем деле, и в том, как
они свободно и непринужденно обращаются друг с другом, и в том, как дружно
реагируют на происходящее.
Запорожцы изображены на фоне широкой степи. За их спинами царит
обычная лагерная жизнь: поднимается к небу дым костров, снуют люди,
колышатся пики, гарцуют конники. Этот фон повышает героический пафос
звучания полотна. Да и сами запорожцы представлены во всем их боевом
вооружении, великолепно написанном Репиным.
В картине нет главных и второстепенных персонажей, нет разделения на
героев и толпу, как это было принято в академической живописи. Все образы
обладают яркой выразительностью, все являются героями произведения. В этом
решении исторической темы сказался подлинный демократизм Репина, его
представление о народе как о движущей силе истории.


« Предыдущая страница | Страница 7 из 9 | Следующая страница »




Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на картинке выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.